Сплин — мираж (2012) < группа резвого реагирования
В 2004 году «Черновики» Александра Васильева вышыбли землю
из-под ног у многих фанатов группы Сплин. Тут фаворит коллектива показал себя
быстрее как поэт: непростой, насыщенный метафорами и олицетворениями поэтический
язык оттенялся на диске минималистичным звуковым рядом, подчёркивающим
главенство содержания над формой.
Но Сигнал из космоса, а позже и Мираж – это совсем
другая группа, совсем другой жанр. Если 1-ая пластинка была довольно
темна и агрессивна, то 2-ая лишилась и этого. Вроде бы утомившись от сильных
эмоций, Васильев концентрирует своё внимание на болезненной меланхолии, и,
невзирая на некие оптимистические композиции, отрисовывают довольно необычную
картину мира. Если на Сигнале главным мотивом стало одиночество, то Обман
зрения – песни погибели и безнадёжности.
Так «Чёрная Волга» падает в море и утопает, никем не
увиденная и никем не остановленная. Краса песни делает её ещё сильнее:
Васильев нашёл безупречную голосовую мелодию, которая принуждает дыхание
слушателя вероломно замирать, а волосы по всему телу – вставать стоймя.
Волны сомкнулись.
Чайки, немного покружив, успокоились живо.
Никто из людей не увидел, как пропала машина
С городских улиц.
Идеальнее всего атмосферу
пластинки передаёт песня «В мире иллюзий», а поточнее её строчка «Скоро и мы
потеряем друг дружку в этом мире иллюзий». Да-да, альбом конкретно об этом – о потерях,
которые не заметны никому, не считая нас самих, но которые могут стать фатальными. И
непопросту под номером 6 мы лицезреем старенькую добрую «Петербургскую женитьбу» 1-го
из известнейших поэтов российского рока Александра Башлачёва. К слову, это очень
увлекательный выбор: песня никогда не была ни самой сильной, ни самой образной, но
в ней есть всё – и глубина, и сила, и исконная людская слабость. Башлачёв
был гением исходя из убеждений таких внезапных сочетаний.
Самая
сумрачная и, не побоюсь этого слова, суицидальная композиция пластинки – «Ужасная
потаенна» - повествует о том, к чему утраты могут приводить. Самый ужасный неприятель
человека – пустота, и этот гимн пустоте звучит как откровение. «Сложить стихи в
последний раз» - это для большинства из нас как перед гибелью заказать пиццу и
нацепить дурацкую рубаху в горошек. Глупо, но символично. Без этого
никак.
Руки согреть
И дверь закрыв на два замка
Длительно глядеть
В окно, считая облака
Сложить стихи
В последний раз
Позже открыть
На кухне газ
Есть в
альбоме и такая песня, как «Чудак» - уникальный авторский взор на Христа,
который нёс людям известную формулу LoveandPeace, а получил заместо благодарности только
гвозди в руки. Есть композиции «Летела жизнь» и «Фибоначчи», которые поражают
несколько необычным слогом. Но все песни объединены одним: сейчас трудно
сказать, что все-таки главенствует – форма либо содержание. Просто поэтому, что глас
здесь неотделим от музыки, звуковые эффекты, шумы, внезапные музыкальные изломы
не просто делают атмосферу, да и договаривают за создателем то, что он сказать не
отважился.
Камень дремлет. Камень просто дремлет.
Камень дремлет и ждёт.
Дождик придёт. Этот дождик придёт.
Камень оживёт.
Пластинка
стала очередной вехой в истории Сплина. Кто знает, чем изумит нас Васильев в
последующий раз? В любом случае, за 20 лет существования, группа изменялась
неоднократно и наверное обменяется ещё не раз. А мы от этого только выигрываем,
так что ждём новейшую работу.