СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Трехфазный мостовой инвертор
Работа инвертора, собранного по трехфазной мостовой схеме (рис. 16) при соединении нагрузки в звезду, иллюстрируется диаграммой рис. 17. На рис. 17, а, б, в приведены кривые токов управ-
Рис. 16. Трехфазный мостовой инвертор. |
ления транзисторами, на рис. 17, г, д, е — формы кривых линейных (ЕАв, Евс, ЕСа), а на рис. 17, ж, з, и — фазных (ЕА, Ев, Ес)
напряжений. Поскольку в любой момент времени в открытом со
стоянии находятся три транзистора (например, Ти Ті и Т5), максимальное значение фазного напряжения равно 2/з Е.
Разложение в ряд Фурье кривой линейного напряжения
Рис. 17. Диаграммы токов и напряжений трехфазного мостового инвертора. |
напряжения прямоугольной формы Еф' с амплитудой 0,5 Яф. макс и длительностью 180° (1/2 /) в течение каждого полупериода и напряжения Еф" той же амплитуды, но длительностью 60° (1/6 f) в течение каждого полупериода. Тогда ток в нагрузке равен сумме токов, обусловленных этими напряжениями
. Рассмотрим пути, по которым возможно замыкание этого тока.
Предположим, что в данный момент времени открыты транзисторы 7*1, Тц, Т6 (см. рис. 16), а в момент коммутации транзистор Тц закрывается, а Г3 открывается. При этом ток в фазе А начинает спадать и должен изменить свое направление, предварительно перейдя через нулевое значение. Протекание спадающего тока фазы А в случае питания инвертора от выпрямителя и при отсутствии конденсатора на его зажимах возможно 'по контуру: диод Д3, транзистор Т, фаза С при условии, что ток в фазе С больше тока в фазе А, т. е. при іс>іл• В случае, если іс<іл, такой контур не может образоваться, и поэтому запасенная в индуктивности фазы А электромагнитная энергия может привести к пробою транзисторов.
Учитывая изложенное, определим сначала величину параметра ft, при которой возможна работа инвертора от источника постоянного напряжения с односторонней проводимостью, т. е. от выпрямителя. В момент коммутации транзисторов Т4 и Т3 ток нагрузки в фазах Л и С можно найти из выражений:
(135)
1_
(136) |
Это возможно только в случае, когда е 6^г < — т. е. при fx < 0,24.
- Для того чтобы определить, при каком минимальном значении коэффициента мощности нагрузки возможна работа инвертора при питании его от выпрямителя, представим вначале эффективные значения тока и напряжения на нагрузке в следующем виде:
I макс |
2£ ^ф. макс _____ |
Рис. 19. Схема преобразователя с рекуперацией энергии в сеть с помощью вспомогательного инвертора. |
(149) |
Я |
Учитывая, что величина емкости конденсатора, включаемого в цепь постоянного напряжения инвертора, может оказаться чрезмерно большой, целесообразно при питании преобразователя от выпрямителя, подключенного к сети трехфазного напряжения, включить вместо конденсатора для рекуперации энергии в сеть вспомогательный инвертор ВИ (рис. 19), выполненный по трехфазной мостовой схеме с регулированием противо-э. д. с. Вспомогательный инвертор подключается к сети через согласующий трансформатор Тр или через дополнительные обмотки трансформатора выпрямителя В. При этом реактивный ток преобразователя выпрямляется выпрямителем В и реактивная мощность передается вспомогательным инвертором ВИ в сеть переменного тока [J1. 58].
Таким образом, источник питания, обладающий односторонней проводимостью, с параллельно включенным вспомогательным инвертором становится эквивалентным источнику постоянного напряжения с двусторонней проводимостью и способен обеспечить нагрузку как активной, так и реактивной мощностью.
Установленная мощность вспомогательного инвертора может выбираться меньше установленной мощности основного, так как он, как это следует из изложенного выше, компенсирует только частичную нехватку реактивной мощности нагрузки.
Способы управления инверторами
Рис. 20. Диаграмма работы однофазного инвертора (С синусоидальной формой кривой напряжения. |
В однофазном и трехфазном мостовых инверторах, анализ работы которых приведен выше, управление транзисторами производится с помощью тока прямоугольной формы. При этом амплитуда переменного напряжения, приложенного к нагрузке (двигателю), определяется величиной постоянного напряжения, питающего инвертор, а его частота — частотой переключения транзисторов. При таком способе управления инвертором линейное напряжение на зажимах двигателя имеет прямоугольную форму (см. кривую UH на рис. 15 и кривые ЕА,
Ев, Ес на рис. 17). При низких частотах, когда двигатель представляет собой практически активную нагрузку, форма тока в фазах двигателя повторяет форму кривой фазного напряжения. Последнее приводит к «шагообразному» вращению двигателя, что для привода ряда механизмов может оказаться неприемлемым.
Существует ряд способов управления, с помощью которых удается получить практически синусоидальную форму тока в цепи нагрузки. Одним из таких способов является применение для питания инвертора управляемого выпрямителя, среднее значение выпрямленного напряжения на выходе которого регулируется по синусоидальному закону. В результате кривая выпрямленного напряжения иъ имеет вид следующих друг за другом синусоидальных полуволн (рис. 20). Если теперь к выходу этого управляемого выпрямителя подключить однофазный мостовой инвертор (см. рис. 14), управляемый импульсами прямоугольной формы, длительность которых равна длительности полуволны синусоиды выпрямленного напряжения (ток /у, рис. 20), то к нагрузке будет приложено синусоидальное напряжение UB.
