ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Некоторые основы модификации резин с целью улучшения их долговечности
Своеобразные теоретические основы улучшения долговечности резин дала в своей большой статье Онищенко З. В. [341], долгое время работающая в области модификации эластомер - ных материалов. В работе обобщены обширные физико-химические исследования автора по исследованию модификаторов, которые ’’способны улучшать структурную упорядоченность эла - стомерной композиции и, кроме того, взаимодействовать с полярными группами каучуков, образующимися при окислительном или механическом разрушении каучуков, в частности, синтетические смолы с различными функциональными группами (гидрокси-, эпокси-, аминогруппами), полиорганосилоксаны”. В таблице 2.110 приведены характеристики модификаторов, чье действие обсуждено в статье.
Модификатор |
Структурная формула |
Молекулярная масса |
Тпл, °С |
||
УП-612 |
0“>‘Х> |
284-310 |
Вязкая Жидкость |
||
ПЭИ |
[-СН2-СН2-Н^п-[СН2-СН-]т п:т=10:1 >ЇН2 |
(2-10)-103 |
Жидкость |
||
ПВ-1 |
~а/ V / с| ^ 'Н' -М У? ^-СІІ^і-О-ві-СІІ,- _ =/ ==/ СН, сн, _ |
П |
6960 |
98-102 |
|
ПОС-1 |
{С1тСН,.п1-8і1ЛО0,8і(СН3)3]п}1 п:т=1:3, ц:п=1:7, к =48-55 |
8000 |
55-60 |
||
ЭКО-6 |
-СН1тС1т 1 - 8І-0 - 1 ОС11(СН,); _ п=25-31,т-1-3 |
П |
100-300 |
Жидкость |
|
Методом широкоуглового рентгеновского рассеяния было выяснено [342], что при введении в СКИ-3 эпоксидной смолы (УП-612), полиэтиленимина (ПЭИ), полиэтиленполиамина (ПЭПА), а также их композиций (0,2-5,0 масс. ч. на 100 масс. ч. каучука), не происходит их взаимного растворения, а модификаторы образуют эмульсии с сохранением каждым компонентом ближней упорядоченности. Об этом же свидетельствуют электрофизические исследования модифицированного СКИ-3. На спектре тангеса угла диэлектрических потерь появляется второй высокотемпературный максимум, обусловленный диполь - сегментальными потерями самих эпокси - и аминосодержащих модификаторов.
По данным обращенной газовой хроматографии (ОГХ) введение небольших количеств кремнийорганических модификаторов (< 0,5-1,0 масс. ч.) в "шинные" каучуки (СКИ-3, БСК, СКД) приводит к возникновению метастабильной гомофазной структуры. При повышении температуры нестабильные ассоциаты модификаторов разрушаются и распределяются по границам надмолекулярных образований эластомера, тем самым повышая их подвижность. Косвенным доказательством этого является снижение вязкости смесей на основе СКИ-3, Прямым служит расширение на 40° С высокотемпературного перехода в области стеклования БСК, обнаруженное на термомеханической кривой. В области 80-120° С у модифицированных СКИ-3 появляется второй температурный переход, который говорит о повышении подвижности матрицы каучука, Именно по этой причине кристаллизация этих каучуков начинается при меньших деформациях.
Начало кристаллизации снижается с 500 % до 300 % деформации или даже до 200 %, как в случае модификации смолой УП-612.
О повышении гетерогенности каучуковой матрицы при введении модификатора говорят и данные малоуглового рент* геновского рассеяния: при введении в СКИ-3 малых количеств УП-612 или ПЭИ растет интенсивность рассеяния. Об этом же свидетельствует и уменьшение размеров структурных образований СКИ-3 при введении в него 0,5 масс. ч. УП-612 (с 7,2 до
5,5 нм) и структурных образований СКМС-30АРКПН при введении 0,3 масс. ч. ПЭИ (с 13,9 до 8,0 нм). Такое увеличение микрогетерогенности важно при эксплуатации шинных резин, работающих в условиях многократных деформаций, так как гис - терезисные потери способствуют совершенствованию их структурной упорядоченности.
Уплотнение надмолекулярной структуры каучуков увеличивает толщину переходных слоев между областями модифицированных олигомеров почти в 1,5 раза.
