Зачистка клеевых соединений
Когда внешний вид или другие требования обязывают обеспечить отсутствие на готовом изделии избыточного клея, обычно рекомендуется счищать этот. избыток до отверждения 'Клея тотчас после соединения собираемых частей, намазанных клеем. Удаление потеков термореактивных «леев особенно трудно после завершения процесса их отверждения. Однако до момента полного отверждения клея этот избыток можно легко удалить протиркой тряпкой, смоченной соответствующим растворителем, например, использованным в самом клее. Склеенные детали можно очищать также скребками вручную или с помощью механизированного инструмента.
Иногда может возникнуть необходимость полностью очистить металлическую поверхность детали или полуфабриката от отвердевшего клея. Тогда одним из возможных мет-одов является механическое соскабливание или обдувка песком Замачивание в горячих щелочных растворах размягчает большинство клеев и позволяет легко отодрать или соскоблить слой клея с металла. Для снятия с металлов отвердевших потеков или пленок эпоксидных клеев можно применять подогретую муравьиную кислоту. Некоторые фирмы, такие, как Турко Продактс и Оукайт Продактс, выпускают специальные жидкости, растворяющие клеи или облегчающие отслаи вание клеевой пленки от поверхности металла.
Для сохранения клеевых соединений чистыми особенно эффективны предупредительные меры. Слой защитной пленки, наклады васмый на поверхность металла, которая примыкает к склеиваемым участкам и ограничивает площадь склейки, устранит необходимость дальнейшей очистки. Для предупреждения образования на говерхности избытка клея полезно накладывать клей экономно. Не следует, однако, злоупотреблять этим, чтобы при недостаточной
опытности не получить после сборки и отверждения «лея «голодных» соединений. Клея всегда должно быть (вполне достаточно для того, чтобы он совершенно заполнил все пустоты и зазоры между оклеиваемыми[16] поверхностями. Многие производственники считают наличие слабого равномерного выдавливания в виде незначитель ного вытекания клея по кромкам клеевых швов одним из признаков качественной склейки.
§ 40. Меры предосторожности при работе с клеями
Большинство клеев содержит химикалии и растворители!, которые могут быть вредными, если попадут па «незащищенные руки или лицо рабочего или будут вдыхаться им *. Раздражение кожных покровов и заболевание глаз могут быть результатом небрежного об ращения с клеевыми материалами, а также длительного действии паров растворителей и других компонентов клея. Формальдегид, используемый в фенольных материалах, изоцианаты в полиуретановых клеях и большинство катализаторов могут вызвать дерматит — воспалительные заболевания кожных покровов. Многие растворители растворяют жир на поверхности кожи, делая ее излишне сухой, что приводит к растрескиванию кожи.
Поэтому при работе с токсичными клеями, катализаторами или растворителями необходимо соблюдать меры предосторожности. Некоторые операции надо выполнять в резиновых перчатках. При работе с большинством клеев усиленно рекомендуется соответствующая мощная вентиляция. Нели случайно вредный материал попадает на кожу, то немедленная тщательная промывка водой предупредит нежелательные последствия. При соблюдении обычных мер предосторожности не может быть вреда.
Меры по технике безопасности должны приниматься на всех этапах работы с. клеями, начиная от их приготовления, включая онера-, ции нанесения клея,'отверждения н очистки клеевых соединений
Некоторые из используемых в «леях материалов, особенно растворители, являются легко воспламеняющимися. Поэтому при работе с «ими необходимо выполнять общеизвестные требования пожарной безопасности.
§ 41. Контроль качества склеивания
Многие считают склеивание ненадежным способом соединения по той причине, что в готовом клееном изделии трудно проконтролировать качество клеевых соединений. Опыт промышленного примепе-
имя процесса склеивания металлов яс лает оснований полностью присоединиться к этой точке зрения
Некоторые авторы, например, Мосс [55], соглашаются с трудностью контроля клеевых соединений, то высказывают законное сомнение в том, что контроль точечной сварки или заклепочных соединений намного легче. Известный авторитет в области склеивания. металлов Де-Брюин говорит [45], что ситуация в отношении контроля Клеев 'III клеевых соединений не отличается - от существующей для других самолетных материалов: «Мы не требуем неразрушающих испытаний прочности для металлов и довольствуемся тем, что отдельные образцы, отобранные от партии металла, имеют требуемые качества». Приведенные высказывания, однако, ни в коей мере не должны умалить важности процесса контроля в производстве клееных изделий.
Широкие 'исследования при опытном производстве каждого нового клееного изделия, .всесторонняя проверка его в эксплуатационных условиях, тщательная отработка технологии производства и внимательный контроль за соблюдением установленной технологии склеивания — гарантии от - неприятных случаев. Контроль должен пронизывать весь производственный цикл (начиная от исходных материалов п кончая готовым изделием.
