ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Металлические армирующие материалы
Для металлокордов существуют те же проблемы, что и для текстильных. Современные представления о механизме адгезии резины к металлу и поиск новых промоторов рассмотрены в разделе 2.7 раньше. Здесь же основное внимание будет уделено проблеме влияния качества и строения металлокор да на адгезионные характеристики обрезиненного корда.
Одной из важнейших характеристик металлокорда, влияющих на свойства обрезиненного металлокордного полотна, является его конструктивная характеристика. В качестве примера влияния конструкции можно привести импортный металлокорд 5Л25, чья неудачная пятипроволочная конструкция с центральным по-
311
Лым каналом не обеспечивает проникновения резины внутрь корда. Это способствует низкой исходной прочности связи с резиной (таблица 3.9) и развитию коррозионных процессов (таблица 3.10).
Таблица 3.9 Адгезионные характеристики металлокорда отечественного и импортного производства
|
Таблица 3.10 Влияние температуры и влажности на адгезионные свойства металлокорда разных марок, Н-метод, Н
|
Конструкция металлокор да определяет площадь физического контакта металла с резиной и возможность переноса влаги и других агрессивных агентов вдоль нити. К настоящему времени для легковых шин разработана "специальная" конструкция металлокор да 2+2, а также "простые" конструкции 1x2,1x3, 2+7, которые обеспечивают более полное затекание резины в межфиламентное пространство, и тем самым ликвидируется наличие канала внутри нити, свойственное конструкциям 1x5 и 1x4. Данные конструкции металлокор да имеют хорошее удлинение и прочность, особенно если они изготовлены из высокосортной стали (НТ).
Анализ таблиц 3.9 и 3.10 показывает неперспективность использования корда 5Л25. По другим маркам можно отметить лучшие показатели импортных кордов, имеющих одинаковые конструкции с отечественными кордами. Действительно, потеря прочности связи у отечественных металлокордов 9Л15/27 и 28Л18, находящихся в экстремальных условиях (влажность 90 %, температура 35° С), составляет около 20 % и наступает уже через сутки, тогда как у аналогичных импортных металлокор - дов подобное падение прочности связи наступает только после семи суток. Поведение металлокорда 22Л15 приближается к импортному. Приведенные данные свидетельствуют, что отечественные металлокорды 9Л15/27 и 28Л18 необходимо хранить при температурах не более 20° С и влажности, не превышающей 40 %.
Отечественные обрезиненные металлокорда, как правило, имеют худшую стойкость к старению. В таблице 3.11 приведены данные по паровоздушному старению, а в таблице 3.12 - в соле-паровоздушной среде.
Потеря прочности связи у отечественных металлокордов 9Л15/27 и 28Л18 при обоих видах старения минимум в 1,6 раза больше, чем у импортных металлокордов соответствующих марок. Данные таблицы 3.12 показывают, что резиновая смесь
Таблица 3.11 Старение резинометаллокордных образцов в паровоздушной среде
|
Таблица 3.12 Старение резинометаллокордных образцов в соле-паровоздушной среде
|
І
2НК 401-029, содержащая нафтенат кобальта, обеспечивает более высокую исходную прочность связи и, в целом, лучшую стойкость к старению, чем резиновая смесь 2э1155, не имеющая промотора адгезии.
На объединении ОАО "Нижнекамскшина" была проведена большая работа по выяснению причин худших показателей отечественных металлокордов по сравнению с импортными. Оценка качества латунного покрытия осуществлялась на микроскопе МБИ. Рассмотрение фотографии отечественного металлокор да 9Л15/27 обнаруживает некачественное покрытие в виде полос и пятен с нарушением сплошности и следов волочения.
В то же время у импортного корда четко видна целостность и сплошность латунного покрытия, что говорит о более качественном процессе его осаждения и термодиффузионной обработки.
В таблице 3.13 представлены некоторые характеристики латунного покрытия металлокорда 9Л15/27 различных поставщиков, полученные статистической обработкой большого числа испытаний.
