СЕМЬ НАВЫКОВ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ
Альберт Эйнштейн заметил: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были, когда создавали их".
Когда мы, глядя вокруг и внутрь себя, обнаруживаем проблемы, созданные во время нашей жизни под знаком Этики Личности, мы начинаем осознавать, что это - глубокие, фундаментальные проблемы, которые невозможно решить на том поверхностном уровне, на котором они создавались.
Чтобы решить эти глубокие проблемы, нам необходим новый, более глубокий уровень мышления, - парадигма, основанная на принципах, которые подробно описывают территорию эффективного человеческого бытия и взаимодействия.
Именно этому новому уровню мышления посвящена книга "Семь навыков высокоэффективных людей". Это - основанный на принципах, базирующийся на характере подход к персональной и межличностной эффективности. Это - подход "изнутри-наружу".
" Изнутри-наружу" означает, что начинать надо с самого себя. Даже более того - начинать надо с самой глубинной части самого себя - со своих парадигм, своего характера и своих мотивов.
Этот подход говорит, что, если хочешь иметь счастливый брак, будь сам таким человеком, который излучает позитивную энергию и избегает негативной, ни в коем случае не усиливая ее. Если хочешь иметь приятное общение и дружеские отношения со своим ребенком-подростком, сам будь более понимающим, сочувствующим, последовательным, любящим родителем. Если хочешь иметь больше свободы, больше простора в своей работе, сам будь более ответственным, более полезным работником, готовым помочь другим. Если хочешь, чтобы тебе верили, сам будь достоин доверия. Если тебе нужна вторичная значимость - признание твоего таланта, - сначала сосредоточься на первичном - характере.
Подход "изнутри-наружу" говорит, что победе общественной предшествует победа личная, что способности давать и выполнять обещания, данные другим, предшествует способность давать и выполнять обещания, данные самому себе. Этот подход говорит, что нелепо ставить личность впереди характера, пытаться улучшить отношения с другими, не улучшив самого себя.
"Изнутри-наружу" - это процесс, продолжительный процесс обновления, основанный на естественных законах, управляющих ростом и развитием человека. Это восходящая вверх спираль роста, ведущая к более высоким формам - ответственной независимости и эффективной взаимозависимости.
Я имел возможность работать с множеством людей - удивительных людей, талантливых людей, людей, которые всей душой стремятся к счастью и успеху, людей ищущих, людей поразительных. Я работал с бизнесменами, со студентами, с церковными и светскими организациями, с семьями и супружескими парами. И ни разу при всем моем опыте я не видел, чтобы серьезные решения проблем, долгосрочное счастье или успех приходили "снаружи-внутрь".
Зато я видел, что результатом влияния парадигмы "снаружи-внутрь" неизменно оказывались несчастные люди, ощущающие себя парализованными жертвами и зацикленные на тех слабостях других людей и на тех внешних обстоятельствах, которые они считали повинными в своих бедах. Я видел несчастливые браки, в которых каждый из супругов ожидал перемен от другого, в которых каждый перечислял "грехи" другого, в которых каждый пытался переделать другого. Я бывал на диспутах профсоюзных руководителей, где присутствующие тратили уйму времени и энергии на попытки создать законодательство, которое заставило бы людей вести себя так, будто в реальности существуют основы для доверия.
Нашей семье случилось жить в трех самых "горячих" точках планеты - в Южной Африке, Израиле и Ирландии, и я считаю, что источником нескончаемых проблем в каждом из этих мест является преобладание социальной парадигмы "снаружи-внутрь". Каждая группа, вовлеченная в конфликт, убеждена, что проблема "где-то там", и она будет решена если "они" (имеются в виду другие) "изменятся" или вовсе "исчезнут".
Для большинства людей сдвиг парадигмы в сторону к "изнутри-наружу" драматически сложен Это объясняется, главным образом, сильным влиянием запрограммированности и существующей социальной парадигмой Этики Личности
Однако, исходя из моего собственного опыта - как личного, так и почерпнутого в работе с тысячами разных людей, - а также в результате внимательного изучения успеха отдельных личностей и обществ на всем протяжении истории, я убедился, что многие из принципов, воплощенных в "Семи Навыках", уже существуют глубоко внутри нас, в нашем сознании и в нашем здравом смысле. Для того, чтобы распознать их и развить, чтобы использовать их в соответствии с нашими глубочайшими нуждами, мы должны мыслить по - иному, сдвинуть наши парадигмы на новый, более глубокий уровень - "изнутри-наружу".
Если мы искренне будем стараться понять и встроить эти принципы в нашу жизнь, то, я убежден, мы со все большей глубиной будем открывать для себя истину, заключенную в словах Т. С Элиота[6]:
Мы не должны останавливаться в своих поисках. И в конце их мы прибудем на то же место, с которого начали, и впервые познаем его по-настоящему.