ШАХМАТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ
СПРАВАDekor okno
Французские точеные фигуры короля и ферзя из кости в стиле Регентства, король подцвечен коричневым тоном.
В XIX веке шахматы, сделанные для публичной пли домашней игры, становятся все более доступными, увеличивается число их производителей, расширяется ассортимент. Шахматы делали из кости. С помощью токарного станка вытачивали отдельные части фигур, которые затем нанизывали на стержень. Фигура короля могла
вверху и внизу Эти шахматы абстрактной формы соответствовали атмосфере и убранству садов и парков, окружавших дворцы знатных особ в Германии и Австрии. Фигуры имеют плавные очертания. По краям расположены фигуры королей и ферзей, двух — или трехъярусные, напоминающие маленькие фонтанчики. Рядом — фигура слона, имеющая завершение в форме цветка, за ним — конь, Шг-х который, кажется, имеет весьма
покладистый нрав.
Пешки напоминают бутоны на стройных ножках. Кажется, что на доске разбит настоящий сад, для охраны которого устроены крепостные башни (ладьи). Шахматы этого типа известны как шахматы Селенуса. Свое название они получили по имени Густава Селенуса, автора книги «Шахматы, или Королевская игра»(Лейпциг, ібіб г.), где были изображены впервые. В Англии эти замечательные шахматы получили название «тюльпан».
быть составлена из шести и более отдельных частей, отполированных так, чтобы их поверхность имитировала слоновую кость. Обычно фигуры одного из противников окрашивали в красный цвет, но иногда они были черными или коричневыми. Декоративные завершения фигур часто варьировались в зависимости от того, были они произведены в Западной или Восточной Европе. В странах Восточной Европы существовала традиция давать завершениям фигур цвета противника. В Германии, где токарное мастерство пользовалось большим
СЛЕВА
Немецкие шахматы из слоновой кости и черного дерева, выполненные по эскизу Михаэля Эделя, известного мастера токарного дела из Мюнхена. Около 1840 г.
В шахматах Эделя ладья имеет необычную форму.
Это не традиционная башня, но церковная колокольня особого типа, силуэт которой является неотъемлемой частью пейзажей Южной Германии. Эти шахматы из слоновой кости — настоящий шедевр токарного искусства. Сохранив мотив цветка как основу для белых фигур, мастер внес изменения в черные фигуры за счет применения вставок из эбенового дерева. Точеные пешки выполнены как классические балясины с декоративными завершениями из эбенового дерева.
ВНИЗУ СЛЕВА Шахматы, также выполненные по эскизам Эделя, из
ценных пород, черного дерева и самшита (обработка на токарном станке, резьба). Для того чтобы можно было соединить отдельные части фигур, их обычно снабжали резьбой, но в этом случае они соединяются с помощью клиньев.
СПРАВА
Эскизы Эделя, на которых можно видеть диагональную линию, определяющую высоту всех фигур от короля до пешки — существенный элемент, формирующий внешний вид созданных им шахмат.
уважением, вытачивание шахмат было важной частью обучения новичка. На печати ганноверской гильдии токарей, основанной в 1743 году, изображена шахматная фигура коня о двух головах.
В XIX веке игра в шахматы стала так же популярна в немецких, австрийских и голландских кафе, как во Франции, Англии и Соединенных Штатах; что способствовало — благодаря существованию разных местных традиций — появлению новых форм шахмат. Самыми распространенными стали производимые в большом количестве француз-
НОВАЯ ШАХМАТНАЯ ЭКСПАНСИЯ
ские шахматы в стиле Регентства. Такие шахматы принадлежали Бенджамину Франклину. Они экспортировались во многие европейские страны и до сих пор встречаются в некоторых уединенных старинных кафе, где сохраняется уютная обстановка ушедшего времени.
ВНИЗУ
В этих шахматах из слоновой кости подчеркнут контраст между двумя культурами, христианской и мусульманской. Мастерски выполненные фигуры, подставки которых напоминают образцы Эделя,
В Южной Германии, Австрии и других странах, входивших в состав или находившихся в сфере влияния австрийской империи Габсбургов, в кафе и шахматных клубах бытовали шахматы, своими формами напоминавшие английские, хотя обычно и уступавшие им в качестве отделки. Их изготавливали из мягкой древесины фруктовых деревьев вместо употреблявшихся в Англии твердых сортов — самшита, красного или черного дерева.
Михаэль Эдель, знаменитый мюнхенский мастер, работавший в начале XIX века, опубликовал некоторые образцы своих точеных шахмат, снабженные пояснениями об их конструкции.
Вот подписи к рисункам Эделя: «Шахматы из слоновой кости. Полный комплект шахмат состоит из 266 деталей, стержни должны иметь равный диаметр. Следуя старинным правилам, высоту шахматных фигур надлежит определять таким образом: при расстановке в ряд согласно их положению фигуры понижаются так, чтобы завершения
I’ „ yyv
всех фигур касались бы диагональной линии, проведенной от верхней точки короля к верхней точке пешки».
завершаются резными головами оттоманского султана
и христианского короля. Далее следуют султанша и королева, слоны — мулла и офицер, замечательные двухголовые кони и ладьи — мечеть и церковная башенка.
Шахматы такого типа были выполнены для Максимилиана Иосифа, поместившего их в свой знаменитый кабинет изделий из слоновой кости в Мюнхене. Четыре ладьи из этого комплекта — с сюрпризом. Внутри них размещены миниатюрные шахматы, виртуозно сделанные из перламутра и черного панциря черепахи.
В XVI веке усилилась борьба между Габсбургской Османской империями. Противостояние этих двух могущественных империй продолжалось в течение 175 лет. 5 марта 1684 года для борьбы с Османской империей была создана антитурецкая коалиция под названием «Священная лига», в которую вошли Австрия, Польша, Венеция, Мальта и в 1686 году — Россия. Объединившись, европейцы одержали в 1688 году решающую победу над турецкой армией.
Эта война, имевшая огромное историческое значение для Западной Европы, и особенно для дома Габсбургов, стала темой для многих мастеров в странах Австрийского христианского союза, запечатлевших ее в шахматных фигурах.