Подсушивание нанесенного клея перед соединением склеиваемых деталей
Многие клеи содержат значительное количество растворителей,! особенно клеи, которые' наносят пульверизацией, намазывают кистью или наносят обмакиванием. Если растворитель остается в клеевом слое во время сборки склеиваемых частей и последующего отверждения, он часто может привести к образованию соеди-J нения с недостаточной прочностью. При разрушении таких деталей по склейке можно увидеть внутри клеевого шва маленькие углубления и поры, обязанные своим происхождением летучим составляющим клея. Эти полости являются местами концентраций внутренних напряжений, особенно если давление паров летучих компонентов, преимущественно растворителей, относительно высоко. Таким образом, перед сборкой детали желательно удалить из клеевого слоя большую часть растворителя.
Обычно для этого нужен короткий период сушки <на воздухе. Технологи рекомендуют время сушки на воздухе в один час или меньше. Опыт работы с клеями, содержащими растворители, например, НАА «Хай-Темп», и другими клеями на основе фенольных смол показал, что сушка она воздухе клеевых покрытий, нанесенных на сочленяемые детали, в течение нескольких недель не ухудшает характеристик клеевых соединений изделия. Диалогичное положение имеет место и при нанесении эпоксидных клеев, например, клея аральдит 1.
§ 38. Отверждение клея в соединении
Температура, давление и время, необходимые для отверждения клеевого шва, будут различными для разных клеев (см., например, табл. 2 и 37). Для данного типа клея эти параметры будут зависеть от системы примененных катализаторов и конфигурации соединения
Указанные параметры режима склеивания, конечно, в большой степени зависят друг от друга. Более низкая температура отверж цения потребует более длительного времени нагрева и т. п.
Эта зависимость иллюстрируется на примере клея аральдит I в табл. 39. Обычно рекомендуют оптимальные условия отверждения для данного конкретного случая.
Применяемые методы нагрева и давления в процессе склеивания металлов весьма разнообразны. Производственные возможности и конфигурация (размер и форма) склеиваемых фиг (55 Печь для полимеризации клея
элементов, несомненно, являют - аральдит 1, применяемая и производстве
ся ограничивающими фактора - клееных агрегатов самолета «Вшур».
ми. Самые удобные источники
тепла — нагревательная камера или печь, обогреваемая газом или электричеством (фиг. 65). Для деталей больших габаритов имеющиеся печи могут не подойти по размерам. В таких случаях используют инфракрасные лампы, контактные нагреватели, горячие утюги, похожие на портновские, или даже паяльные лампы и кислородные горелки.
Условия склеивания металлов некоторыми промышленными клеями (расшифровку клеев см. в табл. 38)
1 Первый слой наносили пульверизатором. Отверждение грунта, как указано для клея А, кроме давления. Второй клей наносили кистью. 3 С последующим нагревом при 150° в течение 9 мин. s Жидкий компонент клея наносили кистью, второй (порошок) насыпали на влажную поверхность. * Наносили на металл, нагретый до 93°. 5 Металл, охлажденный до комнатной температуры, может храниться в течение нескольких недель. |
Инфракрасные (тепловые) лампы особенно выгодны в производственных процессах, где применяют ленточный конвейер. Детали могут в этом случае проходить с заданной скоростью через туннель, , обогреваемый инфракрасными лампами.
При контактном электронагревс ленту нагревателя из металла* обладающего высоким электросопротивлением, уложенную сплошь зигзагообразно или по контуру склейки, помещают в непосредственной близости к соединению и нагревают переменным током. Этот, метод очень прост и удобен: его можно применять при ремонте в полевых условиях н при склеивании в местах, не доступных для нагревательных ламп или других источников тепла.
Некоторые промышленные клеи для склеивания металлов (расшифровка клеев, упоминавшихся в табл. 16—19, 37)
|
Продолжение
|
Примечание. Перечисленные клеи как типичные исследовались в Мэдиссонской Лаборатории лесных материалов совместно с НАКА при установлении влияния температур на прочность клеевых соединений металлов (см. § 19).