Выбор марки клея делается в ходе экспериментальных работ что созданию нового изделия, после чего испытания клея в серийном производстве устанавливают лишь его кондиционность и соответствие контрольно-приемочным требованиям. Для этой цели обычно применяют стандартные испытания на сдвиг в комнатных условиях, описанные в § 26 и 27.
Большое внимание следует уделять подготовке склеиваемых поверхностей к склеиванию. Должны проверяться все операции этой і одготовки, включая проверку химического состава очистительных ванн, времени выдержки, температурных условий и т. д. Пробой на хорошо очищенную поверхность служит равномерное растекание воды по всей поверхности металла (эта проба выполняется, например, во время ополаскивания деталей шли листов после травления
II Т. II.).
Решающее значение имеет точное выполнение режима склеив а ния. особенно в период отверждения клея в клеевом соединении. Рекомендуется автоматическая запись важнейших параметров режи ма — температуры, давления во времени.
Практикуют закладку в приспособление для склеивания изделия дополнительной панели шли. отдельных образцов для последующего их испытания. Эти образцы иногда отрезают из припусков детали нли, жертвуя изделием, из самого изделия. Испытания проводят «а сдвиг и на отдир (см. § 26—28). Последнее испытание, предложенное в 1947 г. английской фирмой Аэро Рисерч г50 , в процессе склеивания клеем ридакс является основным методом контроля очистки склеиваемых поверхностей и условий отверждения клея. Указывает ся, что испытание на сдвиг менее чувствительно к изменениям качества подготовки склеиваемых поверхностей, режима отверждения.
толщины клеевого слоя, нежели испытание на отдирание («пиил-тест»).
Бывали случаи, когда образцы, не обнаруживающие сколько - нибудь заметной прочности на расслаивание, легко выдерживали испытание на сдвиг. Для получения сопоставимых данных по прочности на отдир испытания должны выполняться на образцах из одинакового металла и одинаковой толщины. Фирма Бристоль Аэроплейн, например, установила для стандартного образца из дуралюмина ДТД610 толщиной 0,9 мм минимальную норму вы дер живаемой нагрузки в 27,2 кг. Результаты этого испытания не имеют прямого значения в качестве расчетных критериев. Математический анализ испытания склейки на отдир. дал Спис [44]. Указанный метод контроля применяется фирмами Де-Хэвилленд и Бристоль Аэроплейн в Англии, Фоккер в Голландии и др.
Одним из показателей правильно осуществленного режима отверждения клея служит цвет клеевого шва. Так, для клея ридакс красновато-коричневый цвет свидетельствует о качественном отверждении, слишком светлый — о недостаточной полимеризации, а темно - коричневый или черный — о пережоге и хрупкости.
.Иногда для того, чтобы определить момент достижения клеевым соединением оптимальной прочности, в состав клея в процессе склеивания. вводят специальные соединения, вызывающие изменение цвета клеевого шва во время нагрева. Такие индикаторы вводят, например, в клей «Кемотск». Этот клей, разработанный фирмой Эвтек - тнк Уэлдииг Элойз на основе эпоксидных смол и предназначенный для склеивания металлов, керамических и иных материалов [38], при «акессяии имеет темно-синюю окраску. После полимеризации и достижения соединением требуемой прочности темно-синяя окраска переходит в светло-зеленую. Она указывает на высококачественное'* клеевое соединение. Синяя окраска говорит о недостаточной степени полимеризации, коричневая — указывает на перегрев. Это очень удобный способ контроля, имеющий важное значение при приемке склеенных деталей. Контролер по внешнему виду может тотчас определить качество клеевого соединения.
Во многих случаях о качестве склеивания до некоторой степени можно судить по наличию и величине потеков клея. Обычно клей должен выжиматься по кромкам клеевых швов равномерно и немного, свидетельствуя тем самым о достаточности нанесенного слоя, подведенного тепла и приложенного давления. Однако здесь нельзя дать общего рецепта, многое будет зависеть от рода клея и выработанной технологии склеивания.
Американская фирма Валти Эйркрафт в производстве клееных металлических изделий придерживается следующих приемов контроля [33].
Каждую склеенную деталь осматривают. Особое внимание обращают на потеки клея у клеевых швов. С помощью тонкого инструмента — щупа пытаются «прозондировать» клеевые швы, отыскивая возможные краевые пустоты. Если обнаруживают, что более 5%
длины клеевых швов имеют краевые пустоты (зазоры, непроклей^ или иные дефекты, то такую деталь бракуют.