Для получения трехфазной системы синусоидальных напряжений необходимо использовать три управляемых выпрямителя и три однофазных инвертора. При этом функции регулирования величины переменного напряжения при изменении частоты выполняет управляемый выпрямитель. Максимальное значение частоты синусоидального переменного напряжения на выходе инвертора зависит от выбранной схемы выпрямления управляемого выпрямителя и частоты переменного тока сети, питающей выпрямитель.
Практически синусоидальную форму тока в цепи активно-индуктивной нагрузки можно также получить с помощью широтно-импульсного способа управления транзисторами инвертора [Л. 28; 29].
Для ойрбделенйя закона гізМененйЯ токов І7 іірй sfoto способе управления транзисторами однофазного инвертора обратимся к рис. 21.
На верхней оси синусоидальная кривая U заменена прямоугольниками равной длительности и амплитуды, равной среднему значению синусоиды на данном промежутке. Если заменить теперь
Рис. 21. Диаграммы работы однофазного инвертора с широтно-импульсной модуляцией. |
эти прямоугольники прямоугольниками равной высоты, то при соблюдении равенства площадей получим условия для построения формы кривой тока управления ty транзисторами. Можно считать, что ширина импульсов в течение каждого полупериода частоты синусоидального напряжения распределена по синусоидальному закону. Управляя теперь с помощью токов іуі и іУ2 транзисторами Ті иГ2,ас помощью токов г'у3 и іуі — транзисторами Г3 и ТА однофазного инвертора, получаем на нагрузке переменное напряжение UB прямоугольно-импульсной формы. Если учесть, что нагрузка является активно-индуктивной, форма тока в ее цепи будет близка к синусоидальной. Отступление от синусоидальной формы тока будет тем меньше, чем на большее количество прямоугольников разбита исходная синусоида и чем больше индуктивность нагрузки. Обычно частоту переключения транзисторов выбирают в восемь-
десять раз больше значения максимальной частоты напряжения на выходе инвертора.
Рассмотрим, как при таком способе управления инвертором можно менять величину переменного напряжения на зажимах нагрузки.
Очевидно, если исходная синусоида U будет меньше по величине, то и площади ее заменяющих прямоугольников будут также меньше. В этом случае при сохранении величины максимального
а)
, ППППППППП П ППП |
Рис. 22. Управляющие импульсы транзисторов Т( и Г2: а — при отсутствии входного сигнала; б — при наличии входного сигнала.
значения импульсов тока управления импульсы будут уже, а следовательно, величина напряжения UB, приложенного к нагрузке, будет также меньше. Поэтому при широтно-импульсном способе управления инвертор одновременно выполняет функции регулирования величины переменного напряжения и его частоты. Это означает, что инвертор можно питать от обычного (неуправляемого) выпрямителя.
Трехфазная схема преобразователя с широтно-импульсной модуляцией может быть выполнена как с тремя однофазными инверторами по схеме рис. 14, так и с одним трехфазным по схеме рис. 16. Трехфазная схема преобразователя частоты с широтно-импульсной модуляцией позволяет также обеспечить раздельное регулирование величины выходного напряжения инвертора и его частоты в широких пределах.
Управление трехфазным мостовым преобразователем с широтно-импульсной модуляцией, выполненным по схеме рис. 16, происходит следующим образом.
При отсутствии входного сигнала транзисторы одной ветви моста, например Т и Т2, находятся поочередно в открытом и закрытом состояниях одинаковое время. Диаграммы токов управления lyi и t'y2 этими транзисторами приведены на рис. 22. Транзисторы остальных ветвей работают в аналогичном режиме.
В результате к нагрузке прикладывается переменное напряжение прямоугольной формы, частота которого равна частоте коммутации транзисторов. Ток в нагрузке в этом случае очень мал.
При появлении сигнала в виде трехфазной синусоидальной системы напряжений на выходе системы управления преобразователем изменяется длительность импульсов, управляющих открытием транзисторов. При этом направление тока в нагрузке и величина напряжения на ней определяются соотношением длительностей импульсов управления транзисторами. Диаграмма изменения длительности импульсов управления для транзисторов Ті и Гг при изменении входного сигнала UBX по синусоидальной зависимости представлена на рис. 22, б. Транзисторы двух остальных ветвей управляются напряжениями, сдвинутыми соответственно на угол 120° и 240° эл. по отношению к первой ветви.
Анализ работы такого преобразователя и системы его управления приведен в работах [Л. 28 и 29].
Независимо от способа управления инвертором (однофазным или трехфазным) в моменты коммутации транзисторов одной ветви возникает кратковременный режим короткого замыкания источника постоянного напряжения, питающего инвертор. Этот ток короткого замыкания, называемый «сквозным током», обусловлен временем запаздывания при закрытии транзистора, а также конечной скоростью спада тока управления. Импульсы сквозного тока, если не принять мер для их ограничения или устранения, могут значительно превышать ток нагрузки. Последнее увеличивает потери в транзисторах инвертора, особенно при больших частотах их переключения, что может привести к их порче из-за местных перегревов В частности, по этим причинам применение трехфазного мостового инвертора с широтно-импульсным управлением встречает трудности.
С целью ограничения сквозных токов в цепи постоянного тока инвертора включают (кроме случая управления инвертором широтно-импульсным способом) реактор с небольшой индуктивностью. Для устранения сквозных токов через транзисторы инвертора уменьшают продолжительность управляющих импульсов тока на величину времени запаздывания закрытия транзисторов инвертора и на величину времени спада управляющего тока [Л. 36; 50].
Для определения времени запаздывания закрытия транзисторов, а также потерь, выделяемых в них при работе, рассмотрим подробнее режим переключения транзисторов инвертора.