Методы изготовления клееных металлических слоистых конструкций с легким ‘заполнителем
Большинство специальных методов, используемых при изготовлении сэндвичевых конструкций, уже рассматривалось ранее в связи с «леями. Часто при нанесении клея и его отверждении требуются вспомогательные меры. Обычно клеи наносят пульверизатором или кистью на облицовки как грунтовое покрытие, которое составляет приблизительно 5% общего веса клея. Желательно удержать •клей прежде всего на облицовке.
Иногда в клеевой шов во время нанесения клея помещается г-кань — хлопчатобумажная, найлоіновая или стеклянная, особенно если не применяется пленочный клей на подкладке. Если нужно наносить «лей непосредственно на сердцевину, то для плоских участков подходит обычный клеенамазыватель типа, известного в фанерной промышленности для нанесения клея на шпон. Может потребоваться несколько операций нанесения клея с каждой сторонй панелей заполнителя.
Для сердцевин с фасонным контуром чаще всего применяют пульверизацию, нанесение кистью или с помощью валка. В любом случае можно применять способ погружения в достаточно жидкий клей, если конфигурация панели сотового заполнителя «с слишком сложная. Практически приемлемы любые способы, которые дают чистое равномерное распределение клея.
Клен в виде тонких листов или пленки на подкладке с точки зрения удобства работы являются более предпочтительными, но они
более дорогие. Самые эффективные пленочные «леи - клеи на под7 кладке из ткани. .•
Температуры внутри клеевого шва для отверждения клея в соединениях слоистых металлических конструкций с легким заполнителем рекомендуются такие же, как при обычном склеивании металлов. Следует устанавливать термопары внутри или у клеевого шва. Если применяется вакуумный метод склеивания, то передача тепла осуществляется медленнее, поэтому для получения оптимальных соединений часто требуются более длительные циклы отверждения или источник тепла с более высокой температурой.
Низкое давление при склеивании, накладываемое извне па облицовку, оказывается во много раз большим в местах контакта с торцами стенок ячеек сотового заполнителя. Оно возникает в результате очень небольшой площади соприкосновения сердцевины с обшивкой сравнительно с площадью всей обшивки. Следовательно, внешнее давление запрессовки, применяемое при изготовлении слоистых конструкций с сотовым заполнителем, может быть значительно меньше, чем давление, требующееся для приготовления соединений внахлестку монолитных материалов.
Максимальное допускаемое давление в большой степени ограничивается пределом прочности на сжатие материала сот при температуре отверждения. Редко применяется давление свыше 5 кг/см*. Наличие ткани внутри соединения обшивки с сердцевиной предотвращает излишне большое «выдавливание» клея, .иоторос могло бы привести к «голодному» соединению. В этом случае только утолщения у стенок обеспечили бы прочное іь соединения, а доля прочности. связанная с приклейкой обшивки к торцам ячеек, была бы очань незначительной.
Нормально плоские сэндвичевые конструкции требуют при склеивании давления всего 0,7—2,1 кг/см?. Некоторые фасонные панели нуждаются в давлении до 3,5 кг/см2 для более равномерного и тес ного контакта обшивки с заполнителем. Для деталей с различной степенью кривизны очень удобно использовать гидравлическое давление — воздух, пар, инертные газы или их смеси, осуществляемое гибкими камерами и чехлами из резины или непроницаемых пластиков.
Панели типа сэндвич любого профиля можно изготовлять при наличии соответствующих форм. Плоский сэндвич экономично склеивать в прессе с подогреваемыми плитами; особенно выгодны многосекционные прессы.
Если при склеивании обшивки с заполнителем слоистой конструкции применяют формы, то их следует проектировать так, чтобы поверхность изделия, соприкасающаяся с формой, была внешней (лицевой) стороной изделия. Она будет наиболее гладко!) из двух поверхностей трехслойной панели. Па поверхности панели, соприка сающейся с камерой или чехлом, при заіпрессовке может появиться коробление, сморщивание или рябь; при этом чем крупнее размор ячеек сот заполнителя, тем сильнее проявляется указанная тендеи ция. Чтобы получить гладкие выпуклые внешние иоперхпостн гого
вого изделия, в производстве самолетных деталей употребляются почти исключительно матрицы, а не пуансоны.
Подушка, набитая хлопчатобумажными концами, листовая резина или другой эластичный материал часто подкладывается по крайней мере с одной стороны склеиваемой панели для более равномерного распределения давления в соединении обшивки с заполнителем в случае изделий сложной формы.
