Соединения внахлестку
Расчет прочности клеевого соединения
Клеевое соединение в одинарную нахлестку соединение, в котором два элемента накладываются концами друг на друга и склеиваются вместе (фиг. 52). Это самый распространенный тип - клеевого соединения, применяемого в промышленности.
1- I |
л? |
||||
1111МI ] 1П |
|||||
ь 6 |
и |
-Л __ 1 |
|||
-Р |
Фиг. 52. Клеевое сосдагоетние внахлестку, подвергаемое действам сдвигающих сил Р. |
--4» * • |
Соединения внахлестку располагаются в изделии так, чтобы воспринимаемые ими внешние усилия действовали преимущественно в плоскости (клеевых швов Такие усилия в основном вызывают в клейком шве напряжения сдвига, но одновременно в нем имеются и другие напряжения. В то время как в склеенных внахлесжу металлических элементах возникают напряжения растяжения, в клеевом соединении, кроме напряжений сдвига, могут появиться у краев пло-
щади склейки отдирающие напряжения т. е. напряжения растяжения в направлении, перпендикулярном плоскости склейки. Учет этих «вторичных» напряжений существенен при расчете клеевых соединений внахлестку.
Если применяется тонкий листовой металл, например, толщиной 0,5 мм или меньше, то растягивающее напряжение в оклеиваемых элементах может быть достаточно большим, чтобы вызвать в металле разрушение. Форма нахлестки, т. с. се ширина и длина, и прочность клея определяют для металла данной толщины время наступления разрушения. Ясно, что если разрушение произошло по металлу, но при - нагрузке менее расчетной или заданной, то деталь следует переконструировать, введя в нее более толстый или прочный металл. Если разрушение металла происходит после того, как намного превышены требования к прочности конструкции, можно переконструировать соединение, применив клеевое соединение с нахлесткой меньшей длины.
Разрушение в клеевом соединении может локализоваться в клеевом шве (когезионное разрушение) или может произойти на линии раздела металл—клей (адгезионное разрушение). Характер разрушения зависит от состояния поверхности, толщины и рода металла, а также от природы клея н толщины клеевого шва. В клеевых соединениях внахлестку разрушение преимущественно должно быть когезионного характера. В противном случае следует обратить самое серьезное внимание на проверку и, возможно, пересмотр обработки поверхности, выбор металла и т. п. Скорее всего причину можно найти в недостаточном контроле за чистотой подготовляемой к склеиванию поверхности или просто в отсутствии его.
Как было отмечено выше, в клеевом соединении внахлестку могут возникать растягивающие напряжения, перпендикулярные плоскости клеевого шва. Голанд и Рейоснср, а равно и другие исследователи [11] показали, что это растягивающее напряжение больше по концам нахлестки и уменьшается по мере приближения к се середине. Такие напряжения приводят к явлениям отрыва в клеевом соединении и заметному снижению прочности на сдвиг. Среднее напряжение сдвига в клеевом соединении внахлестку - это приложенная «агрузка, разделенная на площадь склейки; «предел» прочности соединения при сдвиге — это 'величина указанного среднего .напряжения в момент разрушения.
Когда склеенные внахлестку элементы подвергаются действию растягивающих сил, то напряжения растяжения в каждом из них имеют максимальные значения у границ клеевого соединения. Таким образом, на фиг. 52 склеенный элемент / испытывает наивысшее напряжение в зоне А, а элемент // — в зоне В. Если склеенные элементы работают в пределах упругости, то и деформация соответствующая этим напряжениям, будет самой большой в точках А и В. Подобная дифференцированная деформация имеет место во всех типах соединений внахлестку — клеевых, заклепочных, сварных. В результате у концов нахлестки имеет место концентрация напряжении, самое низкое напряжение наблюдается в центре С.
Склеиваемые элементы с низкими модулями упругости подвержены при данной нагрузке большей деформации, следовательно, клей у концов нахлестки таких соединений подвергается большим растягивающим (или отрывающим) напряжениям, чем при элементах с более высоким модулем. Таким образом, упругие свойства склеиваемых элементов играют решающую роль при определении, прочности, формы и размеров клеевого соединения внахлестку.
