СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Напряжения1
Рассмотренная в предыдущем параграфе система частотного управления, хотя и обеспечивает синусоидальную форму тока в цепи двигателя в области низких частот, но при литании управляемых выпрямителей от сети 50 гц ее максимальное значение частоты ограничено величиной порядка 25—30 гц.
Применение широтно-импульсного. способа регулирования выходного напряжения инвертора (см. § 9) дает возможность не только существенно увеличить диапазон регулирования частоты от долей герца (включая нулевую) до значения порядка 100 гц, но и упростить силовую схему системы за счет применения для питания инверторов неуправляемых выпрямителей. Последнее возможно потому, что широтно-импульсный способ управления инвертором позволяет одновременно менять частоту и величину напряжения питания исполнительного двигателя.
Как было указано в § 9, применение трехфазного мостового инвертора, управляемого широтно-импульсным способом, встречает трудности. Поэтому в системе частотного управления применены три однофазных инвертора, что одновременно дает возможность
увеличить выходную мощность системы в V3 раз за счет увеличения фазного напряжения, прикладываемого к двигателю, на такую же величину.
Применение полупроводниковых реле для управления транзисторами инвертора позволяет исключить «сквозные» токи при переключениях его транзисторов за счет задержки отпирания транзистора на время, необходимое для рассасывания неосновных носителей тока запираемого транзистора. Кроме того, для уменьшения потерь, выделяемых в транзисторах однофазного инвертора в моменты их переключения, система управления инвертором построена таким образом, что в каждом полупериоде частоты один транзистор инвертора управляется широтно-импульсным способом, другой в течение этого полупериода постоянно открыт, а остальные два транзистора заперты. С этой же целью применено форсированное запирание транзисторов инвертора. ^бОги,
Рис. 79. Принципиальная схема одной фазы (А) системы частотного управления с преобразователем, обеспечивающим на выходе напряжение прямоугольно-импульсной формы. |
Указанные выше положения легли в основу построения системы частотного управления с преобразователем, обеспечивающим на выходе прямоугольно-импульсную форму напряжения. Принципиальная схема одной фазы этой системы приведена на рис. 79.
Силовая часть системы состоит из неуправляемого выпрямителя НВ, собранного по трехфазной мостовой схеме. К зажимам постоянного тока НВ подключен однофазный инвертор ОИ. Выход инвертора подключается к фазе исполнительного синхронно - реактивного двигателя СРД.
Управление транзисторами ТХ1 и Т19 инвертора производится с помощью триггера 77, к выходам которого подключены усилители У і и У2. Управление триггером осуществляется с помощью импульсов напряжения t/зь U з2> получаемых со вторичных обмоток импульсных трансформаторов Тр1 и Т р2, подключенных к выходам полупроводниковых реле Рі и Р2. На входы этих реле подаются напряжения U а,
—Uа с выходов демодуляторов Дь Д2 (см.
§ 12, рис. 56) датчика низкой частоты ДНЧ. В течение каждого периода низкой частоты выходного напряжения инвертора транзисторы ТХ7 и Тig открываются поочередно. Управление транзисторами TiS и Т2о инвертора производится широтно-импульсным способом с помощью полупроводниковых реле Рз и Р4, к выходам которых подключены усилители Уз и У4.
На входы реле Р3 и Р* подаются напряжения смещения ЕСМ6, Есм7, напряжения UА, —Uа с выхода демодуляторов Д и Д2 датчика низкой частоты ДНЧ и переменное напряжение повышенной частоты со вторичных обмоток трансформатора Тр9, являющегося выходным трансформатором преобразователя напряжения, расположенного в датчике низкой частоты (см. рис. 56). Сопротивление Ri{R2) совместно с конденсатором Ci(C2) образуют интегрирующую цепочку, которая преобразует напряжение прямоугольной формы с выхода трансформатора Тр9 в напряжение треугольной формы
£/тз(^Т4)-
Для пояснения принципа работы системы частотного управления с широтно-импульсной модуляцией, представленной на рис. 79, обратимся к рис. 80.
