Расчет котлов и котельных установок
Трубопроводы и арматура
К, г/(м'- ч) |
Потоков воздуха происходит в смесителе 5 после каскадной ступени 3. При такой схеме обеспечивается быстрый рост температуры воздуха. Продукты сгорания в каскадной ступени 3 охлаждаются меньше, а температура стенки трубы получается более высокой. Применение эмалированных покрытий и неметаллических материалов снижает коррозию менее нагретых поверхностей воздухоподогревателя. Поверхности покрывают кислотоупорными и термостойкими эмалями толщиной 0,5— 0,6 мм. Из рис. 76 видно, что скорость к коррозии холодных частей РВП набивок с эмалированным покрытием стенки. Одним из напра- |
100 110 1Z0 130 t, |
Рис. 76. Скорость коррозии к набивок РВП в зависимости от температуры стенки tDr: 1 — металлической; 2 — с эмалированным покрытием |
Трубопроводы — это система соединенных между собой труб для транспортирования газообразной и жидкой среды. По назначению и виду транспортируемой среды различают: паро-, нодо-, масло-, мазуто - и газопроводы, трубопроводы различных - ммических растворов; внутренние трубопроводы (в пределах оборудования, например в пределах котла, турбины, теплообменника и т. д.) и внешние. Последние соединяют различные
IS. Категории трубопроводов водяного паре и горячей водн
|
Типы оборудования на ТЭС и за ее пределами. Основные виды трубопроводов электростанции — это паропроводы от котла к турбине, паропроводы промежуточного перегрева пара, общестанционные паропроводы и водопроводы (различных назначений), паропроводы отборов пара, паропроводы от РОУ и редукционных установок, трубопроводы питательной воды, тепловых сетей и др.
В соответствии с правилами устройств и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды трубопроводы (с рабочим давлением пара более 0,07 МПа или с температурой воды более 115 °С) по параметрам рабочей среды делят на четыре категории (табл. 18).
При определении категории трубопровода за рабочие параметры принимают их номинальные значения (в паропроводах за котлом, в трубопроводах питательной воды за деаэратором) или максимальные (за соответствующим оборудованием).
Трубопроводы содержат: прямые участки, фасонные элементы, Дренажную систему и воздушники, опоры и подвески, компенсаторы, арматуру, контрольно-измерительную аппаратуру для определения и регистрации параметров рабочей среды и состояния металла трубопроводов. Для контроля за тепловыми расширениями на трубопроводах устанавливают указатели тепловых Удлинений (реперы) с соответствующими регистраторами. С целью предотвращения ожогов людей (при соприкосновении) и снижения
Рис. 77. Фасонные элементы трубопроводов
Рис. 78. Неподвижные опоры:
А — приварная; б — хомутовая; 1 — элемент опорного каркаса; 2 —> корпус опора. 3 — трубопровод; 4 — хомут; 5 —• упор (приваривается к трубе)
Тепловых потерь трубопроводы снаружи покрывают изоляцией.
Для станционных трубопроводов применяют (в зависимости от параметров среды) трубы из углеродистой, низколегированной и легированной стали, а в некоторых случаях трубы из полиэтилена. Паропроводы высокого давления, трубопроводы питательной воды и некоторые другие изготовляют из бесшовных труб более высокой надежности по сравнению со сварными.
Фасонными элементами (рис. 77) трубопровода являются: поворотные колена 1, которые изменяют направление потока рабочей среды, тройники 2 и развилки 3, предназначенные для разделения или сборки потоков, переходы 4, устанавливаемые в местах сопряжения труб различных диаметров с целью изменения скорости.
А) |
Опоры и подвески служат для восприятия массовых нагрузок (трубопровода и протекающего по нему рабочего тела, арматуры, изоляции и других расположенных на нем устройств), статических, динамических и термических нагрузок.
