типоведение
Часть I. Введение в типоведение
1. Люди — это важно
«Вы не против того, чтобы сделать это по-нашему?»
Все мы руководствуемся благими намерениями. Практически каждый из нас с готовностью признает, как это важно — быть открытым, принимать других такими, какие они есть, и как важно в нашей стремительно меняющейся жизни идти в ногу со временем. Если бы мы спросили вас: «Будете ли вы вести себя с нами открыто?» или «Вы не против того, чтобы сделать это по-нашему?», вы, вероятно, ответили бы: «Конечно!» — и скорее всего не покривили бы при этом душой.
Однако всем нам хорошо известно, что не все в жизни так просто.
Мириться с различиями окружающих — это трудная задача даже для самых открытых людей. Одно из проявлений нашего отношения к индивидуальным особенностям других людей (будь то их речь, внешность, взгляды или что-то еще) часто выражается в обидных прозвищах и характеристиках: «Он такой безотказный бесхребетник», «У нее прямо язык без костей» или «Он такой тощий — настоящая жердь». И так далее, и тому подобное. Наклеивание ярлыков — очень удобный способ классификации и обозначения личных свойств, и мы делаем это легко и естественно.
И нигде это не оказывает большего воздействия, чем в рабочей обстановке. Наши сослуживцы, начальники, подчиненные и клиенты дают нам богатейший материал для обидных прозвищ, независимо от того, говорим мы об этом вслух или нет. Вот ваш коллега, работающий по соседству и имеющий привычку влетать в ваш офис, едва у него появится какая-то мысль, причем ему все равно, как вы относитесь к таким вторжениям, — болтун, да и только. А один из клиентов, который неизменно дважды перечитает каждое слово в договоре — чем не придира! Вот служащий, который всегда настаивает на том, чтобы делать все по-своему — он совершенно твердолобый. А ваш начальник, который ни за что не похвалит вас, невзирая на то, сколько труда вы вложили в дело, может быть справедливо назван бездушным болваном. А сколько еще прозвищ придет вам в голову до обеденного перерыва!
Все дело в том, что каждый из нас руководствуется своим стилем поведения, своими личными предпочтениями, а также своими методами решения жизненных проблем. Когда кто-то из нас собирается с мыслями, другой может счесть это за нерешительность. Вы любите думать вслух, а кто-то усмотрит в этом лишь докучливую помеху. А в чужом стремлении идти в ногу с переменами кто-то может увидеть собственную тенденцию торопить события. Подобные различия в стиле поведения могут привести к взаимному непониманию, стать помехой в общении и породить взаимные обиды. А между тем оказываются уязвленными чьи-то чувства, рушится налаженное взаимодействие и пышным цветом расцветают недуги, нарушающие организацию труда, — начиная от прогулов и кончая алкоголизмом. И если предоставить события самим себе, то за этим неизбежно последует падение производительности труда и снижение доходов, не говоря уже о падении морального духа.
В деловой обстановке наши благие намерения проходят дальнейшую проверку — постоянно растущим разнообразием в занятиях и профессиях. Практически все истины о культурных и полоролевых особенностях человека сейчас оспариваются. В наши дни редко встретишь случай, когда кто-нибудь остается на работе в компании дольше, чем на несколько лет; от нас чуть ли не ожидается постоянно менять в течение жизни места работы и даже профессии. Судя по всему, все, что связано с работой, пребывает в постоянном движении: технологии, язык, профессиональные обязанности, деловая этика, а подчас и личность самих работников. Независимо от того, какое положение вы занимаете в организации — высокое, низкое или среднее, требований к вам предъявляется все больше, темпы перемен возрастают, а «будущее» становится ближе, чем когда бы то ни было.