Различные другие факторы влияют на относительную степень локализации напряжений при нагрузках на сдвиг. Например, клеи с более низким модулем сдвига, т. е. более «гибкие» или податливые, будут легче распределять локализованные напряжения. Исчерпывающий анализ этик факторов дап Фолькерсеном, а равно другими авторами [11], их выводы суммированы ниже.
Как уже отмечалось, напряжения в клеевом соединении внахлестку, вызванные нагрузкой, обычно не распределяются равномерно по склеенной поверхности. Максимальное - напряжение находится у концов нахлестки. Отношение этого максимального напряжения "тах к среднему напряжению называемое коэффициен
том концентрации напряжения п, зависит от геометрических и физических параметров. Этот коэффициент является функцией длины нахлестки I, модуля сдвига G и толщины d клеевого слоя, модулей упругостей Ei и Е, и толщины и <S2 обоих оклеиваемых элементов. Указанная зависимость выражается формулой (1):
п = т = — coth —, (1)
k
где |
ссред, к
(2)* |
~ I 'а
k V w
Д-^, (3)
E. jSd цу £i? i+£e52 EiSj
Когда оба склеиваемые элемента идентичны, что бывает в большинстве случаев, то выражение (2) приобретает вид
—=/ I ' ~G—. - (5)
I 2 ESd
Зная входящие в эти формулы характеристики механических свойств клея и склеиваемых материалов, размеры данного соединс ния и «истинный» предел прочности при срезе соединения на данном клее, ранее определенный опытным путем, можно подсчитать прочность на сдвиг рассчитываемого соединения:
Р—т F -™ах lb
сред' ’
где Ъ — ширина ■нахлестки.
Де Брюин ввел в употребление так называемый «коэффициент соединения», равный ' S/І, чтобы заранее определять прочность на сдвиг данной системы клей—склеиваемый элемент, в которой длина нахлестки и толщина склеиваемого элемента могут варьировать. Если клей и условия отверждения сохраняются постоянно теми же самыми и только Sul изменяются, то можно построить график прочности на сдвиг в зависимости от «коэффициента соединения». Такой график дан на фиг. 53 для клея НАА «Хай-Темп». Отдельная кривая требуется для каждой температуры испытания. Де Брюин составил аналогичный график для клея ридакс. По таким кривым легко установить предполагаемую прочность при сдвиге соединения внахлестку, если определены толщина склеиваемого элемента и длина нахлестки. Наоборот, для заданной прочности можно установить требующуюся толщину оклеиваемого элемента или длину нахлестки, если известна одна из двух последних переменных (S или /).
Де Брюин в целях облегчения подсчета коэффициента соединения VSH для всех возможных значений S т I использует номограмму. Эта номограмма и подобная ей подходят для соединений с односторонней нахлесткой любых материалов.
К - Фрей [46], используя результаты эксперимента, обработанные с помощью «коэффициента соединения», и приняв, что оптимальные размеры клеевых соединений внахлестку соответствуют случаю, когда напряжения сдвига в клеевом соединении достигают уровня разрушающих, а напряжения растяжения в склеенных элементах достигают значений предела текучести, дал свою расчетную номограмму, построенною для клея аїральднт (фиг. 54).
Недостатком имеющихся в настоящее время методов расчета прочности клеевых соединений на сдвиг служит лежащее в их основе предположение о том, что вое элементы клеевого соединения I прежде всего клеевой шов работают в пределах упругости. Методы расчета охватывают только область кратковременных статических нагрузок. Понятно, что эти замечания не распространяются на «расчетные» диаграммы, являющиеся простым отображением результатов серии ранее проведенных испытаний различных ктеевых соединений.
Влияние различных конструктивных факторов на прочность клеевого соединения внахлестку
Из зависимости коэффициента концентрации напряжения от величины /k видно [см. формулы (1) — (5)], что концентрация напря - ' жения:
1) возрастает с увеличением длины нахлестки;
2) не зависит от ширины нахлестки;
3) медленно возрастает с повышением модуля сдвига клея и
4) медленно падает с повышением модуля упругости металла, толщины металла и толщины клеевого слоя.
