ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА

Перспектива потребности в каучуках общего назначения и внедрения новых марок в отечественную шинную промышленность

В 2000 году прогнозируется существенный рост потребно­сти внутреннего рынка в шинах до 34,5 млн штук при росте отечественного производства шин до 32,7 млн. штук [40]. Для сравнения, в 1996 году в России было произведено шин всех типоразмеров 24,3 млн. штук. Предполагается, что в 2000 году доля легковых шин будет составлять 50,0 %, грузовых - 40,3 %, сельскохозяйственных - 6,1 %, мотоциклетных - 3,6 %, а в 2003 году соотвественно 67,9 %; 23,2 %; 5,0 %; 3,9 %.

Динамика производства шин в России и странах СНГ, на­чиная с 1990 года, представлена в таблице 2.53 [41].

Динамика производства шин в России и странах СНГ

Объем выпуска*^, млн. шт.

Шин

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

2000

(прогноз)

Шины,

Всего

66,1

42,3

62,0

39,7

58,0

37,8

50.0

33.0

27,9

19,7

18,9

21,8

24,3

32,7

В том числе:

Грузовые

25,7

19,5

22,0

17,5

20,0

16,8

17.5

13.5

8,4

7,2

6,9

8,6

9,0

13,2

Сельско­

Хозяйст­

Венные

9,3

6,8

8,0

6,1

5,3

4,0

3,1

2,0

1,3

0,8

0,5

0,80

0,88

1,50

Легковые

24,9

16,0

24,5

16,1

25,5

17,0

26,0

17,5

16,0

10,0

10,5

11,0

13,5

16,4

В числителе - в совокупности но странам СНГ; в знаменателе - только по России Динамика производства в России основных каучуков для резиновой промышленности, начиная с 1990 года, приведена в таблице 2.54.

Таблица 2.54 Динамика производства синтетических каучуков в России за период 1990-1997 г. г.

Типы

Объем выпуска, тыс. тонн

Каучуков

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Каучуки, всего в том числе:

2200

2000

1700

1100

650

750

772

730

СКИ

850

800

700

480

250

290

290

287

СКС

550

500

400

250

200

236

190

147

Скд

400

350

250

200

150

172

155

128

Анализ этих таблиц показывает, что наибольший спад в про­мышленности СК России произошел в 1993 и 1994 годах, а в шинной промышленности в 1994 году. Начиная с 1996 года на­метился небольшой рост в этих отраслях промышленности. При­чины спада являются общими для всего хозяйства России: спи - жение объемов продаж шин и соответственно потребления кау - чуков для их производства из-за роста цен на них, которое про­изошло из-за опережающего роста стоимости сырья, транспорт­ных расходов и энергии. Кроме того, сказалась и непродуманная политика "открытых дверей" для зарубежных шин, которые в ряде случаев на рынке России продавались но демпинговым ценам. Тем не менее в настоящее время наблюдается рост производства отечественных шин, что вызывает в свою очередь увеличение потребности в различных материалах для их получения.

Динамика потребности России в основных шинных мате­риалах показана на рисунке 3.

Из этого рисунка видно, что для обеспечения прогнозиру­емой в 2000 году потребности в шинных каучуках их суммарное производство должно по сравнению с 1996 году увеличиться в 1,5 раза и достичь уровня в 483 тысячи тонн.

К сожалению, итоги работы промышленности СК за 1997 ]Х)д [42] малоугешительны. По группе изопреновых каучуков производство практически осталось на уровне 1996 года. Рост объема производства СКИ на Тольяттинском АО "Синтезкау - чук" компенсировал сокращение производства Стерлитамакс- кого АО "Каучук" (на 15 %) и АО "Нижнекамскнефтехим" (на

10 %), а также прекращение производства каучуков Ярославс­ким АО "СК Премьер" и АО "Волжский каучук".

Объем производства СКД сократился на 17,6 % за счет рез­кого спада на АО "Ефремовский завод СК" и умеренного на АО "Воронежсинтезкаучук".

По группе бутадиенстирольных каучуков объем производ­ства понизился на 23 % при крупном спаде в г. Стерлитамаке и на АО "Омский каучук" (на 29 %), менее значительном спаде в случае АО "Воронежсинтезкаучук" и существенном росте про­изводства Тольятгинского АО "Синтезкаучук".

И, наконец, производство БК в рассматриваемый период возросло на 15 % в основном за счет АО "Нижнекамскнефтехим".

89

Суммарная потребность в материалах, (тыс. т.) 1996 г. - 773 2000 г. 1149

Перспектива потребности в каучуках общего назначения и внедрения новых марок в отечественную шинную промышленность

2 3 4 5 6

■ 1996 г. □ 2000 г.

1. Каучук 4. Текстильный корд

2. Технический углерод 5. Металлокорд

3. Химикаты 6. Проволока

Рис. З. Динамика потребности России в шинных материалах.

Думается, что рост потребности в шинах в России обеспе­чит шинные заводы оборотными средствами и тем самым сти­мулирует промышленность СК для увеличения производства шинных каучуков.

Если этого не произойдет, то рост потребности в шинах к 2000 году на 10 млн. штук будет обеспечен импортными по­ставками, что может серьезно подорвать обе важнейшие подо­трасли отечественной нефтехимии.

Возрождение отечественной промышленности СК долж­но происходить как в количественном, так и в качественном отношении. Ассортимент шинных каучу ков должен включать в себя новые марки, которые, при их добавлении в резиновые смеси, должны обеспечить повышение сцепления шин с мок­рой и обледенелой дорогой, снижение сопротивления каче­нию, повышение устойчивости и управляемости автомобиля, рост долговечности и надежности шин. Предыдущие разделы содержат много информации о свойствах шинных резин с но­выми марками каучуков. Здесь же еще раз приведем результа­ты по испытанию шинных резин разного назначения на базе новых марок каучуков, которые готова выпускать отечествен­ная промышленность СК. Материалы взяты из статьи Гриши­на Б. С. [39].

Прежде всего приведем устоявшуюся структуру потребно­сти шинной промышленности в разных типах каучуков: СКИ-3 и НК - 55 %, БСК - 18,3 %, СКД - 17,7 %, БК и ХБК - 8 %.

О новых марках каучука СКИ-3 очень подробно было ска­зано в предыдущих разделах. В таблице 2.55 приведены срав - нителные свойства резин на основе новых марок стереорегу - лярного полибутадиена.

Рассмотрение данной таблицы показывает, что по сравне­нию с разработанной в 60-х годах технологией получения СКД на кобальтовом катализаторе, современная технология, осуще-

Сравнительные свойства резин на основе стереорегулярного полибутадиена

Скд

Скд

6М-15*)

СКД6М (90 %) + 1.2ПБ (10%)

СКДЮ

Тп

Со*)

ЫсП

Ыа

Ыа

N<1

Содержание 1,4-цис звеньев, %

91

92

96

96

96

-

Езоо, МПа

11,2

10,0

14,0

13,5

13,2

10,2

Условная прочность при растяжении, МПа

21,0

19,0

22,5

22,0

20,5

22,7

Коэффициент морозостойкости

0,46

0,40

0,01

0,04

0,35

0,43

Относительные показатели, %

- износостойкость

100

101

115

110

102

103

- гистерезисные потери

100

98

95

93

98

100

- сцепление с мокрой дорогой

100

100

98

110

105

104

- усталостная выносливость

100

115

160

150

140

155

Ефремовский завод СК; Випа - СВ-24 - Байер; ***} Воронежский завод СК.

Стеленная на Ефремовском заводе СК, позволяет получать ко­бальтовые бутадиеновые каучуки (СКДК) с 92 % 1,4-цис звеньев вместо ранее 96-98 %. Это сразу же отразилось на росте коэффи­циента морозостойкости (0,40 вместо 0,02-0,04), что, конечно, очень важно для отечественных шин, часто эксплуатируемых при низких температурах. По данному показателю кобальтовые по- либутадиены практически сравнялись с титановыми, однако от последних они выгодно отличаются тем, что не содержат низко­молекулярных олигомерных фракций и являются тем самым бо­лее экологически чистыми. Анализ таблицы показывает, что уве­личение стереорегулярности полибутадиенош каучука (неодимо­вые полибутадиены) резко снижает морозостойкость резин, но ведет к увеличению прочности, износостойкости, усталостной выносливости. При этом уменьшаются потери на качение и, к сожалению, сцепление с мокрой дорогой. Увеличить морозостой­кость и сцепление с мокрой дорогой удается или при введении в

Химическую структуру неодимовых полибутадиеновых каучуков 12-15 % 1,4-цис-изопреновых звеньев (каучук СКДИ), или же используя смесь неодимового полибутадиена (90 %) с 1,2-поли­бутадиеном (10 %). Неодимовые каучуки также не содержат оли­гомеров и являются более экологически чистыми по сравнению с титановыми.