Подводя резюме вышеописанных фактов, Онищенко З. В. приводит к выводу, что "небольшие добавки полярных моди-
286
Фикаторов улучшают микрогетерогенную структуру каучуков, которая в значительной степени предопределяет микростуктуру модифицированных композиций. Так, увеличение объема меж - фазных слоев улучшает распределение ингредиентов в резиновых смесях, делает саму резину более однородной и тем самым уменьшает скорость образования трещин” (Рис. 24.).
/*т, мм
Рисунок 24. Кинетика изменения размера трещин Рт протекторных резин с 1 масс. ч. смолы УП-612 (1) и без нее (2) |
Неполярные шинные каучуки взаимодействуют с функциональными олигомерами. В пользу этого говорят многие факты: 1 - смещение на 20:40° С в сторону увеличения температур максимума тангеса угла диэлектрических потерь; 2 - увеличе-
287
Ние на 30-40 % эффективной энергии активации релаксационных процессов, протекающих в резинах; 3 - рост температуры стеклования олигомерных модификаторов на 28-30° С; 4 - невозможность полной экстракции полиаминов из каучука; 5 - уменьшение концентрации функциональных групп при смешивании с каучуками [343] и другие факты.
Возможность взаимодействия неполярных шинных каучу - ков с модификаторами, содержащими эпокси-, амино - и гидро- ксигруппы, обусловлена появлением в их составе кислородсодержащих групп:
-СООН; - С ; -ОН;>(^£^ ;
Появившихся в процессе пластикации каучуков, их окисления в процессе изготовления резиновых смесей и эксплуатации резин [344].
Очень важно, что олигомеры с указанными функциональными группами могут реагировать с перекисными радикалами, образующимися при окисления каучуков, тем самым выполняя функции антиоксидантов резин.
Представленные в таблице 2.111 органо сил океаны не могут вступать в прямое химическое взаимодействие с шинными каучуками, однако по данным УФ - и ЭПР-спектроскопии они способны образовывать с ними межмолекулярные связи с энергией 46 кДж/моль. Органо си локсаны легко переходят в катион-радикальное состояние (энергия активации 10,6 кДж/ моль) и в процессе эксплуатации проявляют стабилизирующее действие, вступая во взаимодействие с радикалами, образовавшимися в ходе термического, светового и других видов старения.
Стабилизирующее действие указанных в статье модификаторов наглядно демонстрирует таблица 2.111.
Таблица 2.11 Физико-механические свойства протекторных резин на основе СКМС-30 АРКМ-15 + СКИ-3 + СКД (30:50:20), содержащих различные модификаторы
|
^ С диафеном ФП (2 мае. ч.);
**) С диафеном ФП (1 мае. ч.).
Наличие модификаторов в небольших количествах повышает стойкость протекторных резин ко всем исследованным видам старения. Важно, что снижается утомляемость при динамических нагрузках. Особенно это видно на примере применения УП-612 (0,5 масс. ч.) и ПВ-1 (0,5 масс. ч.). Совместное применение ПВ-1 и диафена ФП (1,0 масс. ч.) приводит к сильному синергическому эффекту, выражаемому более чем в десятикратном росте сопротивления многократному сжатию и в двухкратном росте усталостной выносливости при растяжении. Подобный синергический эффект установлен при совместном использовании эпоксидных смол и соединений класса вторичных аминов или четвертичных аммониевых оснований, гидроксилсодержащих модификаторов, алифатических полиаминов [345]. Например, предварительное сплавливание ЭКО-6 и нафтама М в соотношении 1:3 и последующее введение сплава в состав резин на основе СКМС-30 АРКМ-15 повышает их сопротивление термическому старению и многократному растяжению в гораздо большей мере, чем при индивидуальном использовании нафтама М и ЭКО-6. Аналогичный синергический эффект наблюдается и в случае резин из СКИ-3. Индукционный период окисления таких резин возрастает в два-три раза, а коэффициент термического старения растет при замене нафтама на сплав с
1,6 до 4,97.
