САМОЛЕТНАЯ РЕТРАНСЛЯЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИГНАЛОВ
Профессор П. В. Шмаков более 20 лет назад предложил использовать для передачи телевидения на большие расстояния цепочку самолетов, т. е. построить самолетную радиорелейную линию. Он обосновал свое предложение, показав, что экономически выгодно, чтобы ежедневно по
4— 5 часов на высоте 3—5 километров, на расстоянии 400—500 километров друг от друга летали самолеты, оборудованные телевизионной и радиорелейной аппаратурой. Каждый последующий самолет должен находиться в пределах прямой видимости предыдущего. Тогда можно осуществить передачу телевизионных сигналов по такой цепочке самолетов на расстояние в несколько тысяч километров.
В дни VI Всемирного фестиваля в Москве десятки и сотни тысяч советских людей хотели хотя бы частично посмотреть этот красочный праздник молодежи. Какова же была радость телезрителей городов Смоленска, Киева, Минска, а также прилегающих к ним областей, когда дикторы местных телецентров объявили о трансляции фестивальной программы из Москвы. Это была первая опытная передача телевидения по самолетной радиорелейной линии. Из стен лабораторий и кабинетов эта система была перенесена в жизнь.
Вторично подобная ретрансляция была организована в день сорокалетия Великого Октября для передачи с Красной площади военного парада и демонстрации трудящихся.
Можно представить несколько схем осуществления самолетной ретрансляции. Например, можно передавать телевизионные сигналы от одного самолета к другому, далее к следующему и т. д. А можно сделать иначе: ретрансляционные станции установить последовательно на самолете и на земле, т. е. передавать сигналы не сразу с самолета на самолет, а через наземные ретрансляционные станции. Последние будут передавать принятые телевизионные сигналы на местные телецентры, которые как и при местных передачах будут обслуживать «своих» телезрителей. С другой стороны, можно использовать каждый самолет в качестве антенной «мачты» без опоры, имеющей высоту 3—5 километров. В этом случае один самолет может обслужить территорию примерно в 25 раз большую по площади, чем наземный телецентр. Однако самолетная аппаратура здесь несравненно сложнее, чем в предыдущем случае.
Простые подсчеты показывают, что для обслуживания телевизионным вещанием всей Европейской территории Советского Союза необходимо всего лишь 20 самолетов.
Какой же из этих вариантов лучше, выгоднее, надежнее? Какие волны — метровые, дециметровые или сантиметровые наиболее пригодны для ретрансляции по цепочке самолетов?
После многочисленных и кропотливых исследований для первых опытных передач было решено применить систему с промежуточными наземными станциями. В этом случае не только аппаратура на самолетах, но и на земле
Получается компактной, сравнительно простой и надежно действующей.
Передача сигналов по всей линии была осуществлена на той же волне, на которой работает Московский телевизионный центр. Была проведена большая работа по определению допустимых расстояний между самолетами и наземными ретрансляционными пунктами. Оказалось, что при мощности самолетного передатчика в 30— 40 ватт (мощность, потребляемая настольной лампой) надежный прием сигналов наземным ретрансляционным пунктом происходил на расстоянии 150—200 километров от самолета, а прием сигналов на самолете с земли — на расстоянии 200—260 километров, т. е. длина участка ретрансляции земля — самолет — земля составляла 400—■ 450 километров. Общая длина всей линии опытной передачи превышала 1100 километров.
Ретрансляционная телевизионная аппаратура была установлена на стандартном грузо-пассажирском самолете типа «ЛИ-2», имеющем скорость полета 180— 200 километров в час и высоту полета 3,5—4- километра (рис. 31). Каждый самолет летал вдоль трассы радиорелейной линии на участке в 40—50 километров. Долетев до койца участка, самолет разворачивался и брал курс в обратном направлении.
Передающая и приемная антенны были установлены на общей мачте, которая выдвигалась из корпуса самолета после его взлета. Обе антенны — направленные. Они имеют такой же примерно вид, как и коллективные телевизионные антенны (см. рис. 31), устанавливаемые в Москве на всех новых жилых зданиях. При разворотах самолетов, а также во время полета по прямой, благодаря довольно простой системе автоматики, антенная опора поворачивается вокруг своей оси так, что направление антенн остается неизменным. Определяет это направление авиационный прибор гирополукомпае, который сохраняет заданное ему направление при любых маневрах самолета. Таким образом ориентировка антенн осуществляется не по изменению сигнала, как это делается в радиолокации, а по заданному направлению.
Между прочим, одной из основных причин отказа от «чистой» самолетной ретрансляции (без наземных пунктов) была сложность систем автоматического управления антеннами.
В комплект самолетной аппаратуры, как и в случае обычной радиорелейной станции, входят приемник для приема и усиления и лередатчик для дальнейшей передачи сигналов одного направления.
Таким образом, в настоящее время не только теоретические расчеты, но и опыт говорят о том, что по самолетной радиорелейной линии можно ежедневно в течение нескольких часов непрерывно вести передачу актуальных телевизионных программ. Понятно, что самолетная радиорелейная линия не может заменить наземную, однако может дополнить ее и даже быть резервной.
Существенными преимуществами самолетной радиорелейной линии является возможность «установки» и «разборки» ее в короткие сроки. Последнее позволяет быстро «установить» и включить в работу самолетную радиорелейную линию в тех направлениях, где стационарная радиорелейная линия была бы не выгодна из-за слабой и нерегулярной загрузки.
В настоящее время ведутся большие работы по использованию дециметровых и сантиметровых волн для ретрансляции как телевизионных, так и других сигналов по самолетной радиорелейной линии.
С каждым годом расширяется область применения радиорелейных линий в промышленности и других областях народного хозяйства.