Рис - 81. Функциональная схема трехфазной системы частотного управления с преобразователем, обеспечивающим на выходе напряжение прямоугольно-импульсной формы.
Рассмотрим первый полупериод (от ^ = 0 до /=Т/2) работы инвертора ОИ, когда ток проводят транзисторы ТЬ и Ті9. На рис. 80, а приведены формы кривых: треугольного напряжения Uтз, нулевая линия которого смещена на величину, определяемую значением напряжения смещения £Смб', напряжения Uа «а выходе демодулятора Ді датчика низкой частоты, тока гуз, управляющего транзистором Т8 инвертора, и тока ^.управляющего транзистором Гі9 инвертора.
Ток г'уз поступает с выхода усилителя У3, который управляется реле Р3. Моменты срабатывания и отпирания реле Рз определяются точками пересечения напряжения Uа (см. пунктирную линию) с напряжением треугольной формы Ur3 (при этом необходимо учесть, что реле Р3 обладает повышенным потенциалом срабатывания).
Рис. 83. Осциллограммы токо® в фазах двигателя: а — при f =0,8 гц, /дВ= =6,9 а; б — при /=12,2 гц, /дв = 7.1 а; в — при /=36 гц. /дв=б,4 а; г — при f—47 гц, I =6,4 а. |
Ток гУ2 поступает с выхода у'силителя У г, управляемого триггером 77. Моменты времени переброса триггера определяются моментами срабатывания реле Р и Р2, управляемых напряжениями UA и —UA с выходов демодуляторов датчика низкой частоты. Поскольку реле Р2 имеет низкий потенциал срабатывания, оно срабатывает в момент t=t (рис. 80) при значении напряжения Uа, близком к нулю. На выходе трансформатора Тр2 этого реле формируется отрицательный импульс U3l (рис. 80, в), переводящий триггер в противоположное состояние и обусловливающий появление тока управления iy2. В результате в течение первого полупериода транзистор Т18 управляется широтно-импульсным методом током іУз, а транзистор Ті9 полностью открыт током г’уг - В течение второго полупериода (от t=T/2 до t — T) процессы протекают аналогично: транзистор Т20 управляется широтно-импульсным методом с помощью тока £У4, а транзистор Т7 полностью открыт током іу 1 (рис. 80,6).
Форма напряжения на зажимах двигателя UфА показана на рис. 80, г.
Вследствие того, что потенциал срабатывания реле Pi(P2) меньше потенциала срабатывания Р4(Р3), в момент переключениятранзисторы Tis и fig открываются всегда позже транзисторов Г2о. Г и, благодаря чему обеспечивается отсутствие «сквозных» токов в цепях инвертора. При упрощении схемы путем исключения реле Pi и Р2 и установки трансформаторов Тр1 и Тр2 на выходах реле Рз и Pi в инверторе будут протекать «сквозные» токи с частотой, равной двойной частоте переменного напряжения на его выходе.
Рис. 84. Осциллограммы переходных процессов: а — пуск и останов двигателя (f=25 гц); б — пуск, останов и реверс двигателя (7=12 гц). |
Функциональная схема трехфазной системы частотного управления с широтно-импульсной модуляцией, как это следует из рис. 81, состоит из трех идентичных каналов, каждый из которых управляет своим однофазным инвертором.
В соответствии со схемой рис. 79 была изготовлена и экспериментально исследована система частотного управления с преобразователем, обеспечивающим на выходе напряжение прямоугольно - импульсной формы. В качестве исполнительного двигателя был использован асинхронно-реактивный двигатель (выполнен на базе серийного асинхронного двигателя типа А-32-4, ротор которого заменен на явнополюсный и перемотана статорная обмотка) со следующими номинальными данными:
Мощность........................................................................................... Рн=200 вт
Номинальный ток......................................................................................... /Дв=6,4 а
Номинальное фазное напряжение &ф=40 в
Номинальная частота................................................................................... /н=50 гц
Номинальный момент на валу. . . Мн=1,3 док Перегрузочная способность.... ^=Ммакс/Л1н=2
Характеристика звена регулирования напряжения обеспечивает поддержание постоянства перегрузочной способности двигателя.
