Испытания конструкционных клеев для склеивания металла с металлом
Поскольку необходимы данные по свойствам только клея, то для изготовления клееных образцов для испытания используют исключительно плакированный листовой дуралюмин 24ST3 толщиной
1,6 мм. Образцы изготовляют с нахлесткой в 12,7 мм для всех испытаний, кроме усталостных, — нахлестка в 9,5 мм и ударных, где используются блочные образцы Образцы желательно вырезать из большой панели, чтобы полечить по крайней мере несколько образцов шириной 25,4 мм. Обычно края панели (10—15 мм с каждой сюроны) обрезаются.
Перед испытанием необходимо замерить и записать толщину клеевого слоя. Эта толщина определяется как разница между толщиной образца или детали в месте склейки и общей толщиной двух соединяемых металлических пластин.
После испытания. следует осмотреть образцы и записать характер разрушения. Разрушение может произойти или по металлу или по клеевому соединению. Если разрушение произошло по клеевому соединению, то оно может быть или когезионным, т. е. внутри клеевого слоя, или адгезионным -— на поверхности раздела клей металл. Следует отметить, не было ли явно недостаточного контакта между склеиваемыми элементами. Относительная величина этого дефекта — непроклей — в процентах от общей площади оклеивания может иметь большое значение, се также следует зафиксировать.
Детали методики испытания и прочностные требования к клеям могут быть различными. Тем не менее испытания и условия их проведения, рассматриваемые ниже, являются типичными и их следует придерживаться.
Нагревательная камера или печь должна поддерживать требуемую температуру образцов, испытываемых при температурах выше комнатной. Для испытания при температуре, например, —55° образец обычно помещают в холодильник с сухим льдом, снабженный устройством для регулировки циркуляции воздуха и температуры. Для испытания при температуре —185° в качестве хладоагента используют жидкий азот.
Испытания на сдвиг
Образец помещают в зажимное устройство испытательной машины так, что концы зажимных губок находятся приблизительно на расстоянии 50 мм от каждой кромки нахлестки, и закрепляют неподвижно. Растягивающую нагрузку прикладывают с равномерной скоростью, так чтобы вызываемое в соединении напряжение сдвига возрастало па 85—100 кг/см - в минуту. Для стандартных образцов с нахлесткой в 12,7 мм это соответствует увеличению нагрузки на 27—32 кг в минуту. Разрушающее усилие фиксируется. Такое испытание проводят при различных температурах.
По военным спецификациям США, действующим в настоящее время, требуется проведение испытаний клеев на сдвиг при температурах ■—55+0,6°, 23+0,6° и 82+0,6°. Однако в случаях специального назначения нужно учитывать температуры за пределами этого диапазона. Когда проводят испытания при очень низкой температуре, например, при —185°, или при повышенных температурах — 260°, то обычно выдерживают образец в течение 15—30 мин. при температуре испытания перед приложением нагрузки.
Согласно действующим в данное время военным техническим условиям (табл. 7) клей должен обладать следующей прочностью на сдвиг:
176 кгісм* |
23° не менее 82° . -55е „ , |
88 176 |
Эти значении относятся к средним результатам для испытанных образцов.
С таким же успехом можно предъявить следующие требования к прочности клеевых соединений при крайних (экстремальных) температурах:
—185° не менее..................................................... 84,5. кг/см2
260" , . 70,3 ,
Усталостные испытания
Согласно существующим техническим условиям испытания образцов клеевых соединений на усталость проводятся только при комнатной температуре 23+0,6°. Если требуются данные при других температурах, то испытания соответствующим образом модифицируются.
Циклические осевые растягивающие усилия, вызывающие в клеевом соединении внахлестку ■напряжение сдвига, прикладывают к образцу с частотой не свыше 3600 циклов в минуту. За у» и мы испытательной машины должны захватывать образец примерно на расстоянии 25 мм от краев нахлестки и жестко закреплять его.
Минимальная прочность по действующим военным спецификациям США (табл. 7) составляет 45,6 кг/см - на базе 10 • 10в циклов при 23й. Если один из трех испыта«ных образцов не удовлетворяет этому условию, то испытывают еще три образца. Если какой-нибудь из них разрушится при заданном напряжении раньше срока, то этот гелей считается непригодным для применения в авиационных конструкциях.
Испытания на длительную прочность и ползучесть
Образцы с клеевым соединением нагружают на сдвиг при растяжении постоянной нагрузкой и выдерживают в напряженном состоянии вплоть до разрушения или до тех пор, пока не истечет 200 час. Деформацию образца шд нагрузкой 'в области нахлестки, т. е. ползучесть, замеряют и записывают через определенные промежутки времени.
