Сила искусственного разума: Гарри и гигабайты
Однако неожиданный вызов был брошен искусственным интеллектом. Компьютерные технологии с каждым годом совершенствовались, и вскоре удалось создать программы, способные состязаться с опытными гроссмейстерами.
Первые компьютерные шахматы, которые стали доступны потребителю, имели вид обычной игры с расставленными на доске фигурами, происходящей за
виртуальным столом. Специальный встроенный чип указывал, какой ход сделать. Более высокий уровень был достигнут благодаря программному обеспечению компании Майкрософт. Каспаров стал горячим поклонником компьютерных шахмат, разрабатывая собственные программы, которые позволили ему собирать и хранить важную информацию, помогая тем самым готовиться к шахматным матчам и турнирам. Сейчас многие компании выпускают шахматные программы, которые предоставляют возможность выбирать понравившиеся фигуры, но все они включают традиционный вариант. Правда, цвет шахмат больше не ограничивается черным и белым. Фигуры перестали совершать надоевшие движения с одной клетки на другую: они прыгают, летают, крадутся и даже, что особенно нравится юному поколению, взрываются вместе с захваченной фигурой противника. Сюжеты для компьютерных шахмат черпаются отовсюду: из истории древних империй, из мифологии или из повествований о межгалактических войнах.
ВВЕРХУ Компьютерные шахматная доска и фигуры - долгий путь отделяет их от первых резных фигур. Уже существуют шахматы, созданные с помощью компьютерной графики. Этот вид искусства, в котором единственным сдерживающим фактором являются границы человеческого воображения, обладает неисчерпаемыми возможностями выдумывать новые формы шахмат. |
В 1977 году создатели программ из компании IBM пригласили чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова на второй матч против машины, получившей название «Дип Блю». Годом раньше «Дип Блю» проиграла, и человеческий разум подтвердил свое превосходство. Чемпион превратил машину в посмешище. Но на этот раз Каспарову предстояло встретиться с еще более мощной «Дип Блю». Время, прошедшее с момента ее поражения, было потрачено на усовершенствование программы. При этом использовался опыт нескольких гроссмейстеров, которые «обучали» машину действовать, учитывая максимально возможное количество маневров.
Первую партию чемпион выиграл; вторая расстроила болельщиков, потому что Каспаров проиграл. В третьей, четвертой и пятой играх были зафиксированы ничьи.
Каспаров оценил поединок как более сложный по сравнению с предыдущим, и, казалось, что он играет не в полную силу. После третьей партии чемпиону пришлось прочитать в «Нью-Йорк Таймс» заявление главы IBM:
ВВЕРХУ Звезды кино прежних лет за шахматным поединком в фильме 1951 г. «The Great Man Hunt». Дуглас Фербенкс имеет преимущество, в то время как Джек Хоукинс, кажется, загнан в угол наступающими на него китайскими фигурами. |
«Я думаю, что нам стоит рассматривать этот матч как поединок между лучшим в мире игроком в шахматы и Гарри Каспаровым». Возможно, это помешало Каспарову сосредоточиться накануне последней партии, от которой зависел итог всего матча.
ВНИЗУ Современный художник, выбравший несколько старомодную манеру, демонстрирует, какими могут предстать перед широкой публикой шахматные сражения будущего |
Это был тот случай, когда «победитель получал все». Проигрыш означал бы катастрофу не только для Каспарова, но и для всего человечества! Произошло то, что невозможно было представить: чемпион проиграл, и впервые от сотворения мира человек оказался слабее в столкновении с проявлением разума, отличного от его собственного. Самым потрясающим было то, что выиграла машина, которая не способна мыслить самостоятельно и не может осознать или оценить свое достижение. Каспаров лишен возможности взять реванш: «Дип Блю» изъята из обращения и не будет больше принимать участие в шахматных соревнованиях.
Было бы трусостью утешаться теперь мыслью о том, что у нее было мало шансов победить Каспарова во второй раз. Может быть, это не так?
Шах и мат, и делу конец Русская поговорка