ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЕВ В СЛОИСТЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ С ЛЕГКИМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ
Одним из самых ответственных и новых применений ’«лееп ДЛЯ металлов является изготовление конструкций типа «сэндвич». Они состоят обычно да сердцевинного материала легкого веса — заполнителя, прикрепленного с двух противоположных сторон к металлическим обшивкам. Американское общество испытания материалов да от следующее довольно широкое определение такого рода кои-
Фиг. 72. Поперечное сечение трех различных типоп элементов конструкций с сотовым заполнителем (фирма Глени* .Мартмт) |
струкциям и материалам: «Слоистая конструкция из сочетания различных разнохарактерных простых пли сложных материалов, собранных и прочно скрепленных друг с другом так, чтобы, используя свойства отдельного материала, добиться определенных преимуществ для конструкции к целом».
Практически в слоистых конструкциях сэндвич (фиг. 72) всегда имеются три элемента: две обшивки и сердцевина. Функция сердцевины — разделить обшивкн для создания панели, достаточно жесткой, чтобы предотвратить общую эйлеровскую потерю устойчивости (упругую неустойчивость) и удерживать обшивки от местного выпучивания под напряжением. Поэтому иногда трехслой-ные панели сэндвичевого типа называют панелями с «разнесенной» обшивкой. Под названием «сэндвич», «трехслойные материалы с заполни
тел ем» или «слоистые конструкции с заполнителем» понимают как полуфабрикат —- листовой слоистый материал, так и конструктивные элементы различных форм и габаритов, которые. представляют собой сочетание двух обшивок с заполнителем между ними.
Сочетание сердцевины из легкого по весу материала и относительно прочных обшивок даст прочную, легкую, высоко эффективную конструкцию пригодную для ответственных и неответственных агрегатов в самолетах и управляемых летающих снарядах, в кузовах автомобилей, железнодорожных вагонах, жилищном строительстве, в ■производстве мебели, в контейнерах для перевозки грузов и т. п. В настоящее время уделяется большое внимание этим материалам, как пригодным для декоративных целей.
Крепление решетчатой или сотовой сердцевины к металлической обшивке дает возможность применять сравнительно тонкие обшивки и создавать конструкцию, которая выдерживает без выпучивания более высокие сжимающие нагрузки, чем от. на толстая обши »ка, при одинаковом весе. При сжатии неподкрспленная металлическая обшивка может прогнуться в ту или иную сторону при напряжениях гораздо меныиих, чем предел прочности материала на сжатие. Если имело место выпучивание при сжатии, то этот лист обшивки не в состоянии выдерживать дальнейших сжі мающих нагрузок. В само летах такое выпучивание обшивки хорошо знакомо и часто обходится дорого, так как оно может привести к преждевременному усталостному разрушению кс-нструкции.
Чтобы устранить возможность появления выпучивания обшивки в конструкциях с «работающей» обшивкой, последнюю подкрепляли металлическими элементами жесткости — стрингерами — с помощью клепки, точечной сварки или оклеивания. Чем больше таких элементов жесткости, т. е. чем меньше промежутки между ними, тем более высокие сжимающие нагрузки могут выдерживать конструкции без потери устойчивости обшивки. Там, где вес является важным фактором, учитываемым при конструировании изделия и. расчете его на прочность (как в авиации), существует предел, за которым даль нейшее добавление элементов жесткости становится нецелесообразным.
Простое и эффективное решение этой проблемы заключается в использовании конструкций с заполнителем. Стенки ячеек сердцевины, скрепленные с обшивкой ('Имеется в виду сотовый заполнитель), играют роль элементов жесткости, сокращая размеры участков обшивки, не имеющих опоры. В результате достигается преимущество в весе и простоте изготовления. Кроме того, обшивка практически поддерживается во всех точках ее поверхности, .особенно при использовании в качестве за галнителя материалов, значительно более гомогенных, чем соты, например, мелкопористых или мелкоячеистых пенопластов.
Такие конструкции возможны только в том случае, если сердце - вину можно хороню соединить с обшивками. Попытки применять заклепки или точечные сварные швы в цельнометаллических слоистых конструкциях с сотовым заполнителем потерпели неудачу ■вследствие чересчур большого количества требующихся отдельных креплений. В «настоящее время установлено, что склеивание является наиболее подходящим способом изготовления этих конструкций. Разнородные материалы сердцевины и обшивок возможно и удобно соединять только клеем.
JI. Марквардт, заместитель директора Лаборатории лесных ма териалов, в 1951 г. так охарактеризовал ведущую роль клеев в этом отношении: «Важное значение клеев нельзя переоценить. Они являются ключом к сэндвич-конструкциям».