Действующие в настоящее время требования Военно-воздушных сил США
|
Испытания на изгиб
Образец внахлестку с длиной нахлестки 12,7 мм кладут на две опоры, отстоящие одна от другой :на расстоянии 38 мм, и нагружают по середине длины. Площадь оклеивания цонтрируют относительно нажимного клина, для чего обычно прочерчивают лииию через ширину образца в центре нахлестки. Нажимной клин—->нож - и опоры скругляют по радиусу 3—6 мм. Скорость нагружения
90,6 кг в минуту. Прочность на изгиб характеризуется нагрузкой в кг, требующейся для разрушения стандартного образца.
Согласно требованиям Военно-воздушных сил США разрушающая нагрузка должна быть не менее 68 кг при испытаниях на изгиб при температуре 23,1+0,6°. Одна фирма, выпускающая изделия для работы при повышенных температурах (до 260 ), требует, чтобы клей выдерживал минимум 45,4 кг при испытании в условиях температур как 23+0,6°, так и 260+5,6°.
Испытания на удар
Прочность «а удар клеевого соединения характеризуется минимальной силой, требующейся для разрушения при сдвиге клеевого соединения образца с одного удара К
Применяемые испытательные. машины (копры) обычно состоят в основном из зажимного устройства для жесткого закрепления образца, маятника с бойко , имеющим плоскую ударяющую поверхность, и дуговой шкалы с указательной стрелкой. Скорость движения головки маятника в момент соприкосновения с образцом чаще всего составляет 3,3 м/сек. Ударная прочность данного образца подсчитывается как энергия в кгем, затраченная при однократном ударе па разрушение клеевого соединения при сдвиге, разделенная на площадь соединения в см2. Энергия, израсходованная >на разрушение образца,— это разность между начальным запасом работы маятника и запасом работы, остающимся у маятника после испытания образца. В случае необходимости делаются соответствую щие поправки на трение в опорах п сопротивление воздуха.
Спецификация американских Военно-воздушных сил Мил-А-8331 (июнь 1953 г.) не содержит требований к ударной прочности клеевых соединений. О шако другие спецификации включают такие испытания. При оценке пригодности кпея для авиационных конструкций в спецификации Военно-воздушных сил 14164 (в-настоящее время замененная спецификацией Мил-А-8331) предъявлялись
следующие требования в отношении прочности на удар клеевого соединения:
Температура испытания |
Работа разрушения стандартного образца в кгем 136 |
в °С 23 —55 |
68 |
Внесение изменений в форму образца или методику испытании, можно полагать, даст совершенно другие результаты. Стандарт ASTM Д950-47Т регламентирует образец в форме металлической бобышки длиной 25,4, шириной 25,4 и толщиной 9,5 мм, приклеенной к металлической призме длиной 44,4, шириной 25,4 и толщиной 19,1 мм. Торец бобышки подгоняется заподлицо с торцем призмы, таким образом образуется клеевое соединение площадью
6,4 см2.
Испытания с т о й - к о с т и в различных жидких
средах
Стандартные образцы клеевых соединений внахлестку испытывают на статическии сдвиг при температуре 23+0,6° «после выдерж ки в одной из следующих сред:
1) водный раствор поваренной соли (опрыскивание)—30 су-
ток;
2) погружение в водопроводную воду - 30 суток;
3) погружение в жидкость для системы охлаждения (этилен гликоль) — 7 суток;
4) погружение в противообледенительпую жидкость — 7 суток;
5) погружение в жидкую смесь для гидросистем — 7 суток;
6) погружение в углеводородное горючее ■— 7 суток.
Требования к прочности на сдвиг после каждой такой выдержки минимум 140 кг/см2.
Во многих случаях образцы выдерживают в других условиях. Практикуется, например, погружение на 7 суток в жидкое топливо для реактивного двигателя (JP-4), кипячение в воде в течение 2 час., погружение на 10 мпн. в горячий очистительный раствор бихромата и серной кислоты или погружение «а 2 часа в ацетон. В качестве примера в табл. 31 приведены данные, характеризующие стойкость клеевых соединений на клее аральдит к действию некоторых растворителей. Если клей предназначается для использования в изделиях, где от клеевых соединений тре-буется высокая прочность при повышенной температуре (до 260°), то у обраацов, подвергнуть^ выдержке в той или иной жидкости, часто необходимо определить прочность при сдвиге в условиях именно этих повышенных температур.