Рис. 79. Подвижная опора: |
А — скользящая; б — катковая; в — пружинная шариковая; 1 —- опорная плита; 2 — каркас опоры; 3 — трубопровод; 4 — пружина; 5 - обойма о катками (или шариками —* в); 6 — ограничитель |
3 |
Опоры могут быть подвижными и неподвижными. Неподвижные опоры (рис. 78) воспринимают практически все перечисленные виды нагрузок. В зависимости от способа крепления трубы 3 к опоре 1 их выполняют приварными (рис. 78, а) или хомутовыми
(рис. 78, б).
Подвижные опоры (рис. 79) воспринимают преимущественно
Весовые нагрузки от трубопровода 3 и обеспечивают плоскостное или пространственное перемещение трубопроводов и каркаса опоры 2 по опорной плите 1. По способу обеспечения перемещения различают скользящие (рис. 79, а), не привариваемые к опорному каркасу 1, шариковые, катковые (рис. 79, б) и пружинные (рис. 79, в).
Подвески трубопроводов (рис. 80) выполняют в виде тяг 3, соединяемых непосредственно с трубами 5 через косынки 4 или с помощью хомутов 6, или через пружинные блоки 8. Шарнирные соединения 2 обеспечивают линейные перемещения трубопроводов 5. Направляющие стаканы 9 пружинных блоков, приваренные к опорным пластинам 10, позволяют исключить поперечный прогиб пружин. Натяжение подвески обеспечивается с помощью гаек.
Компенсаторы и самокомпенсирующиеся трубопроводы уменьшают тепловые напряжения, возникающие при нагреве или охлаждении трубопроводов. Самокомпенсирующиеся или «гибкие» трубопроводы — это такие, в которых удлинения воспринимаются изгибами или коленами (в том числе П-образными). Поэтому трубопроводы выполняют, как правило, со значительным количеством гибов и петель. В первую очередь это относится к трубопроводам с высоким давлением среды (более 6,4 МПа) и диаметром труб менее 0,4 м.
А — жесткая к трубе;, б — жесткая к хомутовой подвеске; в — пружинная; 1 — балка каркаса; 2 — шарнир; 3 — тяга; 4 — косынка; 5 — трубопровод; 6 — хомут; 7 — балки дополнительной подвески; 8 — пружинный блок; 9 — направляющие стаканы; 10 — опорные пластины |
Рис. 80. Подвески трубопроводов: |
В трубопроводах меньшего давления и больших диаметров применяют гофрированные компенсаторы — устройства, основным элементом которых является обечайка изогнутой формы. Иногда
Рис, 81. Формы гофр компенсаторов: а — линзового; б — волнистого; в — сильфонного
(например, в тепловых сетях) устанавливают сальниковые компенсаторы. По форме гофр различают линзовые, волнистые и сильфонные компенсаторы (рис. 81). На компенсаторах предусматривается установка натяжных устройств для холодной растяжки и кожухов для защиты от повреждений и нанесения тепловой изоляции.
По виду деформации компенсаторы делят на поворотные с плоскими (рис. 82, а) и пространственными (рис. 82,6) шарнирами и осевые (рис. 82, в, г). В шарнирных компенсаторах находятся соединенные с трубами 1 поворотные (относительно осей 3) устройства 4.
По действующим нагрузкам компенсаторы делят на неразгруженные и полуразгруженные. В неразгруженных компенсаторах распорные усилия от давления рабочего тела полностью передаются на гофры 2, а затем на неподвижные опоры и основания. В полуразгруженных (гидравлических или механических) компенсаторах создается уравновешивающая сила транспортирующей средой, например, путем двустороннего ее воздействия на пере городку 5 камеры 6 (рис. 82, г) или с помощью натяжных устройств 7 (рис. 82, s).
Осевые компенсаторы обеспечивают возможность продольного теплового удлинения труб, угловые и поворотные компенсаторы допускают еще одноплоскостный или пространственный поворот. При этом уменьшаются изгибающие моменты, действующие на трубопровод. С помощью компенсаторов можно получить более компактную трассировку трубопроводов.