Представленные в обзорной статье структурно-химические модификаторы могут выступать еще в роли диспергато - ров шинных резин (ПЭИ, ПЭПА, ПВ-1, ЭКО-6, УП-612 [344]), а также повышать стойкость адгезионной связи резин с ме - талло - и текстильным кордом к термическому, паровоздушному и солевому старению. Так, введение всего 1,0 масс. ч. ЭКО-6 снижает содержание дорогостоящего нафтената кобальта в два раза, а РУ-1 с 2,5 до 1,8 масс. ч. Стойкость же к термическому и солевому старению выросла соответственно на 22 и 10 %.
В данном разделе основной упор будет сделан на самом перспективном виде наполнителей шинных резин - осажденных кремнекислот или, по-другому, кремнеземами.
Кремнеземы известны давно, но они не находили широкого применения в шинных резинах, потому что не было известно, что усиливающее действие их проявляется в полной мере только в присутствии бифункциональных силанов. Более пристальное внимание кремнеземы в шинных резинах привлекли к себе при разработке адгезионной системы НЯН, когда выяснилось, что для наиболее полного проявления модифицирующего эффекта модификатором РУ в резиновую смесь необходимо добавлять кремнекислоту в количестве 5-10 масс. частей на 100 масс. частей каучука.
В настоящее время кремнеземы в качестве наполнителей шинных резин стали актуальны по нескольким причинам. Первая причина связана с разработкой так называемых "зеленых" шин, технология изготовления и эксплуатация которых связана с наименьшими технологическими потерями. Вторая причина заключается в том, что стоимость белых саж, в связи с развитием технологии их изготовления, приближается к стоимости тех - углеродов. Третья причина, и, наверное, самая главная, заключается в том, что выяснилось, что использование в рецептуре шинных резин кремнеземов совместно с бифункциональными силанами приводит к улучшению ряда очень важных эксплуатационных характеристик шин, особенно высокоскоростных.
Чтобы понять это. рассмотрим данный вопрос несколько подробнее. Начнем с того, что силы, действующие против движения автомобиля, включают в себя аэродинамическое торможение (65 %), внутренее трение (15 %) и сопротивление качению шины (20 %). Сопротивление качению в свою очередь складывается из аэродинамического торможения шины против корпуса автомобиля, потери от скольжения в зоне контакта и гис - терезисных потерь в результате деформации шины. Следовательно, подбирая состав шинных смесей, можно минимизировать скольжение и гистерезис, что приведет к уменьшению сопротивления качению шины, а значит к снижению расхода топлива. Самое большое влияние на сопротивление качению оказывает протектор шины (75 %), меньшее - боковина (10 %) и плечевая зона (10 %), и самое маленькое - борт (5 %). Таким образом, основное внимание к себе должна привлекать рецептура протекторной резины. Очень важно при этом снижать сопротивление качению без ухудшения сопротивления скольжению и истираемости протектора.
Как уже ранее указывалось, характеристикой величины сопротивления качению является тангес механических потерь tg 5 в области 50-70° С [346]. В какой-то мере в данном температурном диапазоне с величиной сопротивления качению коррелирует эластичность. О том, как влияет химическая природа каучуковой составляющей протекторной смеси на величины сопротивления качению и сцепления с дорогой подробно изложено в разделе 2.2.3.1 монографии. Основной вывод данного раздела сводится к необходимости увеличения доли винильных звеньев в каучуках общего назначения, в том числе и бутадиен - стирол ьных. Другой путь изменения в лучшую сторону эксплуатационных характеристик шин заключается в применении активных наполнителей, таких как техуглерод и кремнезем. Здесь могут быть не только качественные, но и количественные изменения. Самое главное, необходимо найти такую рецептуру, при которой наблюдается наилучшее соотношение между сопротивлением качению и сцеплением с мокрой дорогой ^ 5 при 0° С), так как между этими показателями существует обратная связь (рис. 25) [347].
Необходимая эластичность при повышенных температурах может быть достигнута подбором наполнителей и их дозировкой.
292
Индекс сцепления с мокрой дорогой (для БСК 1502=100) И - модифицированный растворный БСК ф - немодифицированный растворный БСК |
Рисунок 25. Зависимость сцепления с мокрой дорогой от эластичности
Введение в резиновую смесь технического углерода увеличивает tg 5 при температурах пробега шины (рис. 26) и 0 °С.