Таблица 39 Рекомендуемое время выдержки для различных темпе[^тур отверждения при склеивании конструкционным клеем аральдит 1 фирмы Сиба |32]
|
Встречается небольшое видоизменение в описанном методе контактного иагрева, которое заключается в замене полосы металла проволоками высокого сопротивления, например, нихромовыми, хро - мелевыми и т. п. Очень тонкую проволочку можно заделать в клеевой шов соединения и после завершения отверждения выступающие концы отрезать заподлицо. Известно, что в Германии перед второй мировой войной применяли для этих целей очень тонкую проволочную сетку, обрезанную до нужных размеров л заделанную в клееной шов.
Иногда применяют в качестве источника тепла накидки или чехлы с элсктрообогревом, но они относительно дороги. Диэлектрик
ческий или высокочастотный нагрев --широко используют при прессо вании слоистых пластиков и при склеивании древесины, но известно только несколько случаев применения его при оклеивании металлов. Высокочастотные генераторы очень дороги. Для получения хороших результатов обязательно требуется солидный опыт работы я сложные зажимные устройства.
Фиг. 66. Приспособления для приклеивания стрингеров к обшивке для самолета «Вотур». |
Возможность использования этого метода для приклеивания силовым клеем металлических распознавательных пластинок к трубам разного диаметра рассматривается в настоящее время отраслями промышленности, нуждающимися в идентификации •конструкций, работающих при температурах порядка 120° в выше, при 'которых не, конст-рукционные клеи, употреблявшиеся їв подобных случаях, становятся неприемлемыми.
Портативный высокочастотный прибор для склеивании, питаемый переменным током напряжением 110 е, был усовершенствован американской фирмой «Плайвуд». Применение этого прибора для отверждения клея напоминает процесс точеч ной сварки, так как оклеивание осуществляется не сразу но всей площади склейки, а отдельными, сравнительно небольшими, участками.
Большинство из этих методов нагрева требуют применения внешнего давления
Зажимание склеиваемых деталей струбцинами, пружинными зажимами, болтами с установкой прокладок для равномерного распределения давления, запрессовка естественными грузами — вое эти способы обычно приемлемы. На фиг. 66 показано приспособление для приклеивания стрингеров к обшивке с «механическим» зажим пым устройством, загружаемое в нагревательную печь. Указывается [36], что в этом случае сборочные приспособления должны быть максимально легкими, чтобы свести к минимуму нагреваемую массу. Кроме того, они должны быть сконструированы так, чтобы не препятствовать термическому расширению склеиваемых деталей. Форма зажимных устройств определяется конструктивными особенно стями соединяемых частей изделия.
Вакуумный метод наложения давления при склеивании широко практикуется в отраслях промышленности, занимающихся изготовлением сложных деталей. На собранную деталь, которая должна отверждаться под давлением, надевают резиновый или винипласто - р. ый мешок, затем воздух из метка выкачивают вакуумным насосом через обод прикрепленного к мешку клапана. Вместо мешков или камер используют также «одеяла» или нак їдкиї.
Соответствующим вакуумным насосом можно достичь перепада давления в 0,9—1,0 кг/см2. Применяя специальные приемы передачи атмосферного давления на склеиваемую поверхность — локализацию давления, добиваются более высокого удельного давления запрессовки. Определенным недосгатком этого метода является относительно короткий срок службы гибких резиновых или пластмассовых мешков, камер и накидок, особенно при высоких температурах отверждения.
Можно применять автоклаїв одни или сочетая его с. вакуумным мешком (фиг. 67). В последнем случае создаются лучшие ус ювия
Ф:,т. Г>7. Поперечный разрез автоклава для склеивания с применением вакуума. і —подвод сжатого создуха из компрессора, 2—отсос воздуха вакуумным насосом. З—і«ї>!ісік»соС. іСниє для склеивания панелей, установленное на тележке. |
для удаления летучих, чем когда применяют только внешнее давло нис от сжатого воздуха. На фиг. 68 изображена схема приклеивания гофра к обшивке комбинированным (вакуумно-автоклавным) спосо бом на заводе английской фирмы Бристоль Аэроплейн. Пар или горячий воздух пропускают в автоклав; давление его регулируют. Автоклавы, используемые для отверждения клеев и пластиков, напоминают автоклавы, применяемые. в больницах для стерилизации. по имеют большие габариты и более сложную конструкцию.
