Маркетинговые трюки астролога джона гершеля
Джон Фредерик Вильям Гершель
Маркетинговым пятном на могиле Джона Гершеля, расположенной рядом с могилой Ньютона, может стать его роль в первом розыгрыше на астрономическую тему, осуществленном британской газетой «Сан» в 1835 году. Отпрыск величавого британского астролога и композитора Уильяма Гершеля, Джон был известен не только лишь занятиями астрономией, да и оптикой. Джон Гершель разрабатывал новые модели телескопов и микроскопов. Если судить по годам жизни, то он «позаимствовал» идею «зеркального телескопа» у М.В. Ломоносова. Смысл новаторства, предложенного еще Ньютоном, заключался в том. чтобы поменять одну из линз телескопа вогнутым зеркалом. На практике этот астрономический «гаджет» применили Михайла Васильевич и отец Джона Гершеля - Уильям, - в 1763 и 1772 годах соответственно. Хотя, с другой стороны, авторство идеи остается за Ньютоном и Цуки, предложившими использовать в телескопах зеркало параболической формы.
Так либо по другому, сконструировав «параболоид», Джон Гершель уехал в 1835 году в Южную Африку, чтобы следить с мыса Хорошей Надежды созвездия и туманности, видимые из Южного полушария планетки. Непонятно, оставил ли он аннотации газетчикам либо нет, но все же, начиная с 1836-ого года газета «Сан» («SUN») начала публиковать «удивительные истории об открытиях Джона Гершеля». По словам газетчиков, астролог «присоединил к телескопу микроскоп», что позволило ему рассмотреть на поверхности Луны… животных! Увлекателен приведенный газетой перечень этих «обитателей Луны»: «единороги, крылатые люди, бесхвостые бобры».
Нужно сказать, что даже если Джон Гершель и не имел никаких контактов с газетой «Сан» - хотя представляется вероятным, что он просто пошутил в разговоре с ее корреспондентами, - в любом случае, даже когда другие астрологи разоблачили ложь насчет «телескопа с микроскопом» и «экзотичных жителей Луны», тираж газеты очень вырос, а имя Д. Гершеля было на слуху у читателей всего мира. И, когда он возвратился в Великобританию и опубликовал труд «Результаты астрономических наблюдений с мыса Хорошей Надежды», то грамотная маркетинговая компания привела к тому, что его «африканские» наблюдения оказались популярны не только лишь посреди широкой публики.
Те астрологи, что выступали с опровержениями мистификации «Sun», данных, сообщенных в «Результатах», опровергнуть не смогли – в их и не было никакой мистификации – в чем на публике и признались. Так Джон Гершель вошел в число величавых астрологов девятнадцатого столетия. Хотя на данный момент его вклад в астрономию считается наименьшим, чем у его отца, Вильяма Гершеля и даже… тетки, сестры В.Гершеля – Каролины, помогавшей папе и отпрыску расчетами в работе.
Ради справедливости, необходимо отметить, что вклад в астрономию этого ученого и без истории с «Сан» очень велик. Он продолжил работу собственного отца, открывшего практически четыреста новых звездных туманностей, и издержал годы на «систематизирование» этих галлактических объектов. В изданном позднее «Общем каталоге туманностей» Д.Гершеля числится 2307 звездных туманностей, а за время собственных наблюдений он нашел и классифицировал практически три тыщи «двойных звезд», другими словами систем, в каких две звезды крутятся вокруг общего центра.
Прекрасный итог, если учитывать, что вблизи от нашего Солнца находится всего 20 схожих звезд! Джон Гершель издал и одну из первых «научно-популярных» книжек – «Очерки астрономии». Эту книжку можно считать его вкладом в развитие астрономии русской – она была переведена на российский и захватила гигантскую популярность в нашей стране.