СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
Формирование прямоугольной токовой диаграммы с помощью задатчика интенсивности в схеме с отрицательной обратной связью по напряжению на якоре
Рассмотрим сначала схему с интегральным задатчиком интенсивности. Структурная схема электропривода изображена на рис. 2.11 а. Напряжение изи выхода задатчика интенсивности ЗИ поступает на вход преобразователя П. охваченного отрицательной обратной связью по напряжению на якоре ОН с коэффициентом усиления Кон • Двигатель Д, как и в предыдущих случаях, представлен реальным дифференцирующим звеном.
Для оценки динамических возможностей рассматриваемого способа формирования переходного процесса обратимся к час
Рис. 2.11. Структурная схема (а), ЛАЧХ (б) и кривые переходных процессоз тока якоря (в) системы электропривода с обратной связью по напряжению и задатчиком интенсивности. |
А- |
в)
тотным характеристикам электропривода (рис. 2.11 б). Здесь результирующая частотная характеристика Ц системы электропривода получается суммированием частотных характеристик звеньев ЗИ, КРН (получается охватом преобразователя П звеном ОН) и Д; Li = Lsh + Lkph + Lд. С помощью интегрального задатчика интенсивности удается обеспечить постоянство поддержания тока якоря на установившемся участке разгона привода. Динамический ток якоря двигателя при разгоне
!м * (Тд / Тзи Кон ) • Ubx.
Из кривой видно, что правая граница полосы равномерного пропускания частот никогда не превосходит значения сої = 1 / Тм. т. е. даже при самой идеальной настройке схемы управления время нарастания тока якоря до полного значения (кривая 1, рис.
2.11 в) составит
Ьл > (3 ..4) ♦ Тм.
Причина состоит в том, что схема с обратной связью по напряжению на якоре двигателя стремится поддержать величину напряжения и* в строгом соответствии с напряжением на выходе задатчика Us^. В идеальном случае, соответствующем безынерционному контуру регулирования напряжения, получим точное воспроизведение кривой Up желаемого напряжения и3и, изменяющегося по линейному закону. ЭДС двигателя (и его скорость вращения п) в силу электромеханической инерции привода будет отставать во времени от кривой Up. Время установления процесса составляет, как известно, (3...4) • Тм.
Чтобы иметь идеально прямоугольную токовую диаграмму, необходимо напряжение Up в начальный момент переходного процесса изменить скачком на величину! д • Rp. В этом случае учитывается влияние электромеханической инерции привода, проявляющееся в неизбежном рассогласовании Up и Ед на величину падения напряжения в якорной цепи.
Для получения начального скачка напряжения 11я можно интегральный задатчик интенсивности заменить на интегро - пропорциональный с передаточной функцией
W3n (р) - (1 + р) / Тзи р = 1 / Тзи р + Кзи ■
Здесь величину коэффициента усиления Кзи пропорционального канала в ЗИ следует принимать в соответствии с требуемым скачком напряжения 11я в начальный момент переходного процесса. Для этого необходимо выбрать Ti = Тм, чему соответствует Кзи = Ті/Тзи = Тм/Тзи-
Частотная характеристика L5 = L3n + 1_д с интегро - пропорциональным задатчиком интенсивности, начиная с частоты сої = 1/ Тм, идет не наклонно, как было в схеме с интегральным задатчиком интенсивности, а горизонтально за счет влияния пропорционального канала. В итоге на частотной характеристике всего электропривода L2 полоса равномерного пропускания частот увеличивается вправо до частоты среза контура регулирования напряжения. На кривой переходного процесса тока якоря в этом случае наблюдается увеличение крутизны переднего фронта при сохранении неизменной величины динамического тока на участке установившегося режима разгона (кривая 2, рис. 2.11 в).
Увеличить полосу равномерного пропускания частот на ЛАЧХ электропривода с интегральным ЗИ можно также, введя в канал ОН фильтр с постоянной времени То = Тм.
В этом случае, как следует из характеристик!_з, L и L5, увеличивается полоса равномерного пропускания частот на ЛАЧХ Ц электропривода. ЛАЧХ преобразователя П, охваченного инер - ционной обратной связью, начиная с частоты со = 1 / Тм, поднимается вверх с единичным наклоном, нейтрализуя тем самым неблагоприятное влияние электромеханической инерции привода на правочастотную часть ЛАЧХ электропривода (кривые LA и Ь рис. 2 116).
Механизм благоприятного влияния инерционности в канале обратной связи на характер кривой тока якоря в начале процесса объясняется тем. что за счет влияния этой инерционности сигнал
обратной связи по напряжению отстает во времени по сравнению со случаем безынерционной обратной связи. Поэтому во время переходного процесса разгона привода напряжение на якоре двигателя и* имеет перерегулирование по отношению к сигналу изи, которое и учитывает падение напряжения в якорной цепи двигателя, равное 1д • Яд. Переходный процесс тока якоря представлен в этом случае кривой 3 (рис. 2.11 в).
Заметим, что благоприятное влияние фильтра в канале обратной связи на форму кривой тока якоря проявляется лишь в том случае, если сон > 1 / Тм, где <х>н - частота среза контура регулирования напряжения.