Ежедневно запрессовывают из алюминиевого сплава 24ST толщиной 1,6 мм клееные панели с длиной (нахлестки 12,7 мм для последующей разрезки на три образца для испытаний на сдвиг. Склеиваемый материал, клей и условия склеивания те же, что и для выпускаемых изделий. Предел прочности при сдвиге для применяемого фирмой клея метлбонд должен быть не менее 176 кг! см2 с когезионным разрушением по клею не менее чем на 75% склеенной площади. Этот процесс проверки был регламентирован спецификацией № 20044 Военно-воздушных сил США.
Каждую неделю образцы, подобные образцам для ежедневного ■испытания на сдвиг, закладывают в соответствии с Федеральной спецификацией QQ M-151 на 30-суточнос обрызгивание соленой водой. Прочность при сдвиге также не должна быть ниже 176 кг! см?.
Первые производственные клееные детали и агрегаты и 1% последующих вскрываются по клеевому соединению дія визуального- осмотра. Клей должен оставаться по крайней мере на 75% всей площади оклейки.
В связи с контрольными испытаниями оклейки на сдвиг, выполняемыми при нормальной температуре, следует заметить, '.то в литературе имеются указания [60], согласно которым влияние отклонений в температурном режиме отверждения - клея и нарушения времени отдельных операций сборки резче выявляется при испытаниях в условиях несколько повышенной температуры (например, 65е), чем при 20°.
Схема контроля, применяемого фирмой Гленн Мартин в производстве клееных с сотовым заполнителем агрегатов управляемого летающего снаряда В-61А «Матадор», показана на фиг. 71.
Холбэк и Бэрридж отмечают [53], что вследствие прекрасной стабильности при хранении клея FM-47, используемого фирмой, он проверяется только один раз — при поступлении на завод.
Получение клееных крыльев и стабилизаторов хорошего качества облегчалось тем, что наряду с жидким клеем FM-47 - в качестве грунта применялась пленка из этого же клея с марлевой тканью в качестве основы. Это позволило избавиться от сплошного - контроля прочности соединений обшивки с сотами. и ограничиться выборочным контролем.
Другим фактором, благоприятным для инспекции, являлся большой запас прочности качественных соединений на выбранном клее. Вместо 176 кг]см2 прн сдвиге согласно спецификации Мил-А-8331 клей FM-47 дает 280 кг/см2, т. е. на 60% больше.
Контроль процесса склеивания, практикуемый фирмой Гленн Мартин, основан на тщательной проверке операции каждого этапа технологического процесса (/, II, III по схеме па фиг. 71) и сопровождается некоторыми испытаниями готовой продукции (/V). Значение инспектирования этапов / и II обусловлено тем, что склеиваемые детали здесь доступны для осмотра, в то время как после - сборки эта возможность почти полностью утрачивается. Следует, в
Фиг. 71. Схема контроля процесса склеивания в производстве металлических агрегатов для управляемого снаряда „Матадор*“на заводе фирмы Гленн Мартин. |
частности проверить, не слишком ли большой промежуток времени был после сушки очищенной поверхности перед нанесением на нее клея. При контроле этапа сборки «и отверждения клея следует обра щать внимание на то, чтобы требуемые давления и температуры были созданы именно в клеевых швах. Для этой цели используют термопары, иногда оставляемые в изделии, и указатели давления — тарировочные пружины н пр.. обычно вмонтированные в сборочно - прессовое оборудование. Первые экземпляры нового изделия подвергают поверочным испытаниям для - выяснения иравилыгост і принятой технологии, подбора оснастки и пр. Обшивку сдирают и ос матривают клеевые соединения. Проводят прочностные испытания клеевых соединений на образцах, вырезанных из изделия, а также статические испытания. всего изделия.
Когда процесс -производства налажен, такие поверочные испытания («тул квалифнкэйшн тест») выполняют лишь эпизодически при изменении конструкции изделия, оснастки, или технологического режима или периодически для I % изготовленных изделий.
Обычный систематический контроль готовой продукции (этап /I по схеме на фиг. 71) включает в себя наряду с визуальным осмотром, контролем формы и размеров изделия, просмотром фактических параметров режима склеивания, простукиванием и испытанием вакуумом также и испытания, связанные с местным повреждением изделия, — испытания на отрыв обшивки. Подробнее о последних видах испытаний, специфических для сэндвичевых конструкций и применяемых, в частности, фирмой Норт Америкэн, сказано в § 45. Если заіюд выпускает продукцию, устойчивую по качеству, то объем контрольных испытаний, особенно портящих изделие и требующих последующей заделки повреждений, сокращается.
В настоящее время еще не созданы удовлетворительные способы контроля прочнее I и. клеевых соединений без их разрушения, о чем уже упоминалось в § 29 Исследования к этом направлении продолжаются
Значительно лучше обстоит дело с неразрушающ гми способами контроля качества склеивания, способами обнаружения такого распространенного и опасного дефекта, как «пепроклей».
