ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Модернизация оборудования и процессов вулканизации покрышек с достижением уменьшения техногенной нагрузки на окружающую среду
Процесс вулканизации является заключительной стадией производства покрышек, от которого в значительной мере зависит качество продукции. Стоимость основного и вспомогательного вулканизационного оборудования составляет примерно 35% от стоимости всего оборудования предприятия [421], а потребление тепловой энергии - 80% от всех технологических затрат [422]. Вместе с тем, в рамках традиционной технологии, коэффициент использования тепла в вулканизационном оборудовании составляет всего 3-10%. Основной причиной такого низкого КПД являются крайне неблагоприятные теплофизические свойства резиновой смеси: при сравнительно высокой теплоемкости она обладает низкой теплопроводностью, что делает невозможным ее интенсивный разогрев и вынуждает использовать длительные режимы вулканизации изделия, в ходе которых затрачивается большое количество тепла на поддержание требуемой температуры пресс-форм и всего вулканизационного процесса. Проблема усугубляется и рядом сдерживающих факторов. Так, в настоящее время вулканизация покрышек на большинстве отечественных шинных заводах производится на устаревших форматорах-вулканизаторах(ФВ) и многопозиционных вулканизаторах типа ВПМ. Современное оборудование в небольшом количестве, да и то на заводах третьего поколе - ния, представлено исключительно зарубежными ФВ «McNeil» и «NRM» (США), «Krupp» (Германия), «Kobe Steel» и «Mitsubishi» (Япония), которые полностью механизированы и автоматизированы, оснащены пресс-формами с высокоизносостойкими трущимися поверхностями большой точности и чистоты обработки [423]. Такие пресс-формы изготавливаются на уникальном оборудовании с применением дефицитных антифрикционных материалов.
В то же время даже новые отечественные ФВ не укомплектованы секторными пресс-формами двухфазного действия; более того, они даже детально не разработаны. Кроме того, отсутствие арматуры, рассчитанной на повышенные параметры теплоносителя, не позволяет в настоящее время использовать теплоносители с параметрами, близкими к зарубежным. А из-за высоких значений точки пористости резин (10 мин и более против 5-6 мин у зарубежных) не реализуются перспективные схемы построения режимов вулканизации шинных резиновых смесей.
В отечественных форматорах-вулканизаторах отсутствует зонный обогрев, а в прессах ФВ-40 (БОМ) может подаваться перегретая вода с давлением до 2,2 - 2,3 МПа, что ограничивает температуру уровнем 192 °С. Пресс-формы в прессах ФВ могут обогреваться паром с температурой насыщения не более 175 °С.
В настоящее время можно сформулировать основные направления повышения технического уровня технологии и оборудования для вулканизации покрышек:
— создание новых высокоэффективных видов ФВ и многопозиционных агрегатов в комплексе с необходимой оснасткой для выпуска перспективных моделей шин;
— модернизация действующего вулканизационного оборудования и более эффективное использование поточных линий вулканизации;
— разработка интенсифицированных и оптимизированных режимов вулканизации, а также средств управления и контроля;
— создание энергосберегающей технологии и оборудования.
При проектировании ОАО «Нижнекамскшина» были заложены традиционные технологии сборки и вулканизации покрышек, что являлось существенным тормозом на пути интенсификации производства шин и резкого улучшения их качества. Для преодоления этих проблем на ОАО «Нижнекамскшина» в последние годы ведутся интенсивные исследования и работы, которые можно разделить на три направления и рекомендовать для внедрения на остальных заводах. Первое - модернизация существующего вулканизационного оборудования и внедрение новых энергосберегающих типов вулканизационной техники. Второе - интенсификация и оптимизация процесса вулканизации. Третье - уменьшение техногенной нагрузки на окружающую среду при вулканизации покрышек и повышение экологической безопасности процесса.