ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Модернизация существующего вулканизационного оборудования и внедрение новых энергосберегающих типов вулканизационной техники
Наиболее типовым случаем этого направления является коренная модернизация широко распространенного в России 40-дюймового ФВ «Ходоматик» [14]. Практически все его основные узлы подверглись существенной реконструкции. Была увеличена высота штоков цилиндров управления центрального механизма на 45 мм. Это сразу уменьшило в 4 раза «заруб» диафрагмы - важнейшего узла форматора, позволяющего отпрессовывать сырую покрышку и осуществлять ее вулканизацию с внутренней стороны. «Заруб» диафрагмы снизился в 5 раз и при замене сжатого воздуха, используемого для движения штоков центрального узла управления диафрагмой, на пар с давлением 0,8 МПа. Такая замена позволила добиться полной заправки диафрагмы в центральный цилиндр.
Подверглась реставрации нижняя паровая камера путем установления усиленной обечайки из нержавеющей стали. Срок ходимости ФВ до ремонта за счет этого увеличился в 3 раза при резком снижении утечки пара по месту уплотнения стола. Сама конструкция подпрессового стола была разработана с целью полной ликвидации его заклинивания.
Весьма часто наблюдались случаи выхода из строя ФВ «Хо- доматик» по причине низкой конструкционной прочности контейнера пресс-формы. Осуществленная модернизация существенно повысила прочность контейнера, что увеличило срок его использования в 2 раза, а замена пластинчатых пружин на витые и переход на смазку «Долутол» подняли качество покрышек на 15-20%.
Большой проблемой являлось попадание влаги на токопроводящие элементы электродвигателя. Из-за короткого замыкания 1-2 раза в месяц приходилось осуществлять ремонт электрической части ФВ. После переноса электродвигателя на заднюю часть форматора-вулканизатора аналогичные аварии случаются один раз в полгода.
Установкой спаренного резинового уплотнения по внешнему цилиндру вместо одинарного был уменьшен брак «закус» диафрагмы и удлинен срок службы уплотнителя.
Многие элементы «Ходоматика» были выполнены из материалов, не выдерживающих длительный срок эксплуатации. Так, проектные цилиндры отрыва были заменены на цилиндры из нержавеющей стали. После этой замены практически не было случаев выхода из строя новых цилиндров. Технологическая обвязка из труб обычной стали также была заменена на трубы из нержавеющей стали. Если раньше трубы из обычной стали служили в среднем до одного года, то сейчас трубы из нержавеющей стали служат до тех пор, пока внутренний диаметр не засорится более чем в три раза.
Смена резинотканевого уплотнителя внешнего цилиндра на фторопластовый позволила вдвое увеличить срок ходимости уплотнителя. Замена поршня гидроцилиндра байонета на бронзовый поршень с резиновыми кольцами резко сократила случаи отказа в работе гидроцилиндра.
Однако, даже коренная модернизация индивидуальных форматоров-вулканизаторов не может резко улучшить технико-экономические показатели выпускаемых шин. Применение индивидуальных ФВ приводит к значительному увеличению металлоемкости оборудования и занимаемых производственных площадей. По этой причине была проделана значительная работа по внедрению поточных линий вулканизации покрышек, в частности, линии ВПМ-2-200, использование которых в сравнении с ФВ позволило существенно снизить металлоемкость оборудования, сократить производственные площади, повысить тепловую эффективность процесса. Несмотря на очевидные преимущества таких линий перед индивидуальными ФВ, в процессе их эксплуатации выявились существенные недостатки в ряде узлов. Прежде всего это касается повышенного расхода дорогостоящей силиконовой эмульсии при работе гидравлической системы смазки пресс-форм. Вместо нее была сконструирована и смонтирована инжекторная система смазки пресс - форм, что снизило расход силиконовой эмульсии на 30%.
Были проведены изменения и по вулканизационной секции поточных линий. Во-первых, произведен монтаж тумблеров для ручной подачи охлаждающей воды в диафрагму. Благодаря этому, можно быстро снять избыточное тепло с покрышки после цикла вулканизации. За счет этого были исключены случаи перевулканизации шин, выражавшиеся в разрушении бре - кера с последующим осмолением в процессе эксплуатации. Во - вторых, гребенка клапанной сборки перенесена с эстакады на нулевую отметку За счет этого ходимость клапанов повысилась в два раза.
Большие проблемы возникают из-за нахождения отборочного транспортера под линией. Это приводило к их механическому повреждению. Срок службы роликов ленты редуктора был очень малым, а ремонт оборудования был затруднен. Перенос транспортера из-под линии на нулевой уровень повысил срок службы роликов, ленты и редуктора в 5 раз, исчезли случаи механического повреждения покрышек.