На рис. 82 приведена осциллограмма, иллюстрирующая ра- а - ?' ' ' 6otv системы управления инверто- |
Рис. 85. Осциллограммы реверса двигателя: а — при / = 5 гц; б — при /=12 гц; в — при /=50 гц. |
работы системы частотного управления с частотой f~2,5 гц. На осциллограмме показаны формы кривых напряжений UA на выходе демодулятора датчика низкой частоты, тока tyl на выходе усилителя Уь управляющего транзистором Ti7 инвертора, напряжения U,],а на выходе инвертора (на зажимах двигателя) и тока в цепи двигателя.
На рис. 83 представлены осциллограммы токов в трех фазах двигателя при работе его на частотах 0,8; 12,2; 36 и 47 гц. Рис. 84 и 85 иллюстрируют работу системы частотного управления при переходных процессах пуска, останова и реверса двигателя. На верхней оси осциллограмм приведена кривая изменения управляющего сигнала Uу, снятая на выходе модулятора звена регулирования напряжения, и кривая изменения скорости вращения двигателя Ядв, снятая с тахогенератора постоянного тока, сочлененного
Є балом двигателя На нижней оси осциллограмм показана кривая изменения тока двигателя /дв, а внизу знаками tH п, tB р и tH 0 отмечены времена пуска, реверса и останова двигателя.
Для фиксации синхронной работы двигателя на оредней оси осциллограммы приведены формы кривых напряжения UG дв на выходе сельсина, сочлененного с двигателем, и напряжения Uc в вспомогательного сельсина, сочлененного с сельсином-модулятором датчика низкой частоты (обмотки возбуждения обоих сельсинов были запитаны постоянным током). Как следует из осциллограмм, времена останова и пуска двигателя не превышают 1,36 сек, а реверса — 3 сек. В переходных режимах работы двигатель находился в синхронизме.
Разработанные бесконтактные системы электропривода позволяют регулировать скорость вращения трехфазных электродвигателей малой мощности (до нескольких киловольт-ампер) путем изменения частоты напряжения их питания в пределах 1 : 100 про - п рционально величине напряжения на входе систем. При отсутствии сигнала на входе в обмотках электродвигателей протекает постоянный ток, благодаря которому в случае использования синхронных приводных электродвигателей на их валу при неподвижном роторе создается тормозной момент. Наличие этого момента позволяет в ряде грузоподъемных механизмов исключить применение специальных тормозных или грузоуравновешивающих устройств
Системы электропривода обеспечивают взаимосвязанное регулирование величины напряжения и частоты его изменения по любой заданной зависимости благодаря наличию двух независимых (автономных) каналов управления этими параметрами Взаимосвязанное регулирование величиной напряжения и его частотой позволяет сформировать заданные рабочие характеристики приводных электродвигателей при изменении скорости их вращения и нагрузки на валу. Преобразователи частоты систем электропривода обеспечивают на их выходах напряжения прямоугольной, практически синусоидальной и прямоугольно-импульсной форм
Наиболее конструктивно простым является преобразователь с прямоугольной формой напряжения на выходе, однако при питании электродвигателя этим напряжением на низких частотах наблюдается неравномерность вращения (шагообразное движение), что в ряде случаев может оказаться неприемлемым.
Системы с преобразователями частоты, имеющие на выходе синусоидальную и прямоугольно-импульсную формы напряжений, конструктивно более сложны, однако лишены указанного выше недостатка. Система электропривода с преобразователем частоты, формирующим на выходе напряжение практически синусоидальной формы, позволяет изменять частоту этого напряжения в пределах от долей герца (включая нулевую) до 25—30 гц при питании этой системы от сети 50 гц. Системы электропривода с преобразователями частоты, обеспечивающими на выходе прямоугольную или прямоугольно-импульсную форму, дают возможность изменять частоту этого напряжения в пределах от долей герца (включая нулевую) до 50 гц и более в зависимости от выбора несущей частоты напряжения питания сельсина датчика низкой частоты.