В соответствии с результатами теоретического анализа прочности клеевого соединении внахлестку оптимальной конструкцией
Фиг. 54. Диаграмма для определения оптимальных размеров простого соедгсшс - 1WWI пнйхчеспкіу листов из легких сплавов нд клее * аральдиг 1. °т— предел текучести склеиваемого металла. S — толщина склеиваемых листов, / — длина нахлестки. Рв — погонное растя' гивающее усилие, отвечающее пределу текучести металла. |
6j кг/мм* |
соединения внахлестку является такая конструкция, в которой длина нахлестки очень небольшая, клей нежесткий, «гибкий», клеевой слой толстый, склеиваемый материал жесткий и толстый (идеальное соединение получается, если коэффициент концентрации напряжений п— 1, т. е. при однородном распределении напряжений).
Вполне понятно, что общая прочность соединения возрастает прямо пропорционально ширине нахлестки (не смешивать с преде-
Фмг. 55. Предел прочности прм сдпиге клеевого соединения внахлестку па клее НАА «Хай-Темп» в зависимости о г длины нахлестки. |
/—температура испытания 25°, 2—-температура испытания 26(Р
лом прочности соединения при сдвиге или погонным разрушающим усилием), протяженность которой может значительно превышать «длину» нахлестки.
Там, где Л -*-0, коэффициент концентрации напряжений п—
= ——_>1, напряжения сдвига распределяются равномерно. Эго по-
тсред
ложение может достигаться по мере того, «ак длина нахлестки I становится все меньше. Изменение предела прочности на сдвиг в зависимости от длины нахлестки I показано на фиг. 55 для «лея
НЛА «Хай-Темп» при комнатной температуре и при 260°[12]. Подобные кривые были построены и для клея ридакс.
Величина Д уменьшается не только при укорочении нахлестки:, но и по мере уменьшения жесткости клея в отвержденном состоянии, характеризуемой модулем сдвига G.
Формальный анализ напряжения в клеевом соединении внахлестку мог бы привести конструктора к убеждению, что он должен предусматривать очень толстый и нежесткий клеевой слой. В действительности это далеко не так. Клеи, которые отличаются чрезвычайной гибкостью, легкой деформируемостью, обычно соответственно слабы и проявляют чрезмерную ползучесть под постоянной нагрузкой. Это является одной из причин, почему клеи. типа резиновых 'Непригодны для силовых случаев применения, но подходят для склейки общего «назначения.
Что касается толщины клеевого слоя, то на опыте хорошо известно, что клеевые соединения с толстым клеевым швом обладают пониженной прочностью. Для объяснения причин повышения прочности склейки с уменьшением толщины клеевого шва были предложены различные теории, которые вкратце сводятся к следующему:
1. Ориентация молекул клея (Мак-Бэйн и сотрудники). «Цепи ориентированных молекул», распространяясь по всему клеевому слою, обеспечивают прочность клеевого соединения. Ориентации способствуют поверхностные силы склеиваемых элементов. Интенсивность этих сия изменяется обратно пропорционально расстоянию от металла и, следовательно, является самой высокой на поверхностях раздела и самой низкой в центре клеевого слоя. Чем толще клеевой слой, тем слабее клеевое соединение.
2. Различия в физической структуре (Константинова)'[13]. Кристаллическая или иная структура клея в отвержденном состоянии изменяется с изменением толщины слоя.
3. Теория дефектов (Байкерман). Чем тоньше клеевой слой, тем меньше статистическая вероятность появления дефектов или повреждений определенной величины внутри клеевого слоя и, следовательно, тем выше прочность соединения.
4. Снижение пластического течения во время испытания (Орпван и Стсгер). Заключение материала клея между двумя жесткими склеиваемыми элементами уменьшает степень пластического течения, которое может произойти, когда материал находится под нагрузкой. Разрушение в клеевом шве происходит в точке наивысшего пластического течения. Такое ограничение (стеснение) развития пластических деформаций в тонких клеевых слоях значительно боль
ше, чем і» К)Л<*Мііх, іншому прочие* іь іоііКіИЧі клосного uma более
высокая.