Другими словами, введение техуглерода с одной стороны увеличивает сопротивление качению, но с другой повышает сцепление с мокрой дорогой. За рубежом сейчас получены техуглероды с очень высокой поверхностной активностью и очень высокой структурностью [348]. Данные сажи придают резинам хорошую износостойкость, пониженное со-
Рисунок 26. Амплитудная зависимость комплексного модуля наполненного НК от концентрации техуглерода |
Противление качению и удовлетворительную активность. При удачном подборе каучуковой компоненты получаются шины очень высокого качества.
Резины с кремнеземом обладают более низким сопротивлением качению, увеличенным сцеплением со льдом и мокрой дорогой, но при этом несколько уступают по показателю сопротивления истиранию. Наглядно это видно из рис. 27.
Эксплуатационные характеристики шины меняются в зависимости от скорости движения автомобиля и от величины амплитуды ее деформации. На рис. 28 показаны зависимость tg5 при 60 ° С от амплитуды деформации резины, наполненной техническим углеродом (1); кремнеземом (2); кремнеземом, активированным силаном (3).
Температура
Рисунок 27. Изменение величины tg 5 с температурой для резин на основе эмульсионного БСК, наполненного техуглеродом или кремнеземным наполнителем.
Рисунок 28. Амплитудная зависимость tg 5 с различными типами наполнителей. |
Из рисунка 28 видно, что наименьшим сопротивлением качению обладают резины с активированным кремнеземом, причем увеличение амплитуды деформации мало влияет на этот показатель.
Эксперименты с протекторными резинами на основе разных марок растворного БСК показали, что резины, наполненные кремнеземом, показывают лучшее сохранение износостойкости при более высоких эластичности и сопротивлении скольжению по мокрой дороге, нежели аналогичные резины, но с техуглеродом (рис. 29).
Эласшчкосгь ігри 70° С, % 40 42 44 46 48 50 52 54 56 58 60 62 64 66 сопротивление скольжению на мокром асфальте Ф - 80 масе. ч. активного кремнезема ■ - 80 масс. ч. іехупіерода Цифры у точек на графике - индекс истирасмоіп и по |
Рисунок 29. Зависимость сцепления с мокрой дорогой от эластичности различных полимеров, наполненных техуглеродом и кремнеземом.
Ранее, в разделе 2.2.3.1. монографии показано, что ведущие производители шин переходят на изготовление протекторов с увеличенным содержанием НК, полибутадиена и растворного БСК плюс бутадиеновый каучук с высоким содержанием 1,2-звеньев. В этой связи важным становится вопрос о влиянии химической
Структуры растворного БСК на эксплуатационные параметры шины. На рис. 30 представлены соответствующие данные.
|
-60 -40 »20 0 20 40 60 80 100 120 [°С]
Температура
Рисунок 30. Изменение величины 5 с температурой для различных смесей растворного БСК с кремнеземом.
Использование кремнеземов в шинах не только улучшает их эксплуатационные свойства, но и позволяет продвинуться вперед в области создания так называемых ’’зеленых” шин. Основные требования к "зеленым” шинам следующие: технология их изготовления должна сопровождаться уменьшением энергетических и экологических затрат; шины должны уменьшать расход топлива; эти шины должны увеличивать безопасность и комфортабельность езды; шины должны быть способны к многократному восстановлению. В смысле экологических затрат использование кремнезема с бифункциональным агентом весьма выгодно, так как это предполагает исключение из шинных резин обычных углеродных наполнителей, изготавливаемых из дорогого и невосполняемого нефтяного сырья и имеющих ряд неблагоприятных экологических характеристик.
Возникновение статического электричества, вызванного применением кремнекислоты в качестве наполнителя в протекторе "зеленых" шин, является нежелательным явлением, которое не может замедлить темпы роста потребления кремнезема. Сейчас уже известен ряд антистатических добавок, которые могут снять данную проблему [349]. Эти материалы представляют собой комбинации, например, амино - и сульфонилциркона- тов.
Антистатическое действие данных материалов достигается благодаря образованию биполярных слоев диссимилирую- щих неоалокси металлорганических соединений, которые создают в полимере так называемые "цепи переноса заряда".
Электростатические заряды рассеиваются, проходя от одного металлорганического соединения - производного основания - к соседному диссимилятору - производному кислоты.