Таблица 3.13
Данные изучения латунного покрытия металлокорда 9Л15/27
Марка корда |
Поставщик Корда |
Содержание меди в покрытии, % |
Содержание масла на поверхности покрытия, % |
Содержание латуни на поверхности м/корда, г/кг |
Мин. - 59 |
||||
9Л15/27 |
Волгоград |
Макс. - 65 сред. - 63 мин. - 55 |
0,24 |
10,6 |
9Л15/27 |
Орел |
Макс. - 65 сред.- 63 мин. - 64,5 |
0,3 |
5,4 |
9Л15/27 |
Бельгия |
Макс. - 66 сред.- 65 мин. - 64 |
0,06 |
6,22 |
9Л15/27 |
Италия |
Макс. - 68,9 сред.- 66 |
0,08 |
4,0 |
Изучение полученных данных показывает на большой разброс показателей отечественных металлокордов по содержанию меди в латунном покрытии и более чем двухкратное завышение содержания масла на их поверхности. Отечественная метизная промышленность, в целом, затрачивает больше латуни на покрытие металлокорда, но это не компенсирует плохое качество покрытия. Более того, несмотря на близость химических составов отечественного и итальянских образцов исходной стальной проволоки, металлографический анализ отечественной катанки обнаружил у нее наличие микротрещин и высокий уровень твердых неметаллических включений [357].
Отечественный металлокорд, без исключения какой - либо марки, уступает импортному по характеристике "прямолинейность". Это снижает точность его размещения в об- резиненном полотне, а следовательно, и равномерность распределения нагрузок в покрышке. Необходимо отметить, что показатель "нераскручиваемость" вообще нехарактерен для корда зарубежного производства, тогда как у отечественного корда это имеет место. По нашим данным снижение прочности связи между резиной и металлокордом за счет рас - кручиваемости может достигнуть 40 %. По остаточному кручению показатель всех кордов примерно одинаков, но при переработке металлокорда 9Л15/27 и 22Л15 Орловского сталепрокатного завода имелись случаи деформации об - резиненного корда после раскроя его на полосы для заготовки брекерных браслетов. При применении импортного металлокорда подобной деформации раскроенных полос не наблюдалось.
При переработке отечественного металлокорда были обнаружены следующие недостатки: слабая и неравномерная намотка на шпули; осыпание латунного покрытия; неудовлетворительное качество сварки нитей и заделки концов проволочек в нить; длина нитей металлокорда в шпулях имеет большой разброс; отсутствует латунное покрытие в местах сварки нитей. Кроме того, наблюдалось частое обрывание нитей, вызывающее остановку каландра, и неравномерное торможение шпули, приводящее к неравномерному расположению нитей в обрезиненном металлокордном полотне. Указанные явления на импортном металлокорде не отмечались.
Перечисленные недостатки отечественных кордов влияют на качество получаемых шин. В частности, прочность связи в слоях покрышек, собранных с отечественным металлокордом, в среднем на 20 % ниже, чем прочность связи в слоях покрышек с импортным металлокордом (таблица 3.14).
Таблица 3.14
Прочность связи в слоях брекера автопокрышек 260-508Р мод. ИН-142Б
Марка корда поставщика |
Прочность связи в слоях брекера, Н/см |
||
1-2 |
2-3 |
3-4 |
|
9Л15/27 |
|||
Италия |
139 |
214 |
142 |
Бельгия |
172 |
171 |
172 |
Бельгия |
168 |
168 |
148 |
Бельгия |
156 |
155 |
146 |
ФРГ |
148 |
156 |
152 |
Франция |
142 |
175 |
160 |
9Л15/27 |
|||
Орел |
123 |
140 |
123 |
Орел |
125 |
121 |
120 |
Орел |
129 |
129 |
122 |
Орел |
133 |
122 |
120 |
Орел |
128 |
127 |
123 |
Орел |
132 |
136 |
125 |
Естественно, что пониженная прочность связи в слоях покрышки не могла не отразиться на показателе стендовой ходимости. Средняя ходимость шин 260-508Р мод. ИН-142Б с брекером из металлокорда бельгийского производства составила 3350 км, а в случае использования металлокорда орловского производства только 335 км. Таким образом, опыт длительного использования на объединении ОАО "Нижнекамскшина" металлокордов российского и зарубежного производства позволяет нам сделать следующие рекомендации отечественной метизной промышленности, выполнение которых позволит шинникам резко улучшить качество выпускаемых шин: улучшить структуру катанки за счет исключения микротрещин и твердых неметаллических включений; улучшить качество латунного покрытия за счет стабильности толщины и химсостава, сплошности латунного покрытия, снижения содержания на поверхности смазки; снять остаточное кручение корда; уменьшить разброс метража на катушках; исключить наличие нелатунированных участков; улучшить качество упаковки металлокорда и сделать ее одноразовой; для комплексной оценки металлокорда разработать и внести в его характеристику такие показатели, как "усталостная прочность при изгибе", "коррозионная стойкость металлокорда", "сплошность латунного покрытия"; для облегчения проникновения резиновой смеси между стренгами стального каната увеличить шаг свивки металлокорда на 15-20 %.