Стойкость клеевых соединений на клее аральдит против действия растворителей[10]
Растворитель |
Длительность выдержки в сутках |
Прочность при сдвиге в % |
Контрольные образцы |
— |
100 |
Вода, 20° |
10 |
92 |
Вода, 20° |
30 |
92 |
Вода, 90° |
10 |
62 |
•) По данным С Л1осса [57]. |
Длитель |
І Іроч- |
|
Растворитель |
ность выдержки |
ность прі - сдвиге |
в сутках |
в % |
|
Вода, 90° |
30 |
58 |
Бензин |
10 |
100 |
Бензин |
30 |
84 |
Ацетон |
10 |
96 |
Спирт метиловый |
10 |
92 |
Другие вилы испытаний
Испытание клеевых соединений на отдираннс в настоящее время рассматривается как дополнительный способ оценки клеев, получивший широкое признание. В осноеном он заключается в отрыве тонкого алюминиевого листа от более толстого, к которому он был приклеен. На основании собственного опыта автор считает, что подлинная ценность такого испытания состоит в применимости его для контроля производственных операций — обеспечение надлежащей подготовки поверхности склеиваемых металлов и удовлетворительного отверждения клея в соединении.
Несомненно, прочность на изгиб дает более надежное определению так называемой «гибкости» .клея. Прочность па отдир иыра - жастся силой, измеренной в кг, требующейся для раздирания описанного образца по склейке. Небольшие изменения в склеиваемых металлах (по толщине, величине предела текучести, состоянию поверхности и т. п.) и в толщине клеевого слоя вызовут большие колебания в прочности на отдир. Плохую подготовку поверхности легко заметить, но, если такое испытание проводится для оценки «лея, оно имеет малую ценность. Кроме того, отрывающие усилия имеют относительно низкие значения (10—30 кг), следовательно, трудно добиться высокой точности эксперимента 1.
Практикуются также испытания на срез при сжатии массивных блочных образцов, на растяжение (равномерный отрыв) и на сдвиг яри растяжении образцов соединений с двойной нахлесткой. Испытания соединений с двойной нахлесткой делаются для того, чтобы сгладить трудности, связанные с центрированием приложенных усилий, и свести до минимума побочные отрывающие напряжения у концов нахлестки.
Некоторые фирмы, особенно то, которые прежде работа ли с клеями дчя древесины, предпочитают применять образцы в виде алюминиевых блоков толщиной 6 3 мм, склеенных между собой по площади 12,9 «г2. Надрезы глубиной 6,3 мм делают на двух противоположных сторонах образца таким образом, что получается сплошная площадь склейки 38,1 мм длиной и 50,8 мм шириной. Затем прикладывают растягивающую нагрузку со скоростью 360 кг в минуту (70,3 кг/см2) до тех пор, пока внутри соединения не произойдет разрушение от сдвига. Видоизменение этого метода заключается в приготовлении образца из склеенных тонких металлических полос, .к каждой из которых приклеивают толстые деревянные блоки, после чего проводят обычное испытание па срез.
Показатели прочности клеев при растяжении (равномерный отрыв) обычно устанавливают приложением растягивающей силы *к дискам или' брускам, склеенным встык. Значения пределов прочно сти при отрыве [11] обычно получаются выше значений предела прочности при сдвиге. Нередко предел. прочности при отрыве составляет величину порядка 700 кг/см-. Факторы, оказывающие влияние на предел прочности при отрыве, большей частью те же, что и действующие на прочность при сдвиге. Соблюдение жестких требований к точности изготовления образцов и центрирование. их при испытании на отрыв особенно важно, чтобы не допустить возникновения побочных крутящих моментов, а также изгибающих или отрывающих сил во Бремя нагружения. В конструкциях редко применяются соединения встык, разве только в сочетании с соединениями внахлестку. Следовательно, для оценки клеев испытания на елвнг значительно более практичны, чем испытания на отрыв
Когда оценивается клей для склеивания .металла с неметаллическими материалами, например, деревом, пластиками, резиной, стеклом и т. п., в описанные выше испытания нужно внести очень небольшие изменения. Если исследуют клей для соединения необычной конструкции, то можно провести соответствующие специальные испытания. Однако чаще всего это не является необходимым, если имеются все другие прочностные данные. Подобные испытания нужны в тех случаях, когда изучают влияние типа соединения или раз - "шчных конструктивных параметров (длина нахлестки и др.) на его прочность.