Особенности эксплуатации шин Р
Более высокие эксплуатационные качества шин радиальной конструкции возможно реализовать при правильной их эксплуатации.
Шины типа Р на колеса должны монтироваться очень тщательно, исключая возможность повреждений бортов, которые работают в более напряженных условиях из-за повышенной деформации шины и более высокого внутреннего давления воздуха. Незначительные, на первый взгляд, повреждения бортов шины могут вызвать их разрушение.
В связи с тем, что как нагрузочные характеристики, так и условия работы радиальных и диагональных шин различны, не допускается комплектование колес автомобиля шинами различных типов. Все колеса должны быть укомплектованы либо шинами Р, либо диагональными шинами. Не рекомендуется комплектация колес шинами Р разных моделей.
Если при каких-то условиях возникла острая необходимость постановки на автомобиль и радиальных и диагональных шин, то необходимо две радиальные шины монтировать на задние, а две диагональные на передние колеса автомобиля. Это обеспечит более устойчивое движение автомобиля.
Вследствие меньшего числа слоев каркаса и специфики расположения нитей корда в слоях каркаса шины Р даже несмотря на более высокое давление воздуха в них по сравнению с диагональными шинами имеют на 10— 20% большую радиальную и боковую деформации. Вследствие этого при эксплуатации шин Р необходим более строгий контроль за поддержанием установленного давления воздуха.
Снижение давления воздуха по сравнению с нормальным ухудшает устойчивость движения автомобиля, приводит к ускоренному разрушению боковин каркаса и бортов покрышки, к повышенному износу рисунка протектора.
Необходимо более тщательно оберегать шины Р от механических повреждений и резких перегрузок, снижать скорость при езде по каменистым или разбитым дорогам, переезде препятствий. Канавки протектора необходимо своевременно очищать от застрявших твердых предметов.
Глубокие порезы протектора хотя и не ведут к выхо* ду шин из строя, но создают предпосылки к более раннему разрушению.
Недопустима эксплуатация шин Р, имеющих повреждения, особенно если повреждены боковые стенки, более тонкие и более нагруженные, чем боковые стенки диагональных шин. При повреждениях шины Р быстрее теряют работоспособность.
Если автомобиль был оснащен обычными диагональными шинами, а затем были установлены шины Р, водителю рекомедуется некоторое время ездить с особой осторожностью, особенно на больших скоростях, при обгонах и поворотах.
Правилами эксплуатации шин при езде на автомобиле, оснащенном шинами Р, рекомендуется: соблюдать особую осторожность при обгонах, на крутых поворотах, при съезде и выезде на обочины; резко снижать скорость при езде по каменистым и разбитым дорогам; не допускать ударов о тротуар и выступающие предметы; избегать буксования, особенно на плохих дорогах.
Шины с неизношенным рисунком протектора, но имеющие механические повреждения (разрывы, порезы, проколы), подвергаются местному ремонту на соответствующих вулканизационных участках. Пригодность шин для местного ремонта (первая или вторая группа) и восстановления, а также требования к восстановленным шинам определяются соответствующими техническими условиями. Гарантийные нормы пробега шин, подвергшихся местному ремонту для легковых автомобилей, составляют для первой группы ремонта 12 тыс. км, для второй 3 тыс. км. Для крайних южных и северных районов устанавливаются пониженные гарантийные нормы.
В зависимости от состояния каркаса и брекера покрышки для восстановления разделяют на группы I и И.
К группе I относят покрышки без повреждения каркаса. Допускается не более пяти проколов покрышки размером до 5 мм.
Если покрышка имеет более существенные повреждения и требуется ремонт с применением пластырей, то их относят ко второй группе. Для диагональных покрышек второй группы допускается не более пяти проколов размером до 10 мм; разрушение корда брекера без повреждения каркаса не должно превышать Vs длины окружности; несквозные повреждения каркаса глубиной не более одного слоя могут быть не более 100 мм; сквозное повреждение каркаса глубиной более одного слоя допускается одно размером до 35 мм.
Эти требования при приемке шин на восстановление действительны при условии, что расстояния между сквозными проколами будут не менее Vs длины окружности покрышки.
К шинам радиального типа, пригодным к восстановлению, предъявляют более жесткие требования. Гарантийные нормы пробега восстановленных диагональных шин составляют для группы I — 20 тыс. км, для группы II—13 тыс. км. Так же как и при местном ремонте, для крайних южных, северных и северо-восточных районов гарантийные нормы пробега для восстановленных шин значительно ниже: для группы I — 14 тыс. км, для группы II —9 тыс. км.
Повреждения в покрышках выявляют визуальным осмотром и методом пневмоскопии, или ультразвуковой дефектоскопии.
Пригодность шин к восстановлению устанавливают в соответствии с техническими условиями. Ремонтируют шины с применением горячей или холодной вулканизации. У бескамерных шин повреждения размером до 50 мм ремонтируют по той же технологии, что камерных, лишь с добавлением операции по восстановлению герметизирующего слоя. При наличии сквозных повреждений большего размера или сильной деформации боковин бескамерные шины восстанавливают и эксплуатируют как обычные камерные шины.
Ремонт покрышек в дорожных и гаражных условиях при проколах, в особенности бескамерных шин, производят специальными вставками-грибками и пробками (рис. 12).