§ 45. Методы контроля клеевых соединений в слоистых металлических конструкциях с легким заполнителем
Несомненно, самым важным контролем является контроль во время процесса изготовления. Панель типа сэндвич, изготовленная в соответствии с технической документацией, казалось бы, не должна требовать после изготовления контроля или испытаний. Однако в любом процессе, где принимает участие рабочий персонал, вполне возможны те или иные отклонения. По этой причине методы испытания, особенно без разрушения, играют весьма важную роль в контроле качества клееных даделий.
Полный разбор методов контроля, применяемых или разрабатываемых, мог бы быть сам по себе материалом для целой книги. Ниже приводятся только краткие указания относительно способов контроля качества склеивания металлических слоистых конструкций с легким заполнителем.
Методы контроля без разрушения. Визуальный контроль. Немедленно после извлечения панели из приспособления, где осуществлялось склеивание, дефекты склейки можно обнаружить, осмотрев, шет ли вспученных участков обшивки. После охлаждения эти участки панели обычно опадают и становятся незаметными.
Просматривание при особом освещении. Этот и предыдущий методы, вероятно, имеют большое значение при контроле сэндвичей из алюминиевых сот с облицовкой из стекла. Такие слоистые конструкции в настоящее время производятся промышленностью и находят все большее распространение для многих случаев невоенного назначения.
Простукивание. Квалифицированный работник может установить область «нелроклея» в соединении обшивки с сердцевинной прослушиванием звуков при выстукивании монетой или другим металлическим предметом свободно опертой панели. Однако этим способом нельзя установить непрочно склеенные участки. 4
Контроль ультразвуком. Для установления раковин и других дефектов в металлических отливках, поковках и других изделиях часто применяют колебания высокой частоты. Попытки применить этот метод к трехслойным панелям не увенчались большим успехом вследствие сильного влияния изменений плотности материала сердцевины.
Выдержка в вакууме. Если материал облицовки относительно воздухонепроницаем, а материал сердцевины слегка воздухопрони
цаем, то отсос с поверхности вызывает небольшое растягивающее усилие (не свыше 1 кг/см-), действующее на соединение обшивки с сердцевиной. Таким образом, все имеющиеся пустоты. расширяются и их можно видеть. Однако установить место непрочной склейки и при этом методе нельзя.
Теплопроводность. Скорость передачи тепла в трехслойной панели от одной обшивки - к противоположной исследуется как возможный критерий прочности соединения. Автор придерживается мнения, что вследствие краевого эффекта, различной толщины клеевого слоя и недостаточной чувствительности этот метод для установления непроклея не окажется лучше простого приема простукивания
Другие испытания без разрушения. Предлагались и некоторые другие испытания, которые не вредят испытуемому клеевому соеди нению. К ним относятся определение емкостного сопротивления (см. гл. V) и другие электроиопытавдия, а также методы радиоактивных изотопов. Однако ни один из них пока еще не оказался вполне удовлетворительным.
Методы «контроля с частичным нагружением. Испытание прочности приклейки обшивки местным растяжением («батн тест»). Металлический цилиндр приклеивают к обшивке и к нему прикладывают растягивающее усилие, перпендикулярное к поверхности. Такшм образом можно обнаружить отдельные плохо склеенные участки. Однако требуется длительное время для исследования таким опособом всей іпанели Практически этот метод ири - годен только для выборочных испытаний.
Испытание на местный отрыв обшивки. В обшивке просверливают отверстие диаметром 3,2 мм, в пего вставляют центр резца и и обшивке прорезают круглое кольцевое отверстие диаметром 25 мм. В отверстие устанавливают гайкопистон и используют его для тою, чтобы отодрать диск обшивки. Требующееся для этого усилие яв ляется мерой прочности клеевого соединения. Поврежденное место обшивки с заполнителем затем заделывают вклеиванием на эпоксидном клее диска обшивки. Указанный метод также требует длительного времени, если нужно проконтролировать всю панель. Этот способ испытания применяет фирма Гленн Мартин.
Контрольные испытания. Контрольные испытания готовой детали. Законченную панель нагружают на 50 70% расчетной прочности и отбирают некачественные экземпляры или же, используя специальное освещение, просматривают на поверхностях, находящихся иод нагрузкой, намечающееся коробление или сморщивание. Последний метод применяется фирмой Норт Америкэн Авиэйшн.
Контрольные испытания клееных образцов. Одновременно с изготовлением детали приготовляют образцы или заготовки, которые подвергают тем же технологическим процессам, что и деталь. Такие образцы можно отрезать от припусков панелей. Результаты испытания таких образцов являются показателями качества соединения законченной детали. Этот метод широко применяет фирма Кошлр и о отдельных случаях фирма Порт Америкїш Лин Ліній.
Механические испытания образцов слоистых панелей с заполнителем играют большую роль при проектировании слоистых ■конструкций, предоставляя необходимые данные для расчетов (см. гл. V).