На фиг. 69 показан внешний вид автоклавов, используемых для склеивания металлических агрегатов размерами до 1200X3000 мм. Фирма Фостер, Уэтс энд Том в Блэкборнс (Англия) приступила к выпуску новых автоклавов, предназначенных для склеивания крупногабаритных агрегатов [71]. Склеиваемые агрегаты на тележке или монорельсе могут загружаться с одного , конца автоклава, а склеенные агрегаты выгружаться с другого конца.
Общая длина автоклаиа.......................................... ......................... 12,4 м
Внешний диамеїр................................... . 2,8 „
Наибольшая ширина автоклава в двери. . . 3,7 „
Длина внутреннего рабочего пространства 10,7 „
Диаметр рабочего пространства............................................................. ‘>,4. „
Іолішй вес......................................................... .............................. 59 т
Максимальное рабочее давление сжатого воздуха. . 14 am
Фиг. 68. Схема приложения давления при вакуіумьо-авіоклапном методе склеивания панели и детали устройства. |
1—-автоклав, наполненный сжитым воздухом, 2—вакуум год резиновой диафрагмой. 3—внешняя обшивка, 4—ограничительная установочная планка, 5—участки поверхности обшивки, приклеиваемой к гофру, 6—резиновая диафрагма. 7—гофр, Я—термопара, 9—винтовой зажим. 10—прижимная полоса. II—вкладыши, передающие давление диафрагмы на гофр и предотвращающие искажение его формы. 12—криволинейная опорная пластина. 13—элекгронагрсв.
Фиг. G9. Автоклавы1, применяемые фирмой Бристоль Аэроилейн для склеивания металли іеоких панелей.
Прессы с плоскими плитами и пресс-формы, нагреваемые электричеством или паром, часто очень полезны, особенно когда нужно изготовить большое число плоских или с небольшой кривизной деталей. Различные типы таких прессов широко используются для 4 склеивания плоских панелей довольно тонкого поперечного сечения.
Гидравлический пресс с плитами, обогреваемыми паром и охлаждаемыми водой, показан на фиг. 70. С помощью таких прессов [59J можно склеивать и детали, выходящие за границы плит пресса, применяя последовательно операцию склеивания с некоторым перекры-
Фиг. 70. Гидравлический пресс с плоскіша шиитами. I — обогреилечілс плиты, 2—трубопроводы для пара и воды. 3 пульт ун ра влей «я. 4—вспомога і сльн ьтй стол. |
тисм по длине, что, попиди-мому, в случае, например, использования клея ридакс, не ухудшает качества соединения. Помимо прессов с широкими плитами, имеются и так называемые «кромочные» прессы для приклеивания длинных узких деталей (например, длиной до 5,5 м).
Лист резины, лучше всего силиконовой, помещаемый межд деталью и по крайней мере одной из двух нагретых плит, выравнн вает давление по всей поверхности склейки.
Там, где используют сравнительно низкие температуры отверждения, например, ниже 100°, можно применять запрессовку с помощью резиновых полос, обтягивающих деталь, особенно если требуется только малое или контактное давление. Можно воспользоваться также обклеиванием липкими лентами (скотч тэип), если требуется лишь контактное давление, как, например, для большинства клеев на эпоксидной основе, и если хотя бы одна из склеиваемых частей имеет небольшие размер и все. Усадка во время нагре-
ваыия целлофана — подложки липкой пленки — дает требуемое небольшое давление.
По свидетельству Де-БрюИ'На, английского специалиста в области склеивания, побывавшего в 1953 г. более чем на 40 авиационных заводах и институтах США, в американской практике наибольшее распространение получили вакуумный и автоклавный способы склеивания, в то время как в английской практике широко применяются гидравлические прессы [45 .
