ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ КОТЛА
Целью гидравлического испытания является проверка прочности и плотности всех элементов котла, пароперегревателя, экономайзера, а также всех сварных, заклепочных, вальцовочных соединений.
Гидравлическое испытание котла на месте его установки производится лишь при условии удовлетворительных результатов внутреннего осмотра. Вместе с котлом подвергается испытанию присоединенная к нему арматура. Для гидравлического испытания следует использовать воду с температурой не ниже 5 °С. При наполнении котла водой необходимо предохранительный клапан или воздушный вентиль держать открытыми до появления из них воды, чтобы полностью удалить из котла воздух. Если во время испытания наблюдается снижение давления по манометру, следует установить место пропуска воды и устранить неисправность.
Под рабочим давлением в котле понимается давление пара непосредственно за пароперегревателем или при его отсутствии на выходе из котла при расчетных режимах.
При гидравлическом испытании давление в котле создают гидравлическим прессом или другим источником давления, позволяющим постепенно и плавно поднять давление до пробного, пробное давление выбирается в соответствии с табл. 4.1.
Таблица 4.1. Рабочее и пробное давление для гидравлических Испытаний
|
Пробное давление — давление, при котором стационарный котел подвергается гидравлическому испытанию на прочность и плотность в соответствии с правилами Госгортехнадзора СССР.
При достижении пробного давления подача воды в котел прекращается, при этом в течение 5 мин не должно быть снижения давления.
Во время испытания давление измеряется двумя проверенными манометрами, один из которых должен быть контрольным. По истечении 5 мин давление постепенно снижается до рабочего и производится тщательный осмотр котла во всех доступных местах.
При появлении в период испытания шума, стуков или резкого падения давления гидравлическое испытание следует немедленно прекратить, выяснить и устранить их причину.
Результаты гидравлического испытания котла признаются удовлетворительными, если не обнаружено: признаков разрыва (поверхностных трещин, надрывов и др.); течи, слезок и потения в основном металле, сварных, заклепочных и вальцовочных соединениях; видимых остаточных деформаций.
В случае выявления дефектов в зависимости от их характера инспектором может быть принято решение о запрещении работы котла или пуске котла во временную эксплуатацию, сокращении срока очередного освидетельствования, более частых освидетельствований котла администрацией предприятия, снижении параметров и др. Дефекты, обнаруженные при испытании, необходимо устранить с последующим контролем исправляемых участков. При выявлении дефектов, по которым инспектор затрудняется принять решение, вопрос о дальнейшей эксплуатации котла должен быть рассмотрен с привлечением специализированной организации.
Если обнаружены дефекты: плены, расслоения металла, трещины, разрывы и раздутие труб, инспектору предоставлено право требовать проведения механического испытания, металлографического исследования и химического анализа металла, и это требование он оформляет соответствующей записью в паспорте с указанием причин, вызвавших необходимость проведения исследования металла и мест котла, из которых должны быть взяты пробы.
Результаты дополнительных испытаний и исследований можно в паспорт не вносить, если в нем сделана ссылка на соответствующие протоколы или формуляры, которые в данном случае прикладываются к паспорту котла.