Узким местом линии ВПМ-2-200 являлся участок заключительных операций, так как обрезка выпрессовок и разбраковка покрышек осуществлялась вручную. В настоящее время процесс обрезки автоматизирован, а разбраковка - механизирована.
Экономия энергии при традиционных способах вулканизации покрышек требует создания энергосберегающего вулканизационного оборудования с повышенной тепловой эффективностью. С целью снижения энергоемкости форматоров-вулка - низаторов на ОАО «Нижнекамскшина» произведена установка емкости для сбора последнего объема питательной воды, вытесняемой из диафрагмы вулканизационного оборудования, и обратной линии с циркуляционным насосом для соединения емкости с деаэратором линии питательной воды, а последняя соединена с вулканизационным оборудованием [424]. В этой связи важным является ликвидация мест выброса паров, что влечет за собой сокращение не только потерь оборотной воды, но и энергозатрат.
Одним из путей решения данной проблемы является установка усовершенствованных систем отбора конденсата. Эффективный отвод конденсата из вулканизаторов обеспечивает интенсивный прогрев пресс-форм вследствие того, что коэффициенты теплоотдачи от конденсирующегося на их поверхностях водяного пара на порядок и более превышает таковые от охлаждающегося конденсата. Количество конденсата в вулканизаторе при этом минимально, что исключает гидравлические удары, а уменьшение количества пролетного пара означает прямое использование теплоты его конденсации для обогрева пресс-форм [425].
Экономию тепловой энергии при отводе конденсата можно достичь путем выбора конструкции конденсатоотводчиков, соответствующей условиям их работы, правильной установкой и эксплуатацией [426,427]. Одной из важнейших функций конденсатоотводчиков является своевременное удаление наряду с конденсатом воздуха и других растворенных в паре газов, вызывающих коррозию оборудования и трубопроводов. Стоимость конденсатоотводчиков составляет весьма малую часть от стоимости всей паропотребляющей системы, включая паропроводы, и, вместе с тем, они способствуют существенному понижению эксплуатационных расходов. Основные требования, предъявляемые к конденсатоотводчикам, сформулированы в [428,429].
На заводе грузовых шин ОАО «Нижнекамскшина» вместо используемых на шинных заводах термодинамических конденсатоотводчиков типа 45С16НЖ смонтирована новая система отвода конденсата [430] на линиях конденсатоотвода вулканизационных секций многопозиционных вулканизаторов ВПМ- 2-200 и на линиях конденсатоотвода форматоров-вулканизато - ров ФВ 75м и ФВ 63 1/2". Усовершенствованные системы отвода конденсата оснащались вновь разработанными термодинамическими конденсатоотводчиками с отводом тепла УФ 76001- 015 СБ (на ВПМ) и JI22.02.000 (на ФВ), Эти конденсатоотвод - чики обладают повышенной надежностью и имеют ряд существенных преимуществ перед существующими системами [422].
Эффективность применения усовершенствованных систем отвода конденсата определялась путем замеров ресурсов пара для обогрева пресс-форм до (а) и после (б) установки этих систем на линиях конденсатоотвода в различных типах вулканизаторов грузовых покрышек (табл.5.1).
Расход пара измерялся калориметрическим методом [431]. Во всех случаях выполнялось по пять последовательных замеров в течение пяти последовательных циклов вулканизации с момента начала напуска пара в паровые камеры и до отключения его подачи.
Таблица 5.1. Расход пара при вулканизации покрышек в различных типах Вулканизаторов
|
Из таблицы 5.1 следует, что при применении усовершенствованной системы отвода конденсата в ВПМ-2-200 расход пара для обогрева пресс-форм уменьшился за цикл вулканизации на 34,1 кг на покрышку 260-508Р по сравнению с существующей системой, то есть в 2,86 раза, и на 68,2 кг на вулканизационную секцию (на 65%). Для покрышки 310-508Р эти показатели составили соответственно 6 кг на покрышку и 12 кг на вулканизационную секцию (22,3%). Уменьшение расхода пара на обогрев котла ФВ 75 м за счет применения усовершенствованной системы отвода конденсата составляет 71,1 кг за цикл (47,8%) для покрышки 16,5/70-18 и 42,6 кг за цикл (27,8 %) для покрышки 1220x400-533. Для ФВ 63 1/2” уменьшение расхода пара на обогрев котлов за счет применения усовершенствованных систем отвода конденсата и конденсатоотводчиков составляет 49,4 кг за цикл (28,5%) для покрышки 16,5/70-18 и
8,0 кг за цикл (14,3%) для покрышки 10.001120 (280-508Р).