Сравнительные данные, приведенные в табл. 40 л 41, показывают, что при условии хорошо отработанной технологии склеивания различные способы приложения давления дают близкие, практически равноценные результаты.
Таблица 40 Влияние различных способов приложения давления на предел прочности при сдвиге (в к?!см2) во время склеивания соединений внахлестку клеем НАА „Хай-Тсмп“ |69]
|
Примечание. При температуре 260е образцы выдерживались перед испытанием 30 мин. |
Из возможных методов контроля температуры при склеивании одним из самых распространенных является измерение термометрами, особенно когда склеиваемые детали находятся внутри нагревательной камеры, лечи, автоклава. Термопары, расположенные в непосредственной близости1 к клеевому шву, иногда даже заделанные в - него, также применяют в сочетании е потенциометрами. Самопис цы потенциометров обеспечивают непрерывную запись фактическою температурного режима при склеивании. Пирометры, термометры на поверхности и даже температурочувствительные краски и мелки полезны для измерения температуры поверхностей склеиваемых металлических элементов, плит прессов, форм и другого *клсилыто-за - нрессовочного оборудования.
В заключение приведем несколько советов, касающихся техники склеивания в том случае, когда применяют клеи, выделяющие в про цессе нагрева при отверждении летучие, и когда соединяют детали из материалов с неодинаковыми коэффициентами термического расширения.
Фирма Гленн Мартин при склеивании агрегатов управляемого снаряда «Матадор» применяет клей FM-47, содержащий раствори тели и летучие компоненты. Клей, нанесенный на соединяемые поверхности, - предварительно подсушивают при комнатной температуре
Результаты сравнительных испытаний клеевых соединений внахлестку из алюминиевого сплава, выполненных клеем ридакс с помощью запрессовки вакуумным способом и в прессе 143)
|
и затем при температуре 107° в течение одного часа [53]. В собранных деталях клей отверждается при температуре 150°. Идеаль пый цикл отверждения должен состоять -из:
1) нагрева до 150° при контактном давлении;
2) операции мгновенного спуска давления («дыхания»), способствующей удалению всех остатков летучих;
3) наложения вновь давления, достаточного для обеспечения сплошности клеевого слоя in получения клеевого шва требуемой толщины;
4) выдержки при этом давления и температуре 150° в течение 30 мин.
Практически применяют одинаковое давление в начале и конце цикла склеивания (1 кг/см2 для приклеивания обшивки к сотам и 7 кг/см - для склеивания монолитных деталей), но с сохранением операции «дыхания». Для осуществления этой операции удобен вакуумный способ запрессовки.
Если склеиваемое изделие состоит из материалов с различными коэффициентами линейного расширения, а необходимо получить изделие с минимально возможным искажением формы, то лучше применять клеи, не требующие подогрева, .или проводить процесс отверждения при невысокой температуре за счет более длительного времени склеивания (разумеется, не в ущерб требуемой прочности соединения) Если все-таки приходится употреблять клеи с высокой температурой отверждения, то распрессовку изделия — снятие давления — следует производить после охлаждения изделия до известной степени, например, до 90° в случае склеивания клеем ри дакс [57]. Эта рекомендация имеет значение и с точки зрения предотвращения повреждения склеенного изделия — при охлаждении до комнатной температуры прочность клеевого соединения, почти как правило, возрастает.
Даже в том случае, когда в клееном изделии применены материалы с одинаковыми коэффициентами линейного расширения, иногда при охлаждении приходится принимать меры предосторож ности против искажения формы или повреждения изделий. Эти меры заключаются в основном в замедлении охлаждения склеенного изделия. В противном случае части изделии, имеющие более тонкое поперечное сечешга, меньшую массу и большую поверхность, остынут скорее, чем другие. В результате в клеевых швах возникнут внутренние напряжения и нарушатся контуры изделия, аналогично тому, как это может иметь место при оклеивании материалов с различными коэффициентами термического расширения.