РЕМОНТ БАРАБАНОВ, ТРУБОПРОВОДОВ И АРМАТУРЫ Ремонт барабанов котлов
Участки с коррозионными разъеданиями по глубине не выше 10 % исходной толщины стенки можно не ремонтировать, но для предупреждения дальнейшего их развития рекомендуется тампонировать отдельные очаги тестообразным раствором цемента и толченого стекла в пропорции 1 :1.
При сплошных коррозионных разъеданиях глубиной не более 50 % исходной толщины металла допускается ее восстановление до первоначальной электронаплавкой при условии, что площадь разъедания не превышает 2500 см2. В этих случаях специалисты по сварке составляют технические условия или технологию наплавки.
При сплошных коррозионных разъеданиях глубиной более 50% исходной толщины металла поврежденные участки восстанавливать электронаплавкой не допускается.
Заваривать отдельные раковины при любой их глубине допускается во всех частях котла, если наибольший размер раковины не превышает 40 мм. Если при этом глубина разъедания превышает 50 % исходной толщины, то заварка разрешается при условии, что расстояние между соседними раковинами составляет не менее трехкратного наибольшего линейного размера наибольшей раковины.
При ремонте барабанов котлов не допускаются следующие дефекты: трещины всех видов и направлений; непровары (несплавления), расположенные в корне шва, на поверхности и по сечению сварного соединения (между отдельными валиками и слоями шва, между основным металлом и металлом шва); поры, расположенные в виде сплошной сетки; наплывы (натеки); незаверенные кратеры; свищи; подрезы; смещения кромок выше норм; газовые и шлаковые включения выше установленных норм.
Ремонт корпусов барабанов представляет собой сложную технологическую операцию. Общие положения ремонта с применением сварки заключаются в следующем:
Перед началом ремонта должны быть установлены состояние металла (структура и свойства) и срок его эксплуатации;
Ремонтным предприятием должна быть составлена технология ремонта, которая согласовывается с заводом - изготовителем или в особых случаях с соответствующими специализированными организациями;
Все дефекты и повреждения удаляются только механическим способом (абразивным инструментом, расточкой, рассверловкой, вырубкой). Выборка дефектов огневым способом запрещается. Устранение дефектов необходимо производить по возможности с минимальным объемом удаляемого металла и без нагрева до цветов побежалости.
Места выборки дефектов, оставляемые без последующей наплавки, выполняются плавными переходами.
После удаления дефектов производят определение оставшейся толщины барабана, днищ и штуцеров ультразвуковым прибором или измерительным инструментом с погрешностью не более 3 %;
Полнота удаления всех дефектов проверяется методом магнитно-порошковой дефектоскопии, а в сомнительных случаях — травлением 5—10%-ным раствором азотной кислоты или 15%-ным раствором персульфата аммония;
Сварочные работы производятся ручной электродуговой сваркой с использованием электродов только с основным покрытием типов Э-42А и Э-50А, соответственно марок УОНИ-13/45 и УОНИ-13/55, ТМУ-21 диаметром 3—4 мм и ЦУ-5 диаметром 2,5 мм. Перед началом работ рекомендуется прокалить электроды по режиму 350—400 °С в течение 3 ч и проверить их сварочно-тех - нологические свойства;
Вопрос о необходимости предварительного и сопутствующего подогрева и последующей термообработки согласовывается со специализированной организацией;
Все технологические операции должны сопровождаться тщательным пооперационным контролем с оформлением соответствующей технической документации. Наружная поверхность отремонтированных участков — наплавленного металла и прилегающей зоны основного металла шириной не менее 20 мм—должна быть обработана абразивным инструментом, подвергнута внешнему осмотру и проверена методами магнитно-порошковой дефектоскопии и ультразвукового контроля (до и после гидравлического испытания барабана).
К выполнению работ по сварке и наплавке при ремонте барабанов допускаются сварщнки, аттестованные с соответствии с «Правилами аттестации сварщиков».
Применяемые для ремонта барабанов материалы должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов».