АВТОМАТИКА КОТЛОВ Е-1/9-1М С ГОРЕЛОЧНЫМ УСТРОЙСТВОМ АР-90
Котлы Е-1/9-1М, работающие на жидком топливе, оборудуются горелочными устройствами АР-90. Для защиты котла подача топлива автоматически прекращается при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, при повышении давления пара в котле выше допустимого, при коротком замыкании и перегрузке электродвигателей.
На двери щита имеются кнопки управления дымосо-
Рис. 2.3. Схема автоматики котлов Е-1/9-1М с горелочным устройством типа АР-90 |
Сом, форсункой, тумблер ручного управления питательным насосом и световая - сигнализация для контроля за работой котла. Имеется возможность подключения звукового аварийного сигнала. Щит управления обеспечивает автоматическое регулирование уровня воды в котле.
Схема автоматики котлов с горелочным устройством АР-90 показана на рис. 2.3.
Датчиками системы автоматики являются уровнемер - пая колонка (УК) и контактный датчик давления (АДД), а исполнительными органами — электродвигатели питательного насоса и дымососа. Для автоматического прекращения подачи топлива при аварийном выключении форсунки служит электромагнитный клапан-отсекатель (ЭМ), установленный на подаче топлива в форсунку.
Работа схемы при пуске горелочного устройства и котла осуществляется следующим образом.
При повороте переключателя В1 (на схеме не показан) в положение «ВКЛЮЧЕН» на схему подается напряжение и загорается зеленая сигнальная лампа J14 «НАПРЯЖЕНИЕ». В том случае, если уровень воды в котле ниже допустимого, когда уровень воды не достигает электрода нижнего аварийного уровня (НАУ), то реле Р7 обесточено, не срабатывает и своими контактами
115 включает красную сигнальную лампу JI3 «ВОДЫ НЕТ», разрывает цепь включения клапана отсекателя и электродвигателя питательного насоса. В этом случае необходимо сначала допитать котел, для чего на щите управления тумблер переключателя питательным насосом переводится в положение «РУЧНОЕ» и котел заполняется водой.
При достижении водой уровня электрода нижнего аварийного уровня (НАУ) в уровнемерной колонке срабатывает реле Р7, гаснет сигнальная лампа JT3 «ВОДЫ НЕТ». После этого необходимо переключатель «РУЧНОЕ—АВТОМАТИЧЕСКОЕ» поставить в положение «АВТОМАТИЧЕСКОЕ», чтобы включить схему автоматического регулирования уровня воды в котле во время работы горе - лочного устройства.
При нажатии на кнопку КнПІ («ПУСК» питательного насоса, дымососа) включаются питательный насос в автоматическом режиме регулирования уровня воды в котле и дымосос.
После вентиляции топки можно зажечь запальный факел и приступить к пуску форсунки.
При нажатии на кнопку КнП2 («ПУСК» форсунки) включается клапан-отсекатель топлива и реле блокировки Р4, которое своим замыкающим контактом включает пускатель двигателя форсунки МЗ. Зажигается зеленая сигнальная лампа JI1 «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА». Подача топлива осуществляется при помощи ручного клапана.
Автоматическое регулирование уровня воды в котле осуществляется с помощью двухпозиционного регулятора, т. е. регулирование уровня воды ступенчатое.
Чувствительными элементами регулятора являются два специальных электрода, установленных в уровнемерной колонке. Уровень воды в колонке соответствует уровню воды в котле. Электрод (НРУ) установлен на нижнем регулируемом уровне воды, а электрод (ВРУ) — на верхнем регулируемом уровне воды. Функцию исполнительного органа регулятора выполняет электродвигатель питательного насоса. Управление пускателем электродвигателя Ml питательного насоса осуществляется размыкающимися контактами реле Р6.
Если переключатель «РУЧНОЕ—АВТОМАТИЧЕСКОЕ» находится в положении «АВТОМАТИЧЕСКОЕ», то нажатием на кнопку КнП1 приводятся в действие питательный насос и дымосос, начинает работать система автоматического регулирования уровня воды в котле, происходит подпитка котла и уровень воды поднимается. Как только в уровнемерной колонке уровень воды достигнет верхнего электрода (ВРУ), срабатывает реле Р6 и своими контактами разрывает цепь питания магнитного пускателя питательного насоса и прекращается подача воды в котел.
При снижении уровня воды до электрода (НРУ) в уровнемерной колонке, т. е. до отметки нижнего регулируемого уровня, происходит замыкание контактов реле Р6, которое своими контактами включает в работу питательный насос, и вновь происходит подпитка котла водой.