5. Распределение іінцгренніик іш/ірнчс+ниїі (Мі'йсінор її Болдак, Хэкстра и Фритцинз, Причеп). Тенденции клен ежнміт>ся (тли Давать усадку) во время отверждения и іюД iiaj-ругікпмн встречают
препятствия на поверхности раздела «лей—мла. чл, так кйк рніме- ры этих плоскостей являются ПОСТОЯННЫМИ. Эти ОГрИПИЧИГОЛН Ш. ПЫ - вают внутренние. напряжения внутри ктея. Чем тоньше клоевоіі слой, тем меньше материала, нуждающегося в охранении от усидкн, иг следовательно, тем ниже эти напряжения.
Другим фактором, который часто не учитывают, являются внутренние напряжения, возникающие 'в результате отверждения термореактивного клея при нагреве и под давлением. Когда давление снимается (по окончании отверждения), клей проявит тенденцию перейти в новое состояние, отвечающее изменившимся внешним условиям: пониженной температуре и пониженному давлению.
Однако ограничения, накладываемые склеиваемыми элементами, гермозят это действие, и на поверхностях раздела возникают напряжения. Подобным же образом напряжения - в клеевом шве могут появиться во время охлаждения вследствие различия в жгэффшшен - тах термического расширения «лея и склеиваемых элементов. Аналогичные рассуждения можно применить и к явлению улетучивания растворителя из клеевого шва в ходе отверждения. Более топкие •клеевые слои будут обладать меньшими напряжениями для данной площади склейки. Следовательно, такие соединения являются более прочными, чем соединения с более толстым клеевым швом.
По мнению автора, изменение прочности па сдвиг в зависимости от толщины клеевого слоя обусловлено тем, что одновременно действуют факторы, которые учитываются в двух теориях — пластического течения и внутренних напряжений. Это явление наблюдалось в образцах, испытанных как на сдвиг, так и на растяжение. Сообщалось о многочисленных экспериментальных подтверждениях этого явления для различных типов клеевых материалов, например, парафина, шеллака, полистирола, полиэтилена, метилметакрилата. Мейсснер и Меррилл сообщили об этом явлении при испытании клеевых соединений встык стальных образцов, обработанных на токарном станке. Когда в качестве клея был использован полиметил - метакрилат, предел прочности на растяжение колебался от 225 кг/см2 при толщине клеевого слоя 0,25 мм и до 26 кг/см* при толщине клеевого шва 4,56 мм. При использовании в качестве клея полистирола без наполнителя предел прочности при растяжении колебался от 147 кг/см2 при толщине клеевого шва 0,51 мм до нулевой прочности при толщине клеевого шва 2,79 мм. Аналогичная связь была подмечена Краусом и Мэнсоном, которые отметили влияние па это явление температуры. При повышенных температурах колебания прочности в зависимости от толщины клеевого шва становятся менее резко выраженными. Это легко объяснить, вспомнив, что при повышенных температурах клей становится более вязким и, таким образом, может рассеять внутренние концентрации напряже
ния. Действительно, Г. Сильвер показал, что п случае использования ЕЯЗКИІХ клесв прочность клеевого шва может существенно поныспггь - ся с увеличением толщины клеевого слоя. В табл. 32 показаны данные Сильвера для нескольких клесв, применяемых при склеивании латуни со слоистым фенольным пластиком.
Закон понижения прочности с увеличением толщины клеевого слоя сохраняется и у более жестких резорционовых клеев, которые могут быть пригодны для конструкционного применения. Обратное явление наблюдается у вязких клеев — тиоколовых, виниловых
1= 12,7мм О I 2 3 4 5 Толщина в мм Фиг. 56. Максимальные напряжения растяжению. которые. могут быть в склеенных клеем ртдакс элементах в зависимости от толщины металла и длины нахлеежи L |
и Т. 'П., обычно не пригодных для использовании в конструкциях.
Вернемся к рассмотрению других конструктивных факто - ро'в, влияющих на. прочность клеевых соединений внахлестку. Согласно теории соединения внахлестку из толстых жестких склеиваемых элементов более желательны, чем соединения внахлестку с тонкими и легкорастяжимыми элементами. Это заключение подтверждено экспериментами.