Возникновение статического электричества не единственная проблема, появляющаяся при использовании кремнезема. В свое время (70-ые годы) более раннее применение кремне - кислоты в протекторе зимних шин потерпело неудачу частично из-за технологических трудностей, возникших при переработке протекторных смесей (немецкие фирмы "Рейн Хеми” и "Мет - целер"). По этой причине ряд фирм работает над созданием технологических добавок для смесей с кремнеземом. Фирмой "Рейн Хеми" получены добавки "Актипласт СТ и БТ". При введении 4 масс. ч. добавки "8Т" растет стойкость к подвулканизации смеси, снижается ее вязкость, резко улучшается текучесть при формовании, а сами шины имеют на 5 % повышенное сцепление [350].
Хорошие технологические свойства придают смесям с кремнеземом два ароматических цинковых мыла фирмы "Шилл и Зейлахер" (Структол Активатор А73 и Структол УР1215), алифатическое калиево-цинковое мыло (Структол ЕБ44) и смесь алифатических цинковых мыл и эфиров жирной кислоты (Структол вТ).
Основные технологические трудности, возникающие при использовании кремнезема, это: плохое или неустойчивое диспергирование наполнителя, высокая вязкость смеси, низкое качество экструдата, чрезмерно высокая температура экструзии.
Самое большое снижение энергозатрат наблюдалось при использовании Структола ОТ; вязкость по Муни в случае трех добавок вТ, Е¥4Л и А73 снижалась как в свежеприготовленной смеси, так и после 7 д-ной ее вылежки [351]. Наибольший эффект по замедлению подвулканизации оказывает Структол А73, а по снижению давления в экструдере Структол ЕР44. Структол А73 обеспечивает самое высокое сохранение модуля после теплового старения в течении 7 суток при Т=70° С. Все технологические добавки улучшают прочность на раздир, в том числе и после старения. Наибольший эффект на данный показатель оказывает Структол ЕР44.
Ведущая в Европе фирма по производству шин "Мишлен" (Франция) в 1993 году выпустила на рынок поколение шин "Энерджи" с кремнекислотой в протекторной резине в качестве наполнителя. Доля этих шин категории скорости "Т" и "Н" на рынке шин в конце 1996 года достигла 52 %. В целом было выпущено свыше 50 млн. шин "Энерджи". С лета 1996 года начали выпускаться шины "Энерджи” уже второго поколения, обеспечивающее высокое сцепление с сухой, мокрой или заснеженной дорогой [352]. Шина "Энерджи ХН1" допускается до скоростей 210 км/ч. В зависимости от размера шины сопротивление качению может быть на 15 % ниже, чем у ранее выпускавшейся шины "Энерджи МХУЗА". В течение первой половины 1997 года ассортимент шин "Энерджи” для автопарка Германии будет расширен до 29 типоразмеров.
Аналогично фирме "Мишлен" ведущая американская шинная компания ”Гудьир”также резко наращивает производство шин, наполненных кремнеземом. Все это приводит к росту спроса на эти наполнители и аппретов к ним - бифункциональных
299
Силанов. Три крупнейшие мировые компании, производящие усиливающие наполнители на основе диоксида кремния: "PPG Industries Inc.", "Phone-Poulenc SA" и "Degussa" наращивают свои мощности. Так, новая линия производства кремнезема, запускаемая в Европе в 1999 году фирмой "Рон-Пуленк", будет иметь мощность 20 тыс. тонн. Суммарная же потребность этих наполнителей для шин разными специалистами оценивается в пределах 100-500 тыс. тонн в год. Предполагается, что в Европе 4-8 % техуглерода в ближайшее время заменится кремнекисл отой.
Естественно, что наряду с наращиванием производства кремнекислоты идет рост производства органосиланов (бифункциональных силанов для сшивания макромолекул с кремне - кислотами). Так, в Антверпене в 1996 году открылся новый завод по производству органосиланов немецкой фирмы "Дегус - са" марки Si69 (бис-триэтоксилилпропилтетрасульфан). Общее производство Si69 в мире достигло 12 000 тонн в год. Американская фирма "Osi" также расширила ассортимент своей продукции и производственные мощности с учетом потребностей шинной промышленности. Органосиланы этой фирмы имеют марки "Силквест", "Силксет А-1289". Новые мощности были пущены в г. Термоли (Италия) в 1997 году [353].