Солнечный коллектор для систем горячего водоснабжения и отопления
Солнечный коллектор АЛЬТЭН-1 служит для нагрева воды за счет солнечной энергии и используется в системах горячего водоснабжения и отопления домов, не имеющих централизованного энергоснабжения. В течение одного солнечного дня коллектор может нагреть около 150 литров воды до температуры 60-70 °C. Абсорбер коллектора, поглощающий солнечную радиацию, выполнен из алюминиевых профилей с пазами, в которые вставляются и запрессовываются тонкостенные латунные трубки для протекания теплоносителя.
Лицевая сторона алюминиевых профилей имеет высокоэффективное селективное покрытие. Вокруг абсорбера расположена оболочка из двухслойного ячеистого поликарбоната Герметизация внутреннего объема коллектора осуществлена с помощью торцевых крышек
Параметры коллектора:
– размеры наружной прозрачной оболочки – 2,171м х 1,180м
– материал наружной прозрачной оболочки – двухслойный ячеистый 8 мм поликарбонат «Полигаль»
– размеры поверхности абсорбера – 1,987м x 1.117м
– селективное покрытие абсорбера:
– коэффициент поглощения = 0,94
– коэффициент излучения = 0,05
– внутренний диаметр латунных трубок до запрессовки - 11мм
– задняя тепловая изоляция - стекловолокно и двухслойный ячеистый 8 мм поликарбонат «Полигаль»
– температура стагнации = 183 °C
– вес сухого коллектора – 33,5 кг
– соединения: ввод/вывод – резьба 3/4, наружная, 4 шт.
– КПД при 90 °C – 40%, при 70 °C – 50%
Патент на изобретение № 2224188. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 20 февраля 2004 г. Солнечный коллектор "АЛЬТЭН-1" успешно прошел в 2003 г. сертификационные испытания в Фраунхоферском институте солнечных энергетических систем (Германия).
Коллекторы изготавливаются на производственной базе ФГУП "НПО машиностроения" Разработчик и патентообладатель : ЗАО "АЛЬТЭН". Схема центрального солнечного теплоснабжения с суточным аккумулятором тепла представлена на рис. 3.12.
Рис. 3.12. Схема центрального солнечного теплоснабжения
с суточным аккумулятором тепла
Гелиомобиль сегодня. Один из крупных разделов программы «Солар-91» – развитие транспортных средств, использующих солнечную энергию, т. к. автотранспорт «съедает» четверть энергетических ресурсов необходимых стране. Ежегодно в Швейцарии проводится международное ралли солнцемобилей «Тур де сол». Трасса ралли, протяженностью 644 км, проложена по дорогам северо-западной Швейцарии и Австрии. Гонки состоят из шести однодневных этапов, длина каждого от 80 до 150 км.
Швейцарские граждане возлагают большие надежды на децентрализованное производство электрической и тепловой энергии собственными гелиоустановками. Это отвечает независимому и самостоятельному швейцарскому характеру, чувству цивилизованного собственника, не жалеющего средств ради чистоты горного воздуха, воды и земли. Наличие персональных гелиостанций стимулирует развитие в стране электроники и электротехники, приборостроения, технологии новых материалов и других наукоемких отраслей.
В июне 1985 г. Урс Мунтвайлер, 27-летний инженер из Берна, провел по дорогам Европы первое многодневное ралли легких электромобилей, оборудованных фотопреобразователями и использующих для движения солнечную энергию. В нем участвовало несколько швейцарских самодельщиков, восседавших в «поставленных на колеса ящиках из-под мыла» с прикрученными к ним сверху солнечными панелями. Во всем мире тогда едва ли можно было насчитать с десяток гелиомобилей.
Прошло четыре года. «Тур де сол» превратился в неофициальный чемпионат мира. В пятом «солнечном ралли», состоявшемся в 1989 г., участвовало свыше 100 представителей из ФРГ, Франции, Англии, Австрии, США и др. стран. Тем не менее, больше половины гелиомобилей принадлежало по-прежнему швейцарским первопроходцам. В течение последующих пяти лет появилось понятие «серийный гелиомобиль». Гелиомобиль считается серийным, если фирма-изготовитель продала не менее 10-ти образцов и они имеют сертификат, разрешающий движение по дорогам общего пользования.