В печати сообщалось ЗЬ, что французское самолетостроитсль - кое общество SNCASO применяет ультразвуковой контроль « производстве многоцелевого самолета «Вотур», в конструкции которого широко использовано склеивание металлов.
Нели оклейка качественная и: обеспечивает сплошность контакта, поток ультразвуковых волн может беспрепятственно проходить через склеенные материалы и клеевой шов. Если в клеевом соеди - ении имеется дефект хотя бы в виде тончайшей прослойки воздуха, то попадающие туда волны будут отражаться, сигнализируя о наличии дефекта.
При разработке метода кош роля и соответствующей аппаратуры необходимо подобрать конструкцию, а также расположение излучателя колебаний и устройств, воспринимающих ответные сигналы и частоту волн, так, чтобы получить их достаточную проницаемость, и
нужных случаях отражаемость, обеспечить возможность установления размеров дефектного участка и отсутствие вредного воздействия применяемых колебаний или волн на физико-механические свойства испытуемого изделия.
В технике широко применяются два рода ультразвукового контроля. Одни способы предназначены для обнаружения внутренних дефектов в однородных материалах. Они неудобны или непригодны для контроля клееных конструкций, так как требуют свободного доступа элементов испытательной аппаратуры с двух противоположных сторон обследуемой части конструкции и, кроме того, часто вызывают необходимость погружения в жидкость. Другие способы попользуются для проверки «глухих стсн» и изделий, к которым имеется доступ лишь с одной стороны. Такого рода инструменты основаны на принципе отражения импульсов энергии.
Именно на этом принципе работает созданный французской са - молетостронтельной компанией SNCASO совместно с обществом по применению ультразвука испытательный ультразвуковой резонансный аппарат «Аэрозоник Тестер». Прибор позволяет определять дефекты менее 2 см3 в склеенных металлах общей толщиной от 1,2 до 30 мм. Прибор питается переменным током напряжением 90/240 в и частотой 50/60 гц. Аппарат обладает достаточно широким диапазоном частоты, причем последняя может изменяться непрерывно без смены контактора {«щупа»). Точность работы прибора и его «избирательность» пе зависят от контактного давления щупа. Аппаратура действует безотказно в атмосфере повышенной влажности и при температуре до 60°.
Для контроля качества приклейки обшивки к пластмассовым или металлическим сотам, а также для контроля клеевого соединения и сцепления металла с пенопластом в полых лопастях воздушных винтов самолетов и вертолетов физиками Исследовательского института в Стэнфорде в Калифорнии (США) разработан прибор «Стаб Me тер» [70].
Пьезоэлектрический вибратор, подключенный к измерительной аппаратуре, прикладывается к поверхности проверяемой сэндвичевой конструкции. Реакция изделия превращается прибором в электрический сигнал, сообщающий о наличии или отсутствии на обследуемом участке хорошей связи между металлом обшивки и сердцевиной. Испытатель рассматривает изображение па экране осциллографа. Отклонение от картины, свойственной качественной панели, свидетельствует о неудовлетворительной склейке. Указывается, что данный прибор, помимо обнаружения «непроклея», сможет достаточно точно предсказывать механическую прочность соединения. Прибор может быть построен в форме, позволяющей использовать его не только в лабораторной обстановке, но и в полевых условиях.
Авиационная фирма Дуглас (Калифорния, США) установила возможность проверки качества приклейки обшивки к сотам в сэнд - Еичевых панелях с помощью резонансного испытания с применением зерен песка, насыпанных на поверхность клееной панели [37]. Была построена установка, состоящая из генератора звука (подобного электронной трубке электрического органа) и трубы с обращенным кверху широким раструбом или рупором, на который через специальные опорные прокладки, кладется испытуемая панель. Частота волн, генерируемых источником звука, могла доходить до 50 ООО гц, что далеко выходит за пределы слышимости человеческого уха. В опытных работах зерна песка брались шести различных размеров и окрашивались в разные цвета, однако было установлено, что размер зерен не сказывается существенно на результатах испытания. При включении генератора и постепенном изменении частоты звуковых волн (обычно лучше начинать с частоты порядка 20 ООО периодов в сек.) зерна песка начинают двигаться по поверхности панели и «скатываются» с тех мест, под 'Которыми соты «е приклеены к обшивке панели. Когда эти области были очерчены мелом, а панель затем разрезана, то оказалось, что меловые пометки совпадали с границами «непроклея».
До сих пор в практике склеивания наряду с указанными объективными методами контроля «непроклея» применяют. простой, IHO субъективный способ простукивания на слух приклеенных обшивок, полагаясь на искусность, внимательность и добросовестность контролера.