ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
’’Неожиданные” марки зарубежных синтетических полимеров в шинной промышленности
Весьма интригующе звучит сообщение в "Chemical Week" за 1995 год [60] о разработке в Стенфордском университете, США металлоценового вибрирующего катализатора на основе циркония, позволяющего получить пропиленовый каучук, свойства которого сравнимы с НК и СК. Катализатор позволяет получить эластомер из чистого пропилена. Использование вибрирующего катализатора дает возможность контролировать структуру каучука, его эластичность, варьировать длины изо - тактических и атактических блоков в полимерной цепи.
В японской заявке [61] предлагается для получения протекторной резиновой смеси использовать смесь из 60-90 частей СКС и 10-40 частей полимера норборнена, 80-250 частей углеродной сажи с удельной поверхностью по адсорбции азота >350 м2/г и 80-250 частей масла. Если содержание сажи менее 80 частей, то гистеризисные потери малы и соответственно ухудшается сцепление шины с дорогой. При содержании же сажи более 250 частей ухудшается перерабатываемость смеси и сопротивление скалыванию резин.
Использование а-олефинов (пропилен, 1 - бутилен) для получения каучуков, годных для шинной промышленности, пока-
107
Зано в патенте [62]. Для повышения физико-механических свойств протекторных резин и резин для боковин в нем предлагается получать резиновую смесь на основе двух сополимеров (СПЛ): 5-95 частей СПЛ-1 и 95-5 частей СПЛ-2. СПЛ-1 состоит из 95-50 молей звена а-олефина С6-2о и 5-50 молей звеньев а, Ш-диена формулы СН^СЩСЯ^^пСН-СНг и звеньев несопряженного диена формулы
СН2=СН(СН2)Х(Я^(Я^(Я3),
Где Я1, Я2, Я4, Я5=Н или алкил С.%; Яз - алкил См.
СПЛ-2 содержит звенья этилена и а-олефина.
Резины на основе смеси этих сополимеров обладают пого - ДО-, водо - и озоностойкостью, имеют высокую адгезию к полиэфирному корду. Эксплуатационные характеристики шин, полученных с их помощью, хорошие.
В японской заявке [63] патентуется протекторная резина для высокоскоростных шин. Для этого необходимо в резиновую смесь вводить 2-80 частей полибутена формулы (СНз)зС[СН2С(СНз)2]пСН2С(СНз)(=СН2) с п=9-2900. Ввод полибутена обеспечивает улучшение показателей тангеса угла динамических потерь, характеристик разрушения и износостойкости протекторных резин.
Английский и американский патенты [64, 65] описывают использование полиуретанов для протекторов шин. Поскольку полиуретаны имеют самое высокое сопротивление истиранию среди резин на основе остальных известных каучуков, то такое использование полиуретанов не является неожиданным. Трудность использования этих патентов заключается в отсутствии совместимости полиуретанов с каучуками общего назначения. Кроме того, не указывается как меняется коэффициент сцепления с дорогой и теплообразование в протекторе при использовании полиуретанов, так как низкий коэффициент трения и высокое теплообразование при динамических нагрузках характерны для большинства известных полиуретанов.
Хорошо известно [66], что протектор шины, изготовленный из бутилкаучука, имеет высокое сцепление с дорогой, обеспечивает повышенную комфортабельность езды и менее подвержен тепловому старению. Однако все эти преимущества сводились на нет из-за низкой износостойкости. В конце 1980-х годов фирма "Эксон Кемикл" (США) выпустила новый тип эластомера, основой которого также был изобутилен - бром-со (изобутилен-р-метилстирол). Вначале получают сополимер на основе изобутилена и р-мети л стирола, который затем бромируют по метальной группе в бензольном кольце. Бромбензил - это термически стойкая и активная группа по отношению реакций алкилирования или нуклеофильного замещения для осуществления структурирования. Данный каучук дает резины с динамическими свойствами аналогичные свойствам резин из БК, в том числе высокие амортизационные свойства при низких температурах. Лабораторные испытания показали, что динамические свойства резин, содержащих новый каучук, характеризуются более высоким сцеплением с мокрой дорогой, при этом сопротивление качению не повышается. Натурные испытания шин 195/75Ш4 на полигоне в Техасе [67] с протектором из нового каучука с белой сажей в качестве наполнителя и силановым сшивающим агентом показали равнозначный износ протектора в сравнении с протектором на основе каучука общего назначения при повышении прогнозируемого сцепления с мокрой дорогой без ухудшения прогнозируемого сопротивления качению.