А — алюшшисвый склав ДТД687, В — алю - мнниёный сіма к ДТД746, В — алюминиевый сплав ДТД7Ю, Г — спецификация ДТД775 па клей ридакс. |
Типично повышение /прочности клеевого соединения с увеличением толщины склеиваемых элементов, наблюдаемое - в «лее метлбонд. Средние значения прочности на срея возрастают со 125 кг/см2 отри толщине склеиваемых элементов 0,5 мм до 211 кг/см2 при толщине склеиваемых элементов 1.0 мм и, наконец, достигают 260 кг/см* при толщине склеиваемых элементов 3,3 мм. Эти результаты даны для образцов из алюминиевого плакированного сплава 24ST шириной
25,4 мм с нахлесткой 12,7 мм при испытании в условиях комнатной температуры.
Эта же зависимость иллюстрируется графиками па фиг. 56—58, построенными но результатам испытаний клея ридакс 59 .
Мак-Бэйн и Ли, а также другие йсследователи обнаружили и изучали влияние механических свойств склеиваемого элемента на прочность клеевого соединения. Было наглядно показано, что металлы с самыми высокими значениями модулей упругости и прочности (самая низкая сжимаемость и малый атомный объем) обеспечивают наиболее прочные соединения ив тех, которые можно получить с помощью данного клея.
Влияние рода склеиваемого материала на прочность клеевого соединения иллюстрируется в табл. 33, приводимой Прсйсверком, Мейерхаусом и Дейцем [63]. Имеются данные [28], подтверждающие
Влияние толщины клеевого слоя на ударную вязкость при сдвиге
образцов клеевых соединений
Тип клея |
Толщина клеевого слоя в мм |
Ударная вязкость в кгсм |
Буна N-винил |
0,03 |
22,1 |
0,07 |
41,5 |
|
0,П |
51,2 |
|
0,35 |
71,9 |
|
0,46 |
113,5 |
|
0,55 |
127,0 |
|
0,87 |
142,2 |
|
Буна N-фенольная смола |
0,03 |
35,9 |
0,05 |
38,7 |
|
0,12 |
56,7 |
|
0,22 |
71,9 |
|
0,63 |
123,0 |
|
0,77 |
130,0 |
|
Винил-бутираль |
0,03 |
9,7 |
0,06 |
18,0 |
|
0,40 |
56,6 |
|
0,71 |
73,2 |
|
Тиокол |
0,05 |
76,0 |
0,12 |
97,0 |
|
0,19 |
103,8 |
|
0,37 |
142,2 |
|
0,78 |
168,5 |
|
1,16 |
220,0 |
|
Резорциновый (грунт каучук— |
0,05 |
97,0 |
казеин) |
0,13 |
83,0 |
0,20 |
84,4 |
|
0,15 |
78,8 |
|
0,58 |
80,3 |
|
0,84 |
93,0 |
|
Резорциновый (грунт Буна N- |
0,12 |
71,9 |
ішііііл) |
0,36 0,59 |
71,9 59,4 |
0,88 |
54,0 |
1-121 |
мм к |
|||
1=?‘ -і |
U мм ' |
|||
j |
||||
L -127 мм |
2 3 U Толщина В mv |
на примере оклеивания плакированных алюминиевых сплавов с различными пределами текучести, что на прочность клеевого соединения влияют именно механические свойства склеиваемых материалов, а не только физико-химическая природа склеиваемых поверхностей. Все указанные выше данные приводят к выводу, что стандартный образец внахлестку следует использовать при испытании для |
•S' |
Фиг. 57. Поговные разрушающие усилии для соединении внахлестку на клее ридакс в зависимости! от длины нахлестни I и толщины металла.
Фяг. 58. Предел прочности при сдвиге соединения внахлестку на •клее іридакс в зависимости от толщины металла и длины нахлестки I.