§ 42. Материалы обшивки и заполнителя
Цель создания материала или конструкции типа «сэндвич» — получить изделие легкого веса, но высокой прочности. Поэтому сердцевинный материал (заполнитель) должен быть как можно более легким. Вместе с тем он должен быть достаточно жестким и прочным, чтобы противостоять сдвигающим и сжимающим напряжениям, которым ои может подвергнуться при передаче силового потока от одной обшивки к другой. Материалы обшивок, которые стабилизируются сердцевиной, часто должны служить многим целям в зависимости от применения. Во всех случаях обшивки несут основные нагрузки. Они должны противостоять изгибающим, растягивающим, сжимающим и скручивающим силам. Поэтому от свойств обшивок в большой степени зависят несущая способность и долговечность конструкции. Кроме обеспечения стабильности размеров и жесткости конструкции в целом, от обшивок могут потребоваться аэродинамически гладкие поверхности, декоративные поверхности, иногда поверхности, стойкие к истиранию (для платформ), и т. п. Для выигрыша в весе обычно применяют наиболее тонкие обшивки, отвечающие, однако, требованиям прочности[17].
Самым ранним материалом для сердцевины была древесина с нивкой плотностью. Слоистый материал «Метэлайт», разработанный а широко используемый фирмой Чанс Воут, состоит ив облицовок из алюминиевого сплава, склеенных с торцевой поверхностью древесины бальзы клеем на фенольной основе (например, Дюрез 12041 и Сайклвелд). Метэлайт в настоящее время широко' используется в стабилизаторах и 'Крыльях морских истребителей «Корсар». Этот материал также опробовали при изготовлении лыж. Таким образом можно получить облегченные, более прочные и долговеч-ные гладкие лыжи. Подобные металл—бальза—металл конструкции, склеенные ридаксом, как сообщают, применяются в управляемых летающих снарядах «Регулюс» Морских Воєнно воздушных сил США.
Пенопласты, губчатые резины и материалы в виде сот приобретают все более важное значение в качестве сердцевинных материа
лов. Иногда с этой целью используют фанеру и фибру. Плотность материалов-заполнителей обычно составляет 0,05—0,26 г/см-У В число губчатых материалов или пен входят: ячеистый ацетат целлюлозы (дю-Понт), ячеистый твердый эбонит на основе синтетического каучука (фирмы Спондж Раббер Продактс), вспененный полистирол (например, Стирофоум фирмы Доу Кемикэл) и вспененные силиконовые смолы (фирмы Доу Кориинг), которые обладают высокой теплостойкостью, но являются недостаточно прочными для большинства конструкционных применений. Ведутся работы даже над пеной из алюминия (Бьоркстенопская исследовательская лаборатория) .
В настоящее время известны материалы, которые можно вспенить непосредственно в изделии. Они соединяются с предварительно приготовленными металлическими обшивками во время процесса вспенивания смолы. Имеются в распоряжении 'Промышленности пенопласт «Локфоум», разработанный фирмой Локхид. и некоторые другие материалы, также основанные на реакции изоцианатов с алкилами в присутствии влаги или кислот. Был разработан ряд иных композиций, пригодных для вспенивания в изделии и обладающих более высокой теплостойкостью.
За последние несколько лет все большее значение приобретают материалы в виде сот. Они изготовляются параллельным склеиванием листов или полос в местах выступающих участков и образуют подобие пчелиных сот. Широко используются соты из бумаги, хлопчатобумажной и стеклоткани, обычно пропитанных термореактивной смолой, а также соты из тонкого металла. Алюминиевые соты имеют особенно важное значение в настоящее время в авиационной промышленности, хотя пропитанные смолой бумажные соты благодаря •их дешевизне имеют большие потенциальные возможности для невоенных применений. Стальные соты предназначаются для объектов, эксплуатирующихся при высоких температурах.
Механические свойства любого матерпала-за-полнителя сильно зависят от его плотности, возрастая почти линейно с увеличением плотности. В качестве облицовочного материала (обшивок) особен но широко используются алюминиевые сплавы в виде листов, такие, как 75ST6. 24ST3 и 14ST6. Толшина листа обычно бывает от 0,3 до 1,6 мм. Плакированные листы предпочтительнее иеплакирован пых благодаря их лучшей стойкости против коррозии.
Облицовки из листовой стали предпочитают алюминиевым в тех случаях, когда скорее требуются более высокая механическая прочность, температурная и абразивная стойкость, присущие стали, чем высокая коррозионная стойкость и легкий вес, свойственные плакированному дуралюмину. Примерами применения стальных облицовок являются лопасти пропеллеров, передние кромки лопастей геликоптера и наружная обшивка летающих снарядов (эти обшивки приклеиваются специальными теплостойкими клеями, описанными в главе IV).
Хотя с облицовками из магниевых сплавов были проведены толь, •ко экспериментальные работы, высокое отношение жесткости к
удельному весу магния делает его достойным внимания иі в дальнейшем. Многие другие материалы, включая фанеру, пропитанную смолой стеклоткань и картон, могут применяться в качестве обшивок слоистых конструкций с заполнителем.