За рубежом улучшение качества металлокорда для шинной промышленности ведется в нескольких направлениях. Первое направление связано с улучшением качества металлических волокон (проволок). В результате интенсивных исследований и усовершенствований на каждой стадии изготовления были получены металлические волокна с очень вы
сокими прочностными свойствами до 3900 Н/мм2 для волокон толщиной 0,2 мм (рис. 33) в сочетании с определенным уровнем усталостных свойств, составляющих 1/3 от прочности волокна [358].
0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 |
В Стандартная прочность
□ Высокая прочность (НТ)
Ш Очень высокая прочность (БИТ)
■ Сверхвысокая прочность (11НТ)
Рисунок 33. Прочностные свойства металлокор да
Предполагается, что имеются еще резервы для последующего повышения прочности.
Второе направление - это поиск оптимальной конструкции корда. Много в этом направлении сделали фирмы "Пирелли" и "Бекарт". Основные работы этого направления направлены на упрощение конструкции металлокорда, изготовление корда в ходе одной операции, на уменьшение числа филаментов и по возможности увеличение их толщины.
В области упрощенных конструкций потребитель металлокорда хорошо принял конструкции корда 2x0,30 НТ и 3x0,30 НТ фирмы "Бекарт” для использования его в брекере. Эти корда постепенно заменили более дорогостоящие конструкции 2x7x0,22 и 5x0,25. Фирма "Пирелли" также предложила упрощенные конструкции типа 2x2 или 2x0. Конструкция 4x0,25/
0, 30 с шагом свивки 16 мм обеспечивает полное затекание резиновой смеси даже при натяжении 50Н и выше. В таблице 3.15 представлены соответствующие данные [359].
Структура корда |
Шаг свивки |
Разрушающая нагрузка, Н |
Относительное удлинение |
НЕ 1-50Н, % |
4x0,28 (стандартная) |
16/Б |
630 |
2.42 |
0.188 |
4x0,28 (открытая конструкция) |
16/Э |
639 |
3.03 |
0.402 |
4x0,25/0,3 (новая конструкция) |
16/Э |
613 |
3.36 |
0.717 |
Показатель ЬЬЕ в данной таблице характеризует рыхлость конструкции корда, а значит позволяет косвенно судить о степени затекания резиновой смеси. Видно, что новая конструкция обеспечивает наилучшее затекание резиновой смеси, а значит и стойкость к коррозии. Так называемая открытая конструкция корда также по показателю ЬЬЕ лучше стандартной. Открытая конструкция достигается предварительным формованием с помощью специального устройства крутильной машины, что обеспечивает образование пространств между отдельными единичными проволоками при последующем процессе свивки металлокорда, сохраняющихся даже при натяжении, прилагаемом к нити металлокорда в процессе каландрования при обрезинивании.
Рисунок 34. Послойная и компактная конструкции нити корда 320 |
Фирма "Бекарт" разработала компактную конструкцию нити корда. На рисунке 34 показаны послойная конструкция нити корда 3+9 и компактная 12x1.
Компактные нити металлокорда - это нити металлокорда, состоящие из ряда металлических волокон, которые скручиваются одновременно в одном и том же направлении кручения. Данная конструкция обеспечивает ряд преимуществ: 1 - она может изготавливаться в одну стадию, что делает ее более дешевой; 2 - она имеет линейные контакты между филаментами, что повышает усталостную прочность и стойкость к фреттингу, обусловленные большей площадью контакта и меньшим контактным давлением по сравнению с конструкциями металлокорда, которые имеют точечный контакт между проволоками различных слоев.