Склеиваемые металлы |
Температура испытаиия в °С |
Предел прочности клеевого соединения при сдвиге в кг! смй |
Предел теку металла при ТЯЙІЄ1ІИІ! в к |
Антикородаль (подобен |
—60 |
750 |
2970 |
• дуралюмину Д16АТ) |
-20 |
649 |
2970 |
20 |
570 |
2970 |
|
60 |
430 |
2970 |
|
100 |
292 |
2970 |
|
Железо |
20 |
'489 |
2410 |
Сталь хромоникелевая |
20 |
542 |
3050 |
Медь |
20 |
496 |
2550 |
Бронза фосфористая |
20 |
535 |
6230 |
Латунь |
20 |
463 |
2720 |
Таблица 33 |
Примечание. Образцы с двухсторонней нахлесткой. Длина нахлестки 5 мм. Режим склеивания: температура 210°, время отверждения 1 час, давление около 50 кг/см2. Нагружение статическое. |
Прочность при сдвиге соединений клеем аральдит 1 различных металлов |
установления относительных достоинств испытываемых клеев. Изготовители и поставщики клея, пе сообщая сведений о конфигурации образцов, на которых они проводили испытания, или пытаются обмануть неопытного потребителя или сами не осведомлены о различных факторах, влияющих па прочность. Можно получить, например, почти любое высокое значение прочности на сдвиг экстраполяцией длины нахлестки в направлении к нулю!. Вот почему солидные поставщики всегда подробно информируют о размерах образцов, принятых для испытания клея.
SN Длина нахлестки В мм Фиг. 59. Сравнение прочности на сдвиг при растяжении клеопых соединений с односторонней я двухсторонней нахлесткой. Образцы из плакированного дуралюмина толщиной 1 мм |
Соединение в одинарную нахлестку, рассмотренное выше, является простейшим и наибо лее широко применяемым видом соединения материалов.
Иногда применяют различные модификации этого типа клеевого соединения либо по причине специальной конфигурации склеиваемых деталей, например, коаксиальные соединения при сращивании труб, либо для получения более эффективных соединений.
1—односторонняя нахлестка, Ї—двухсторонняя нахлестка |
Соединения с двойной или двухсторонней нахлесткой снижают тенденцию к изгибу вследствие эксцентриситета нагрузки. Прочность такого соединения может быть почти в два раза больше прочности соответствующего соединения в одинарную пли одностороннюю нахлестку, как это показано на фиг. 59.
Это положение остается в силе для соединении внахлестку усовых и со скошенными кромками (как одинарных, так и двойных). Такие соединения весьма эффективны, но их трудно изготовлять. Если оба склеиваемые элемента из одного и того же материала, то достаточно одинарного усового соединения. Когда склеивают два элемента из различных материалов, то лучше делать двойное усовое соединение с углом скоса в каждом пропорционально модулю упругости материала. Такие соединения обладают повышенной прочностью, потому что можно добиться практически постоянных значе-
1 Практически увеличение предела прочности при сдвиге клеевого соединения с односторонней нахлесткой при уменьшении длины нахлестки ограничено, так как начинают все в большей мере сказываться отрывающие напряжения вследствие эксцентриситета приложения растягивающих усилий (равного примерно полусумме толщины склеенных полос). Примечание редактора.
нии напряжения и деформации по всей площади нахлестки, придавая поперечному сечению элемента форму в соответствии с распределением усилий вдоль соединения.
Метод испытания склеивании на двойной срез по Джонсону л модифицированный метод Мак-Бэйна по сути: дела заключаются в испытании на срез стыковых клеевых соединений.
Коаксиальные соединения, 'применяемые при подгонке труб различных диаметров, требуют или клеев-заполнителей или высокой точности размеров соединяемых труб (низкие допуски) Необходимо избегать зазоров свыше 0,25 мм.
На основании испытаний, проведенных фирмой Норт Америкэн Авиэйшн, можно сделать заключение о том, каких характеристик можно добиться от такого соединения. Стальной вал диаметром 6 мм был склеен с обоймой подшипника клеем Эпон VI (фирмы Шелл Кэмикэл). Радиальный зазор составлял 1,5 мм. Нагрузка прикладывалась по оси вдоль вала (на выталкивание вала из обоймы). Предельное напряжение сдвига превышало 316 кг/см2.
Другие испытания этой же фирмы показали, что при использовании клея на основе эпоксидных смол толщины клеевого слоя (т. е. зазоры) в соосных соединениях могут составлять 0,025—0,16 мм, не влияя на прочность при сдвиге.