Большие расходы пара при существующих системах отвода конденсата объясняются следующими причинами:
- несовершенством конструкции термодинамических конденсатоотводчиков типа 45С16НЖ с точки зрения энергоснабжения;
- завышенным значением диаметра условного прохода кон - денсатоотводчика;
- износом сопрягаемых деталей конденсатоотводчиков (диска и седла);
- неправильным расположением, следствием чего появляется «паразитная» конденсация пара в соединительных трубопроводах, что в свою очередь обусловливает его потери через «ложно» открывающиеся конденсатоотводчики.
Таким образом, эффективность применения новых усовершенствованных энергосберегающих систем отвода конденсата в различных типах вулканизаторов для грузовых покрышек не вызывает сомнений. Только от внедрения этих систем экономия пара на обогрев пресс-форм вулканизаторов по заводу грузовых шин ОАО «Нижнекамскшина» составляет 42584 тонны за год, что существенно снижает техногенную нагрузку на окружающую среду от эксплуатации вулканизационного оборудования.
В НИИШПе Аветисяном и Вольновым были проведены работы, направленные на замену перегретой воды на пар [432]. Прежде всего ими была показана принципиальная возможность уменьшения давления в диафрагме в период формования покрышки. Для легковых шин давление прессования на уровне 1 МПа вполне достаточно для исключения закипания частиц воды в резине. Брак, обусловленный появлением пор и пузырей в покрышке, является не следствием недостаточного давления, а нарушением теплового режима, при котором возможен сброс давления в момент недостаточной достигнутой степени сшивания резины. Брак по расслоению слоев покрышки может быть вызван невысокой прочностью связи между ними в нагретом состоянии в момент ее выгрузки.
Общепринятое представление о том, что величина давления играет определяющую роль на уровень прочности связи между слоями покрышки и в системе резина-корд является ошибочным, по скольку давление на резиновую смесь везде одинаково, а течение смеси может быть вызвано только перепадами температур между различными зонами покрышки.
Было показано, что уже 0,2-0,3 МПа достаточно для достижения хорошей прочности между резиной и металлокордом, а давление в 0,6 МПа не вызывает недопрессовки покровных резин покрышек. В связи с этим на шинном заводе «Белшина» была проделана работа по замене перегретой воды на пар, что позволяет легко технически осуществить подъем температуры в диафрагме до 200-205 °С. Переход на пар позволяет быстрее прогреть сырую покрышку из-за более высокого температурного градиента между ним и резиной и большего коэффициента теплоотдачи. Цикл вулканизации сокращается на 15-40%. Больший градиент обусловливает и более высокий перепад температур между контактирующими деталями покрышки, что придает лучшую текучесть резиновой смеси, а значит и поднимает прочность связи.
Шины, вулканизованные паром, ни по одному из показателей не уступали шинам, вулканизованным традиционным способом. Более того, они превосходили их по износостойкости и скоростным характеристикам после паровоздушного старения (таблица 5.2).
Таблица 5.2 Результаты стендовых испытаний шин 165/80ШЗ
|
Повышение износостойкости протектора при паровом режиме объясняется меньшей реверсией за счет снижения на 40- 60% длительности теплового воздействия на протектор со стороны формы.
Практическое опробование данных шин на автомобилях «Москвич» показало их больший пробег.
Важным достоинством паровых режимов является двух
- трехкратные снижения энергоемкости процесса за счет исключения потерь энергии при удалении последнего объема перегретой воды в диафрагме и утечками воды через уплотнения центрального механизма управления диафрагмой и неисправные клапаны. Потребление электроэнергии при переходе на паровые режимы за счет исключения затрат на приготовление и перекачку перегретой воды сокращается на 70-80%.
Для перехода на паровую вулканизацию требуется определенная доработка комуникаций и систем тепловой ав
Томатики форматоров-вулканизаторов, усовершенствование работы форматора-вулканизатора с целью устранения «закуса» диафрагмы. При переходе на паровую вулканизацию повышается безопасность труда вулканизаторщика, так как исключается скопление перегретой воды между покрышкой и диафрагмой из-за возможного нарушения герметичности последней. Накопленная перегретая вода в момент открытия пресса мгновенного взрывом, вскипает. Если же скапливается пар, то его энергия гораздо ниже перегретой воды того же объема и последствия будут менее тяжелыми.