РЕЦЕПТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛОЧНЫМ РАБОТАМ
ЗОЛОЧЕНИЕ И БРОНЗИРОВАНИЕ
Существуют следующие способы золочения: золочение на полименте; гульфарбенное золоченне; морданное золочение.
При подготовке поверхности древесины под золоченне ее зачищают, отдельные дефекты устраняют шпаклевкой, шлифуют, небольшие сучки, мелкие трещины и пр. заклеивают марлей, после этого поверхность два-три раза проклеивают жидким горячим раствором высококачественного мездрового клея с полной просушкой древесины после каждой проклейки. 21—1349
Для проклейки применяют 10%-ный раствор клея для первого pasa и 20%-ный раствор клея для второго раза. Затем поверхность грунтуют до десяти раз левкасом — жидкой шпаклевкой с тщательной просушкой каждого слоя.
Левкас — жидкая шпаклевка (Х.44) (в % по весу)
Клей мездровый высококачественный. . 8 Мел отмученный 37
Вода 55
Сначала готовят раствор йлея, а затем при перемешивании добавляют мел. Левкас наносят в теплом виде при температуре 40—50° С.
После нанесения левкаса поверхность расчищают, промывают водой и просушивают, а затем окончательно шлифуют сухим хвощом до блеска.
Золочение на полименте. Подготовленную поверхность перед наложением на нее листочков сусального золота или потали не менее четырех раз покрывают клейким составом — полиментом — при помощи кисти из беличьего волоса.
Полимент (Х.45)
(в частях по весу)
Графит........................................................................ 6
Глина жирная отмученная. 20
Воск . ....................................... 25
Промышленность выпускает полимент в сухом виде. Его разводят на месте работ яичным белком, предварительно перемешав его с холодной водой в соотношении 1 : 1 или 1 : 2, без образования пены. Затем полученную смесь выдерживают несколько дней в стеклянной закупоренной посуде в теплом месте. Каждый слой нанесенного полимента хорошо просушивают и тщательно выглаживают. Перед наложением листочков золота на покрытую полиментом поверхность наносят две-три капли этилового спирта, разбавленного кипяченой водой. Последняя операция состоит в разглаживании наложенного золота зубком из твердого камня: агата, сердолика или кремния.
Полимент можно приготовить на стройке. Существует несколько способов приготовления, которые в основном сводятся к добавлению в глину мыла, воска и жиров для придания ей большей пластичности. Приводим один из составов:
Глина жирная отмученная I кг
Мыло (ядровое) . 15 г
Воск .... 10 »
Сало свиное 10 »
Глину разжижают водой до образования полужидкой кашицеобразной массы. Массу нагречают на водяной бане и поддерживают
В горячем состоянии до конца опьрацнн. В отдельной посуде расплавляют мыло и добавляют к нему воск и сало Эту смесь добавляют к глинистой кашице и перемешивают до получения однородного состава. Перед наложением полимент разводят геплым клеевым (10— 15%-ным) раствором и пропускают через частое сито (3600— 4900 отв см2).
Гульфарбенное золочение. Подготовка поверхности под золочение такая же, как и под лакировку. Чем глаже грунт, тем лучше будет выглядеть на нем позолота. Гульфарбу (Х.46) наносят на подготовленную поверхность только после полного высыхания грунта. Наносить ее нужно тонким слоем без nponyci ов при помощи мягкой кисточки. В тех случаях, когда цвет грунта не соответствует цвету золота, к гульфарбе добавляют небольшое количество тонкотертой охры, употребляемой для художественных работ. Гульфарбу нужно наносить не очень жирно, так как иначе листочки золота при наложении будут втапливаться в гульфарбу. Хорошая гульфарба должна быстро высыхать от пыли (через 12 ч) и сохранять в течение 36—48 ч отлип.
Состав гульфарбы (Х46) (в частях по весу)
Масляный лак (4с, 5с) , . . 2
Олифа натуральная. 1
Перед употреблением состав хорошо перемешивают. После нанесения покрытие предохраняют от пыли и через двое суток по от - липу накладывают листочки золотой фольги при помощи мягкой кисточки. Листочки тщательно разглаживают кисточкой и затирают ватным тампоном.
Морданное золочение. Этот вид золочения является разновидностью гульфарбенного. В этом случае на поверхность вместо гульфарбы наносят специальный морданный лак. Подготовка поверхности выполняется так же. После того как поверхность полностью просохла, на нее наносят при помощи кисточки три-четыре раза морданный лак с небольшим количеством желтого крона или охры. Выдержка между покрытиями должна быть не менее 7 дней. После окончания подготовки поверхности на нее наносят кистью нежирный слой морданного лака и сразу же протирают чистой ватой до получения тонкого матового слоя. Через двое суток по отлипу поверхность покрывают листочками золотой фольги.
Поверхность под бронзирование подготавливают так же, как под золочение. Выполняется двумя способами: на отлип и по тинктуре.
Бронзирование иа отлип. Подготовленную поверхность покрывают масляной краской под цвет бронзового или алюминиевого порошка и на стадии отлипа опыляют ее порошком при помощи заячьей лапки или мягкой кисти. 21*
1 л 0,4—0,45 кг 0,22 » |
Бронзирование по тинктуре. В этом случае нанесенному слою краски дают просохнуть и затем его покрывают при помощи кисти бронзовым лаком.
Бронзовый лак (Х.47)
Масляный лак № 8 . . Бронза золотистая. . Илн алюминиевая бронза
При работе лак необходимо чаще перемешивать для того, чтобы пудра не оседала на дно. После этого поверхность полностью просушивают и излишки порсшка стирают с нее мягкой тряпкой илн кистью. Для, закрепления бронзовой пудры и придания поверхности блеска ее покрывают бесцветным лаком.