Ножка грибка вставляется в поврежденное место покрышки с внутренней ее стороны с помощью проволочной петли (см. рис. 12) или специального шила с отверстием на конце (рис. 13). Рифленая ножка грибка способствует герметизации места прокола. Перед вставкой грибка его внутреннюю поверхность и поверхность покрыши промазывают клеем. После плотного прижатия шляпки грибка к поверхности покрышки его нужно тщательно прикатать. Выступающую часть ножки грибка после ремонта срезают. Резиновые пробки применяют только для ремонта бескамерных шин (см. рис. 12). Их вставляют специальным стержнем. Пробку насаживают на стержень и вставляют в прокол до кольцевого выступа на ее конце. Затем ее несколько вытягивают для того, чтобы кольцевой выступ на конической головке плотно прилегал к внутренней поверхности шипы.
Путевой ремонт покрышки камерной шины возможен лишь как временная мера при наличии небольших сквозных повреждений. Его производят постановкой манжеты на внутренней поверхности покрышки. Материалом манжеты может служить каркас утильной покрышки. Края манжет срезают на конус. Манжету и место повреждения покрышки шерохуют и дважды промазывают клеем с промежутком 15 мин.
После наложения манжеты ее необходимо прикатать роликом от центра к краям.
В стационарных условиях ремонт автомобильных камер производят методом наложения заплат, или методом стыковки, когда требуется замена части камеры пр
всему сечению поперечного профиля, а также ремонт и замена вентилей.
При проколах камеру можно отремонтировать холодным способом и вулканизацией. Наложение заплат холодным способом ненадежно (заплаты при последующем нагреве во время работы отстают) и может быть применено как временная мера при путевом ремонте. Резиновый клей, применяемый для вулканизации, в этом случае применять нельзя. Необходим невулканизирующийся клей, состоящий из натурального каучука, растворенного в бензине.
Перед тем как наложить заплату, необходимо камеру в месте повреждения тщательно очистить и смыть масляные пятна сначала бензином, затем промыть водой и высушить. Поврежденному месту камеры придают круглую или овальную форму, срезая острые углы. Заплату также вырезают соответственно круглой или овальной формы так, чтобы ее края на 20—25 мм перекрывали края поврежденного места камеры. Края заплаты с внешней стороны зачищают на конус. Участок камеры во-
В) |
Рис. 12. Приспособления для ремонта проколов: |
^ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧН |
D |
Чи |
А — резиновый грибок; б — полая резиновая пробка; в — проволочная петля; ? — стержень для вставки пробку
Рис. 13. Вставка грибка в прокол
Рис. 14. Путевой электровулканизатор:
/ — струбцина; 2 — винт; 3 — контакты электроплитки (на 12 В); 4 — электроплитка
Круг поврежденного места и заплату тщательно шероху - ют (металлической щеткой, рашпилем). Площадь шеро - ховки вокруг поврежденного места должна превышать площадь заплаты. Зачищенные поверхности камеры и заплаты сначала смазывают клеем с концентрацией 1:8, а затем 1:5. Время просушки составляет 20—30 мин, если температура воздуха около 15—18°С. При холодной погоде время просушки увеличивается до 1 ч. На покрытые клеем поверхности не должна попадать пыль, их нельзя трогать руками, нельзя просушивать склеиваемые поверхности на ветру или на солнце. На поврежденное место камеры заплаты нужно накладывать постепенно с одного края к другому с плотным прижатием соприкасающихся поверхностей, избегая образования складок и попадания воздуха.
Достаточно надежный метод ремонта камер — ремонт с применением холодной или горячей вулканизации. При холодной вулканизации в обычных условиях необходимо иметь самовулканизирующие материалы, к которым относятся клей, содержащий ультраускоритель и эпоксидную смолу, и специальная резина, на поверхность кото - 39
Рой нанесен слой, содержащий эпоксидную смолу и серу. Прочное соединение камеры с заплатой при использовании самовулканизирующих веществ происходит довольно быстро — за 3—5 мин. Вырезанный или подправленный участок камеры должен перекрываться вырезанной соответствующей формы заплатой на 15—20 мм по всему периметру. На зачищенную поверхность камеры вокруг повреждения сначала наносят слои клея, который потом счищают кромкой твердого предмета (ножом) с целью удаления остатков пыли и крошек резины. Затем зачищенные поверхности промазывают дважды клеем с последующей просушкой. С пластыря снимают защитную пленку, накладывают его на поврежденное место и разглаживают от центра к краям.
При горячем способе вулканизации камеры ремонтируют при помощи специальных брикетов. Брикет представляет собой металлическую чашечку, заполненную горючей смесью. К дну чашечки прикреплена заплата из сы« рой быстро вулканизирующейся резины. При ремонте не требуется никакого клея. Сняв пленку, покрывающую резину, чашечку с заплатой плотно прижимают специальной струбциной к подготовленному для ремонта месту камеры так, чтобы ось винта находилась в середине поврежденного места камеры. Горючую массу в чашечке слегка разрыхляют и поджигают. В результате горения поддерживается необходимая для вулканизации температура (140—145°С). После сгорания массы необходимо выждать 10—15 мин и затем удалить чашечку.
В настоящее время для ремонта камер применяют электровулканизаторы (рис. 14).