Каждый участок трубопровода между неподвижными опорами должен быть рассчитан на компенсацию тепловых удлинений.
A) S) Рис. 82. Гофрированные компенсаторы 120 |
Зозникающее тепловое удлинение А/ трубопровода между соседними неподвижными опорами на длине I зависит от разности температур Гр его стенки в рабочих условиях и Тм при монтаже й от коэффициента at линейного теплового расширения:
M^at(Tp-T№)l.
Число гофр яг в компенсаторе определяется компенсирующей способностью гофра Д/г и его монтажной растяжкой А/мр:
Контрольно-измерительные устройства контролируют соответствие тепловых перемещений отдельных участков трубопроводов расчетным значениям. Специально устанавливаемые индикаторы (реперы) фиксируют перемещения. С помощью индикаторов можно отмечать и регистрировать перемещения (линейные, плоскостные и пространственные). Реперы крепят на трубопроводах. В простейшем случае они представляют собой штыри — указатели, перемещающиеся с элементами трубопровода вдоль закрепленных на специальном каркасе рамок с градуированными пластинами.
Для контроля и измерения давления и температуры среды на трубопроводах предусматриваются штуцера с импульсными линиями к приборам или гильзы для различных термометров, термопар и т. д.
Расход среды контролируют с помощью мембран или сопл, имеющих внутренний диаметр меньше диаметра трубопровода. Штуцера с импульсными линиями присоединяют до мембраны и после нее или до сопла и в его наиболее узком сечении. При установке измерительных устройств следует учитывать возможное искажающее влияние на показания приборов близко расположенных элементов трубопровода (гибов, арматуры и т. д.).
Дренажи, продувки и воздушники устанавливают на горизонтальных участках паропроводов. Здесь может накапливаться Конденсат (например, при прогреве трубопроводов или при локальном охлаждении, нарушении изоляции и т. д.), что может вызвать температурную неравномерность по периметру и толщине труб, а следовательно, дополнительные напряжения. Кроме того, при останове оборудования часто возникает необходимость полного удаления рабочей среды из трубопроводов. В соответствии с установленными правилами горизонтальные участки трубопроводов следует прокладывать с уклоном не менее 0,002, а в нижних точках каждого отключаемого задвижками участка предусматривать дренаж (на трубопроводах с водой — системы опорожнения), Т. е. устанавливать сливной штуцер с арматурой. В ряде случаев Дренаж выполняют и йа гофрах компенсаторов.
В верхних точках трубопроводов предусматриваются также Штуцера с запорной арматурой (воздушники) для отвода воздуха Из них, например, при заполнении трубопровода рабочим телом.
Рис. 83. Клапаны: А — с сальниковой набивкой; б — с сильфонным уплотнением; в — с мембранным уплотнением |
На ТЭС часто возникает необходимость прогревать трубопроводы, особенно паропроводы, при отключении некоторого оборудования, например при пуске энергоблока (до включения турбины и др.). По трубопроводам приходится пропускать рабочее тело с постепенным повышением его параметров. Поэтому перед запорными органами устанавливают оборудование продувок, т. е. трубопроводы определенного (зависящего от расхода среды) сечения с запорной арматурой. Часто дренажные и продувочные устройства и воздушники соединяют в единую дренажно-про - дувочную систему.
Арматуру размещают на трубопроводах или сосудах для управления потоками рабочей среды путем изменения площадей проходных сечений с помощью перемещения (поворота) рабочего органа (затвора).
Рассмотрим устройство клапана (рис. 83). Он состоит из корпуса 1 с крышкой 4, рабочего органа — затвора (золотника) 3, перемещающегося при регулировании относительно неподвижно установленного (или выточенного) в корпусе седла 2. Между корпусом и крышкой помещают прокладки.
