СБОРНИК СТАТЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕРЕРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Переработка и использование отработанных шин
Интенсивный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин. Проблема их переработки имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира. Известно, что вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды, так как они: не подвергаются
Биологическому разложению; огнеопасны, и в случае возгорания погасить их достаточно сложно; при складировании являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущих насекомых и служат источником инфекционных заболеваний. Между тем амортизированные автомобильные шины являются ценны вторичным сырьем и содержат в себе каучук, металл, текстильный корд, которые в процессе эксплуатации в основном не меняют первоначальные свойства. Гораздо рациональнее не создавать из шин горы мусора, а с максимальной эффективностью наладить их коммерческую переработку как перспективную отрасль малого и среднего бизнеса. По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА), в Европе ежегодно выходит из употребления свыше 2 млн т автомобильных шин. Большая часть собираемых шин (20 %) используется как топливо, при этом объемы переработки методом измельчения не превышают 10 %. Масса изношенных, но не переработанных шин достигает в Европе 2,5 млн т, а в США — 2,8 млн т. Наиболее «чистыми» в деле утилизации старых покрышек являются Германия и Япония. На немецких свалках, например, оседает лишь 2 % шин, а основная их часть сжигается. В Японии на свалку идет только 8 % отслуживших шин, остальные находят то или иное вторичное применение (например, сжигается 43 %), в США как топливо используется 22 %. Сжигание производится в специальных печах, которые не допускают образования сажи и оборудованы генераторами для получения энергии. В России вопрос утилизации отработанных покрышек стоит очень остро. По данным научно-исследовательского института шинной промышленности, в России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн. т шин. Только в Москве каждый год выходит из употребления до 60 тыс. т автомобильных покрышек. Из этого количества лишь незначительная их часть перерабатывается, а остальные оказываются на несанкционированных свалках, в оврагах и пригородных лесах, отягощая и без того тяжелую экологическую обстановку городов Московского региона. В Петербурге и Ленинградской области образуется более 50 тыс. т отходов в виде отработанных шин. Крупнейший Чеховский регенераторный завод в Московской области построен 60 лет назад. Он имеет мощности по переработке всего 40 тыс. т диагональных покрышек с текстильным кордом в год. В основном они используются в сельском хозяйстве на тракторах, и собрать их сложно. Вследствие этого даже при таких мощностях завод загружен наполовину. Кроме Чеховского завода, из реально действующих производств по утилизации шин можно отметить АО «Де-Вулк Полимер» в г. Сланцы Ленинградской области мощностью 3 тыс. т диагональных покрышек в год и АО «Волжский регенеративный завод» в Воронеже. Он рассчитан на переработку 20 тыс. т, однако задейс - твован лишь на четверть. Следовательно, российская промышленность перерабатывает около 5 % шин, подлежащих утилизации. В европейских странах существует законодательная база, стимулирующая утилизацию и переработку использованных покрышек. С помощью этой базы создана вертикальноинтегрированная система сбора использованных покрышек. Для хранения собранных шин частные и муниципальные структуры выделяют специальные площадки, куда свозятся использованные шины мелкими и средними сборщиками (шиномонтажные и автосервисные мастерские, транспортные и авиационные предприятия). Далее крупные сборщики сдают использованные шины различным организациям по переработке шин. Организациям, занимающимся переработкой использованных автопокрышек, идет доплата, которая составляет от 40 до 100 $ за 1 т перерабатываемых шин. Эта доплата осуществляется как муниципальными организациями, так и частными лицами, сдающими использованные шины при их замене на новые, а также транспортными компаниями, использующими шины различного назначения. Многие страны мира готовы поставлять свои отработанные шины в другие страны для их переработки. При этом сумма доплат может составлять до 100 $ за 1 т использованных шин. К сожалению, в России пока нет такой законодательной базы, но в последнее время к вопросам утилизации шин привлекается большое внимание. Например, в Москве при сдаче использованных шин на шиномонтажные предприятия частными лицами проводится выплата от 20 до 50 руб. за 1 колесо, что составляет от 2600 до 6500 руб. за 1 т колес. При сдаче колес на перерабатывающие предприятия идет выплата от 1200 до 2200 руб. за 1 т использованных шин. В советские времена проблемы сбора шин решалась довольно просто. Все автопредприятия были государственными, и, прежде чем получить новые шины, они были обяз