В разделе 2.2.1.3. приведена информация о некоторых оте­чественных бутадиен-стирольных каучуках. В приведенной ниже таблице 2.56 сведена информация о резинах из раствор­ных бутадиенстирольных каучуков, содержащих разное количес­тво 1,2-звеньев в бутадиеновый части, в сравнении со свой­ствами резин на основе традиционного эмульсионного бутади- енстирольного каучука СКС-30 АРКМ-15 и полибутадиеново - го каучука СКДСР-Ш, содержащего 50 % 1,2-звеньев. Каучуки ДССК-18, ДССК-18М-27 и 1,2 ДССК-24 периодически выпус­кались Воронежским заводом СК, а каучук СКДСР-Ш может быть выпущен на Ефремовском заводе СК.

Сравним между собой свойства протекторных резин на ос­нове бутадиенового (СКДСР-Ш) и бутадиенстирольного (1,2 ДССК-24) каучуков, имеющих до 50 % бутадиеновых звеньев

1,2-положения.

Как и ожидалось, в сравнении с СКС-30 АРКМ-15 увели­чение 1,2-звеньев повысило сцепление с мокрой дорогой, осо­бенно для резин из 1,2 ДССК-24, гистерезисные же потери уменьшились только у резин из СКДСР-Ш. В обоих случаях выросла износостойкость. Протекторные резины из ДССК-18 и ДССК-18М-27 выгодно отличаются от других пониженны­ми гистерезисными потерями, а значит и сопротивлением ка­чению, но уступают по показателю ’’сцепление с мокрой доро-

О ||

Гои.

Разработанные НИИШПом рекомендации по использова­нию новых отечественных каучуков в разных элементах шин сведены в таблицу 2.57.

Таблица 2.56 Свойства резин протекторного типа на основе бутадиеновых и бутадиенстирольных каучуков анионной полимеризации

Каучук

Показатели

СКДСР-Ш

ДССК-18

ДССК-

18М-27

1,2

ДССК-24

СКС-30

АРКМ-15

Содержание, % звеньев 1,2

50

10

12

50

14

Стирола

-

18

18

23,5

23,5

Масла

-

-

27

-

16

Условное напряжение при 300

% удлинении, МПа

8,6

9,5

12,0

9,1

12,0

Условная прочность при

20,0

23,0

18,0

20,4

23,0

Растяжении, МПа

Относительное удлинение, %

560

540

340

528

550

Эластичность, %

32

40

45

33

33

Относительные показатели, %

Износостойкость

109

115

105

105

100

Гистерезисные потери

95

90

90

100

100

Сцепление с мокрой дорогой

104

85

95

108

100

Таблица 2.57 Рекомендации по применению новых полимеров

Полимеры

Протектор шин

Боко­

Вина

Обкладка

Текс­

Тильного

Корда

Камера

Легковых

Грузовых

Категория

Скорости

Зимние,

Всесе-

Зонные

Комби­

Ниро­

Ванные

ЦМК

Э, Т

Н

У Л

СКДСР-Ш

+

+

+

СКД-1245

+

+

+

+

+

Мороз

СКДЛ-С

+

+

+

Мороз

СКДИ

+

+

+

+

ДССК-18

+

+

ДССК-18М-27

+

+

1-2ДССК-10

+

+

1-2ДССК-24

+

+

ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА

Современные способы утилизации изношенных шин в качестве топлива

В работе [535] подробно описаны современное состояние и перспективы утилизации изношенных шин. Проведение по­иска перспективных направлений утилизации изношенных шин обусловлено накоплением их больших запасов, загрязняющих окружающую среду. Наименьшие затраты энергии …

8.3.2.Разработка способов утилизации твердых отходов производства и эксплуатации шин

Одной из важных проблем охраны окружающей среды яв­ляется утилизация твердых отходов, образующихся в процес­сах производства и эксплуатации шин. Актуальность пробле­мы объясняется тем, что, кроме производственных отходов, ежегодно накапливается более 1,2 …

Математическая модель процесса десорбции многокомпонентного растворителя из капиллярно­пористого адсорбента при объемном подводе тепла

При десорбции паров растворителя из токопроводящего активированного угля нагрев слоя адсорбента осуществляется одновременно с вакуумированием десорбера. В качестве источ­ника тепла для нагрева адсорбента используется электрическая энергия, пропускание которой через слой …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.