Золотник 3 приводится в движение через шпиндель (шток) 5 вручную (с помощью маховика 6) или электродвигателем через специальную систему перемещающихся (поворотных) шарнирно - соединенных тяг. С целью устранения протечек рабочей среды, возникающих в зоне прохода шпинделя через корпус, применяют^ устройство уплотнения (герметизации). Уплотнение выполняют с помощью сальниковой набивки 8 (рис. 83, а), установкой в сочленениях прохода шпинделя через корпус сильфонных коробок 10 (рис. 83, б) или расположением эластичных мембран 11 (рйс. 83, в) между золотником и седлом, отделяющих полость с рабочей средой от золотника со шпинделем.
Соединение арматуры с элементами трубопровода может осуществляться сваркой (приварная арматура), с помощью фланцев (фланцевая), муфт (внутренняя резьба в арматуре) или цапф (наружная резьба). На ТЭС устанавливают как правило, приварную арматуру, как более надежную.
По назначению различают арматуру: запорную, предназначенную для перекрытия потока среды; регулирующую, изменяющую расход среды; распределительно-смесительную, распределяющую среду по определенным направлениям или смешивающую потоки; предохранительную, предназначенную для защиты оборудования при отклонении параметров рабочего тела от допустимых пределов; обратную, автоматически предотвращающую обратное движение среды; фазораспределительную, обеспечивающую автоматическое разделение рабочего тела по фазовому состоянию.
По перемещению рабочего органа запорно-регулировочной арматуры относительно потока можно выделить задвижки (рис. 84, а), клапаны (см. рис. 83), краны (см. рис. 84, б) и затворы (рис. 84, в).
В задвижках затвор 1 совершает возвратно-поступательное движение перпендикулярно оси потока рабочей среды, в клапанах — соосно потоку. В кранах регулирующий орган 2 поворачивается вокруг своей оси, перпендикулярной оси потока. В затворах ось регулирующего органа не совпадает с осью потока.
Следует отметить, что задвижки по сравнению с клапанами имеют меньшее гидравлическое сопротивление. Их широко применяют в трубопроводах больших диаметров. К запорной регулирующей арматуре относят также конденсатоотводчики, регуляторы уровня и др.
Наиболее распространенным видом предохранительной арматуры являются импульсно-предохранительные устройства, состоящие (для Ру > 3,9 МПа) из главного предохранительного Клапана, вспомогательного импульсного устройства и электро - Контактного манометра; обратные клапаны и затворы.
О)
Рис. 84. Арматура
Проектирование трубопроводов начинают с разработки схемьГ
Их трассировки. Затем производят компоновку трубопроводов с тепломеханическим оборудованием: выбирают их диаметры на основе технико-экономических расчетов; разрабатывают схемы и способы компенсации тепловых удлинений, продувок и дренажей; проводят расчеты на самокомпенсацию трубопроводов, креплений, гидродинамические, прочностные, тепловой изоляции; выбирают арматуру. Расчет трубопроводов на прочность проводят согласно нормам расчета элементов котлов на прочность.
При выборе материалов и типоразмеров отдельных элементов трубопроводов, проведении расчетов, при трассировке трубопроводов руководствуются нормативными материалами: ГОСТами, отраслевыми стандартами (ОСТами), техническими условиями, руководящими техническими материалами (РТМ), а также данными справочно-методической литературы.
Выбор отдельных элементов трубопроводов осуществляют по условному проходу и давлению среды. Под условным проходом Dy понимают номинальный внутренний диаметр присоединяемого трубопровода (мм). Различают условное, рабочее и пробное давление. Под условным давлением ру принимается наибольшее избыточное давление среды при температуре 293 К, при котором допустима длительная работа элементов трубопровода с заданными, обоснованными расчетами, размерами и выбранными материалами (и их характеристиками прочности при 293 К).
Под рабочим давлением понимают наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим зксплу - 124
Л
Атации арматуры и деталей трубопроводов. Под пробным давлением Pup следует понимать избыточное давление, при котором должно проводиться гидравлическое испытание элементов трубопровода на прочность и герметичность при температуре 278— 343 К или другой, определенной нормативно-технической документацией.