Компактные нити корда имеют один основной недостаток: они склонны к смещению сердечника при разрезании металлокорда в случае волокон одинакового диаметра. Чтобы избежать этого сердечник делают из волокон большего диаметра и/или уменьшают плотность волокна в наружном слое (слоях) (рис. 35).
Рисунок 35. Усовершенствованная компактная конструкция корда |
В обоих случаях резиновая смесь хорошо проникает внутрь нити корда и обеспечивает механическое крепление волокон сердечника. Для каркасов грузовых шин уже начали использоваться компактные нити корда без оплетки по - вивочной нитью. Это улучшает затекание резиновой смеси в нить, стойкость к фреттингу и повышает ударную прочность.
Открытая геометрия нити корда, получаемая во время кручения в результате уменьшения количества волокон в каждом последующем слое для послойных конструкций ( 3+9+15 —> 3+8+13), имеет один существенный недостаток, проявляющийся в том, что нить корда может закрыться и удлиниться при неконтролируемой вытяжке при каландровании. Другой недостаток
- это больший и более неравномерный диаметр нити корда и высокое удлинение, которое может препятствовать реакции шины на рулевое управление. Фирмой "Бекарт” была разработана концепция "BETRU" (Bekaert Total Rubber Penetration - полное затекание резины по системе фирмы ’’Бекарт"), которая сочетает в себе небольшой диаметр нити и низкое удлинение при частичной нагрузке (2,5-50 Н) с полным проникновением резиновой смеси при высокой предварительной вытяжке во время вулканизации.
Технология "BETRU" основывается на предварительном формовании в форме многоугольника одного или более волокон нити корда в процессе свивки. В поперечной проекции волокна классической нити корда образуют форму кольца; поперечное сечение нити корда, предварительно сформированной в виде многоугольника, может иметь различную конфигурацию в зависимости от типа применяемого устройства для предварительного формования (рис. 36 и рис. 37).
Рисунок 36. Открытая конструкция нити корда: форма круга |
Рисунок 37. Концепция "ВеЦтГ: форма многоугольника Волокна, свитые в пучки в готовом корде и деформированные в форме многоугольника, образуют микрозазоры, для закрывания которых необходимо большое усилие. В таблице 3.16 дана сравнительная оценка различных нитей корда. |
3X0,30/16 нт |
|||
Показатели |
Стандартная Структура |
Открытая Структура |
Структура "ВЕТКи" |
Затекание резины (падение давления, %) |
100 % |
22% |
0 % |
Макс. оптический диаметр корда (мм) |
0,75 |
1,09 |
0,91 |
Линейная плотность (г/м) |
1,68 |
1,68 |
1,68 |
Разрушающая нагрузка на корд (Н) |
660 |
660 |
660 |
Удлинение под частичной нагрузкой (%) |
0,150 |
0,310 |
0,185 |
Усталостная прочность на приборе Хантера (обрезиненный, сухой корд) (Н/мм2) |
1000 |
1050 |
1000 |
Усталостная прочность на приборе Хантера (обрезиненный, предварительно кондиционированный корд) (Н/мм2) |
<300 |
<400 |
400 |
Малоцикловая усталость (% от исходной прочности) |
11 % |
33% |
100% |
Степень затекания резины определяется по падению давления, определяемого специальным прибором. В случае полного затекания падения давления не происходит, что и продемонстрировано в случае структуры нити "ВЕТ1Ш". По удлинению нити под частичной нагрузкой новая структура почти лишена недостатка открытой структуры и приближается по этому показателю к стандартной структуре. Зато по показателям усталостной прочности и малоцикловой усталости нитям структуры "ВЕТ1Ш" нет равных. Думается, что и по стойкости к коррозии картина была бы аналогичной.
В таблицах 3.17 и 3.18 приведены данные по кордам легковых, легкогрузовых и грузовых шин, которые уже применяются в настоящее время и будут применяться в недалеком будущем [358].
Настоящее и будущее структуры корда для легковых шин
|
В таблицах 3.17 и 3.18 приняты следующие обозначения: НТ - высокопрочный корд; 8НТ - очень высокопрочный; 1ШТ - сверхвысокопрочный; ОС - открытая структура; СС - компактная структура.
В предвидении сокращения потребности в старых марках металлокордов фирма "Бекарт” (Бельгия) морально устаревшее оборудование по их производству передает на свои заводы в Азии [360], а на европейских заводах осуществляет модернизацию.