При упуске воды из котла ниже аварийного уровня разрывается цепь питания реле Р7, которое своими контактами отключает кланаи-отсекатель (ЭМ), реле блокировки Р4, сигнальную лампу JJ1 «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА» и магнитный пускатель питательного насоса. Одновременно реле Р7 своими контактами включает сигнальную лампу ЛЗ «ВОДЫ НЕТ» и звуковой сигнал.
Электродвигатель форсунки и дымосос продолжают работать.
При повышении уровня воды в котле выше допустимого происходит включение реле Р5, которое своими замыкающими контактами включает звуковой сигнал, а размыкающими контактами разрывает цепь питания магнитного пускателя питательного насоса. Одновременно реле Р7 своими контактами включает сигнальную лампу ЛЗ «ВОДЫ НЕТ» и звуковой сигнал.
Электродвигатель форсунки и дымосос продолжают работать.
Для отключения подачи топлива при повышении давления пара в котле используется контактный датчик (АДД), который настраивается на предельное давление - пара. Если давление пара в котле повышается выше аварийного предела, контактный датчик (АДД) размыкает свои контакты в цепях питания клапана-отсекателя топлива (ЭМ), реле блокировки Р4 и сигнальной лампы Л7 «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА». При этом клапан-отсекатель закрывается, прекращается подача топлива в форсунку, реле Р4 срабатывает и сигнальная лампа «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА» гаснет. Одновременно реле Р4 замыкает свои контакты и загорается сигнальная лампа Л2 «АВАРИЙНОЕ ДАВЛЕНИЕ ПАРА». Электродвигатели форсунки и дымососа остаются включенными, а питательный насос продолжает работать в автоматическом режиме регулирования уровня воды в котле. Сигнальная лампа «АВАРИЙНОЕ ДАВЛЕНИЕ ПАРА» остается включенной до тех пор, пока не будет нажата кнопка КнС2 «СТОП» форсунки. После понижения давления пара к котле можно производить пуск форсунки.
Пуск горелочпого устройства производится в следующем порядке. Включается напряжение при помощи соответствующего ключа на щите управления, который крепится на стене или на специальной раме. После включения загорается зеленая сигнальная лампа «НАПРЯЖЕНИЕ», а если уровень воды в котле ниже аварийного, то загорается и красная сигнальная лампа «ВОДЫ НЕТ».
Для подпитки котла водой необходимо включить питательный насос при помощи переключателя «РУЧНОЙ ВКЛЮЧАТЕЛЬ ПИТАТЕЛЬНОГО НАСОСА». После подпитки котла водой красная сигнальная лампа «ВОДЫ ПЕТ» гаснет. Необходимо переключить переключатель «РУЧНОЙ ВКЛЮЧАТЕЛЬ ПИТАТЕЛЬНОГО НАСОСА» в положение «АВТОМАТИЧЕСКОЕ».
Шибер дымососа следует полностью открыть и произвести вентиляцию топки, для чего необходимо нажать на кнопку «ПУСК» питательного насоса и дымососа. При этом одновременно с включением дымососа включается и питательный насос. Если после включения напряжения на щите управления сигнальная лампа «ВОДЫ НЕТ» не загорается, можно сразу приступить к вентиляции тонки.
После вентиляции топки нажимают на кнопку «СТОП» питательного насоса и дымососа, т. е. выключают дымосос и зажигают в топке запальный факел. Затем снова включают дымосос.
При получении стабильного запального факела следует повернуть форсунку к передней плите и жестко закрепить зажимным винтом. Необходимо закрыть ручной вентиль для регулирования подачи топлива, затем ручку для регулирования давления топлива повернуть против часовой стрелки до отказа и на 3—4 оборота в противоположную сторону.
Открыть шибер дымососа и шибер для регулирования подачи первичного воздуха примерно на 70 %.
Нажатием на кнопку «ПУСК» форсунки следует включить ее в работу, при этом загорается зеленая сигнальная лампа «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА».
Для регулирования подачи топлива следует медленно открыть ручной вентиль, при этом необходимо убедиться в зажигании мазутного факела. После зажигания устойчивого мазутного факела необходимо полностью открыть ручной вентиль.
Расход топлива для максимальной нагрузки котла настраивается регулированием давления топлива при помощи ручки топливного насоса форсунки. Дальнейшее регулирование нагрузки котла производится при помощи ручного вентиля форсунки.
Выключение электродвигателей при коротком замыкании или перегрузке осуществляется при помощи автоматических выключателей, вмонтированных в щите управления. Для включения сработавшего автомата следует открыть дверь щита и нажать на кнопку включения сработавшего автомата.
Если необходимо остановить котел, то нажимают на кнопку КнС2 «СТОП» форсунки и на кнопку КнС1 «СТОП» дымососа и питательного насоса.