Например, в Соединенных Штатах Америки радиорелейные линии применяются не только в энергосистемах, но и для обслуживания нефте - и газопроводов, железных и шоссейных дорог, в пожарной и полицейской службе.
Сообщалось об использовании радиорелейной линии для наблюдения за уровнем снежного покрова в горах, что может быть полезно при определении запасов гидро* энергоресурсов на горных реках или для предсказания наводнений. В ряде мест, где ожидается появление большого количества снега, почва посыпается радиоактивными веществами. По мере увеличения снежного покрова уменьшается величина радиоизлучения, которое определяется с помощью счетчиков элементарных частиц. Эти данные измерений передаются по радиорелейной линии в соответствующие учреждения.
На железнодорожном транспорте радиорелейные линии используются для диспетчерской связи и для передачи сигналов управления, например, стрелками. Первой такой служебной радиорелейной линией в нашей стране является линия Москва — Рязань. (Кроме того, по ней по отдельному высокочастотному стволу в Рязань подается телевизионная программа.) Оконечный пункт линии расположен в одном из высотных зданий в Москве.
Для промышленных радиорелейных линий наиболее характерными чертами являются малоканальность (5— 24 телефонных канала), но зато повышенная надежность работы, а также гибкость, заключавшаяся в возможности быстрого добавления и выделения части каналов, быстрой установки и пуска в эксплуатацию. В таких линиях широко применяются плоские отражатели.
На примере использования радиорелейных линий в энергосистемах мы видели, что наиболее выгодное применение в качестве каналов связи, телеконтроля и телеуправления о-ни находят на протяженных промышленных объектах, представляющих собой единую систему предприятий, разбросанных на большом расстоянии друг от друга.
К предприятиям такого типа относятся, в частности, нефтепроводы и газопроводы, имеющие протяженность до тысячи и более километров. На таких трубопроводах многочисленные насосные и аварийно-ремонтные станции, а также другие объекты должны работать согласованно. Понятна поэтому необходимость использования в подобных системах надежной многоканальной связи.
Газопровод Ставрополь — Москва является первым в нашей стране магистральным трубопроводом, где для такой связи используется радиорелейная линия.
По первоначальному проекту предполагалось построить воздушную проводную линию. Однако ненадежность связи по ней заставила пересмотреть решение и перейти на радиорелейную линию. Трасса радиорелейной линии (рис. 32) проходит от станции Аксайская под Ростовом до Серпухова. Отсюда сигналы могут быть переданы по кабелю на центральный диспетчерский пункт в Москве.
На линии общей протяженностью свыше тысячи километров находится 25 ретрансляционных станций. Из них две оконечных и семь главных промежуточных. Последние расположены возле компрессорных станций и аварийно-ремонтных пунктов газопровода.
Кроме административно-хозяйственной и диспетчерской связи с любым пунктом газопровода, по радиорелейной линии передаются сигналы телеуправления и телеконтроля. Так, диспетчер в Москве видит, какое давление газа в том или ином месте газопровода, как работают те или иные компрессорные станции, в каком положении находятся задвижки на трубах. Это примеры телеконтроля. С другой стороны, диспетчер в Москве может включить или выключить установку, расположенную в сотнях километров от столицы. Соответствующий сигнал пойдет по радиорелейной линии, приведет в действие систему включения, после срабатывания которой снова по радиорелейной линии вернется в Москву другой сигнал, подтверждающий, что приказ выполнен. Так работает система телеуправления.
На линии установлена отечественная аппаратура «Стрела-М» на 24 телефонных канала. Для повышения надежности работы на каждой станции имеется автоматически включаемая резервная аппаратура.
Радиорелейная линия не только обслуживает газовую магистраль, но и «пользуется» ею. Там, где нет электри -
Ческой сети для питания промежуточных станций, установлены небольшие электростанции с газовыми двигателями. Таких станций на линии двенадцать из 25.
Двадцати четырех каналов на линии оказалось достаточно не только для обслуживания газопровода Ставро -
Моси^а |
Поль — Москва, но и для связей с Москвой ответвлений от основной магистрали. Кроме того, к радиорелейной линии подключены проводные каналы, обслуживающие участок газопровода Ставрополь — Аксайская.
Такое большое количество связей удалось довольно свободно разместить в 24 телефонных каналах потомгу,
Что каждый телефонный канал может быть уплотнен 16 телеграфными каналами. А по каждому телеграфному каналу может быть передано до десяти независимых команд управления или 10 данных телеизмерений.
В заключение, чтобы показать, насколько радиорелейные линии могут быть гибкими, насколько быстро они могут быть сооружены и, если это нужно, разобраны, рассмотрим коротко радиорелейные линии, служащие для пёредачи телевизионных сигналов на телецентр при - организации внестудийных передач, например, со стадионов, парков или концертных залов.
До последнего времени такие радиорелейные линии имели один участок ретрансляции: передатчик был вне студии, а приемник располагался на антенной башне телецентра. Сигналы изображения передавались по радиорелейной линии, а звуковое сопровождение по городским телефонным сетям. Дальность действия такой радиорелейной линии 15—40 километров.
Однако радиус действия может быть значительно увеличен в случае использования передвижных промежуточных станций. Их аппаратура вполне размещается в автомобиле. Антенны поднимаются на верх раздвижных мачт, внешне похожих на пожарные лестницы. Такая временная радиорелейная линия может быть «установлена» в течение нескольких часов и по ней можно передавать сигналы на телецентр на расстояние 200—300 километров, если на линии будет несколько ретрансляционных пунктов, расположенных через 30—40 километров друг от друга. При этом и звуковое сопровождение должно передаваться по той же линии.