СБОРНИК СТАТЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕРЕРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Свет и тени утилизации шин
Автопокрышки вызывают астму и бронхит. Американские и шведские специалисты провели исследование, в результате которого выяснилось, что покрышки - довольно опасная часть автомобиля: пыль, возникающая вследствие износа резины, может вызывать серьезные заболевания. Например, только в одной Швеции в атмосферу ежегодно выбрасывается около 10 ООО тонн резиновой пыли. В Лос-Анджелесе ежедневно выбрасывается около 5 тонн (и это при том, что Лос-Анджелес считается экологически чистым городом). А всего же во всем мире количество этих выбросов составляет более 1 миллиона тонн. Путем простых расчетов шведские ученые определили, что каждый день обычный гражданин Швеции вдыхает 6 граммов резиновой пыли, а американец - 13.
Что же касается России, то по предварительным оценкам этот показатель может доходить до 20 граммов на человека ежедневно. Кроме того, даже если резина не эксплуатируется, она выделяет незначительное количество химических веществ (всего их может насчитываться до 100). Наиболее вредными канцерогенами являются бензпирен и другие полиароматические углеводороды, которых в шинах обнаружено до 15 соединений. Также в резине есть 4 из 12 видов 11-нитрозаминов. Все эти вещества входят в список опасных ток-сикантов, который составляют Международная организация по исследованию рака и Агентство по охране окружающей среды США. По оценкам исследователей, в резиновой пыли содержится больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах двигателей, которые до этого считались традиционными источниками загрязнения окружающей среды.
Опасность вовлечения в оборот старых автомобильных покрышек возникает уже на стадии их хранения. Известно, что в местах складирования автопокрышек происходит загрязнение подземных вод за счет вымывания из них целого ряда токсичных органических соединений -
1- (3-метилфенил)-этанона, азулена, бензотиазола, 2-метилбензотиазола, 1М - (2,2-диметилпропил)-[1-метилбензамин, бутилированный гидрокситолуола, диэтилфталата (обладает выраженными кумулятивными свойствами), 2- (метилтио)-бензотиазола, дифениламина (класс опасности 3), дибутилфталата, фенантрена (класс опасности 2, обнаружена канцерогенность на мышах). Кроме того, существует группа органических веществ, которые нельзя предположить заранее, поскольку в разных странах при создании автомобильных покрышек могут быть использованы разные пластификаторы, мягчители и т. п. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них чрезвычайно редко.
Не существует необходимых гарантий безопасности и при сжигании старых автопокрышек. В этом процессе всегда образуются такие органические соединения, как пирен (класс опасности 1, опасен при поступлении через кожу), фенантрен (класс опасности 2, обнаружена канцерогенность на мышах), антрацен (канцероген), флуорантен,. Кроме того, в зависимости от условий сгорания может образовываться также ряд других органических соединений того же класса - нафталин (канцероген, обнаружено мутагенное действие), 2-метилнафталин, бифенил, аценафтилен (канцероген), флуорен (канцероген), аценафтен (канцероген), бенз[а]антрацен, хризен (канцероген), бенз[а]пирен (особо опасный канцероген), дибензо[а,11]антрацен (особо опасный канцероген).
Опасность каждого из этих органических веществ может повыситься при их совместном действии на человека, однако серьезных данных по большинству пар и тем более троек веществ пока не имеется. Точно также нет серьезных данных по кумулированию ряда из этих веществ в живых организмах, после чего возможно проявление хронической токсичности.
На сегодняшний день пока совсем не решен вопрос о гарантиях безопасности в связи с тем, что при сжигании в цементных печах старых автопокрышек возможно образование таких высокотоксичных органических веществ, как диоксины и фураны.
Во-первых, сама конструкция вращающихся цементных печей требует очень внимательного разбора. В обычных цементных печах существует несколько температурных зон, непрерывно переходящих друг в друга - зона подогрева (500-600 градусов), зона кальцинирования (900-1200 градусов), зона спекания (1450 градусов), зона охлаждения (1000-1200 градусов). Лишь одна из этих зон обеспечивает предотвращение образования диоксинов и фуранов, да и то если должным образом выдерживается временные условия. Однако именно это гарантировано быть не может, поскольку топочные газы также последовательно проходят сквозь все температурные зоны, причем время пребывания в каждой из зон вряд ли может быть точно выдержано в силу их непрерывности.
Во-вторых, при использовании в качестве дополнительного топлива старых автомобильных покрышек декларируется образование так называемой "второй зоны горения", которая улучшает "условия эксплоатации футеровки". В свою очередь это означает, что еще более снижается уровень определенности в отношении прогнозирования условий горения и возможности образования токсичных органических веществ.
С другой стороны, в России пока не известны случаи надежных измерений выбросов высокотоксичных диоксинов и фуранов в тех условиях, которые реально складываются при сжигании старых автомобильных покрышек на реально действующих в стране цементных печах.
Таким образом, ниоткуда не следует, что процесс, организованный так, как это реально складывается во вращающихся цементных печах, исключает образование и выброс в атмосферу опасных количеств высокотоксичных органических веществ, подобных диоксинам и фуранам, если в качестве добавок к газу будут использованы старые автомобильные покрышки.
Сам по себе процесс, который складывается в цементных печах и который рассчитан на огневую обработку неорганических материалов, в принципе не может рассматриваться безопасным с точки зрения работы со столь экзотическим органическим топливом, как старые автомобильные покрышки. Обычные цементные печи не предусматривают очистки от опасных органических веществ, поскольку при использовании газа в качестве топлива эти вещества не рассматриваются как составная часть выбросов. Более того, при некачественной работе электрофильтров цементных печей возникают условия для выноса из них в окружающую среду больших количеств токсичных органических веществ в адсорбированном виде на аэрозольных частица. Таким образом, включение в работу вращающихся цементных печей старых автомобильных покрышек в качестве дополнительной органической компоненты топлива требует полного пересмотра систем очистки и включение каскада очистных систем, нацеленных исключительно на задержание продуктов сгорания образующихся токсичных органических веществ. В отсутствие подобных работ ожидается увеличение объема выбросов в окружающую среду токсичных веществ и ухудшение общей экологической ситуации в районе действия завода.
Вывод: Включение старых автомобильных покрышек в качестве одной из компонент топлива во вращающихся цементных печах снижает экологическую безопасность процесса и не может быть рекомендован без проведения специальных мероприятий.