Способность некоторых компаний выживать и даже процветать в такой суматохе напрямую обусловлена степенью эффективности общения между персоналом и его руководством. Мы имеем в виду вовсе не открытый и честный обмен мнениями и не возможность завязать теплую дружбу с начальником, коллегой или подчиненным. Мы говорим о том, чтобы заставить многочисленные индивидуальные различия между людьми приносить пользу, а не превращать их в препятствие. Мы говорим о том, чтобы заставить наши благие намерения действовать ко всеобщей пользе.
Мы говорим о типоведении.
Типоведение — это конструктивный ответ на неизбежную склонность «наклеивать ярлыки». Эта склонность совершенно естественна: с ее помощью мы отличаем одного человека от другого. Типоведение основывается на той идее, что если уж мы приклеиваем друг другу ярлыки, то можем с таким же успехом делать это более умело, объективно и конструктивно. Это стройная, проверенная наукой система, которую уже больше сорока лет используют как отдельные лица, так и организации, желающие сделать процесс общения более эффективным. Типоведение можно использовать в компании любого масштаба и применять для решения широкого спектра организационных задач, от найма и увольнения сотрудников до маркетинга и продаж. Если освоить эту систему хотя бы немного, она будет помогать работникам работать, руководителям — руководить, а продавцам — продавать. И что самое интересное, типоведение может быть увлекательным.
Чем больше вы будете узнавать о типоведении, тем больше будете убеждаться в том, что его потенциал ни в коей мере не ограничивается вашими профессиональными задачами. Оно может быть столь же разнообразным и приносить вам столько же пользы, как и люди, с которыми вы ежедневно встречаетесь: друзья, любимые, супруги, родители, дети и соседи, а также совершенно незнакомые люди. Консультируя и обучая своих клиентов и проводя семинары, мы помогли множеству людей ускорить свой карьерный рост, уладить старые раздоры с родителями (или детьми), навести порядок в своих финансовых делах и даже управлять своим питанием. Мы находим применение типоведению во всех областях жизни, применяя его в общении с друзьями, коллегами, детьми и домашними животными, и даже использовали его для организации нашей свадьбы.
Конечно, вам необязательно прибегать к типоведению на каждом шагу, однако есть все основания утверждать, что чем чаще вы станете пользоваться им, тем больше способов применения типоведения будете для себя находить. Оказывается, у некоторых людей даже развивается мягкая зависимость от этого занятия, хотя это не та зависимость, из-за которой следует волноваться. Одним из самых замечательных преимуществ типоведения, как мы усвоили за годы своей работы, заключается в том, что оно являет собой психологическую систему, свободную от критических положений, способ объяснять скорее «нормальное» поведение, чем отклонения от нормы. Ни «хороших», ни «плохих» типов в типоведении нет: есть лишь индивидуальные различия. В типоведении эти различия высоко ценятся и используются в конструктивном ключе, а никак не для того, чтобы сеять разногласия. Благодаря типоведению у нас появилась возможность объективно оценивать те поступки, которые мы в противном случае стали бы рассматривать с пристрастных, личных позиций. Например, если прибегнуть к типоведению, то чья-нибудь привычка постоянно опаздывать на собрания или свидания будет восприниматься скорее как характеристика его типа личности, а не как дурное личное качество или стремление уязвить окружающих. А на человека, которому от природы не свойственно следовать правилам и инструкциям, можно посмотреть и под другим, более позитивным углом зрения. Проще говоря, типоведение превращает наклеивание ярлыков из негативной, обидной процедуры, которая в основном отталкивает людей друг от друга, в позитивное, полезное средство, способствующее установлению атмосферы гармонии и сотрудничества в профессиональной и личной жизни.
Краткий обзор теории психологических типов
Типоведение насчитывает более шестидесяти лет развития; начало ему было положено, когда швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предположил, что человеческое поведение не определяется случайными факторами, а вполне предсказуемо и значит, его можно классифицировать. На начальном этапе это повлекло за собой его расхождение с коллегами, поскольку Юнг предположил, что выявленные им типологические категории, для которых он ввел в обиход несколько новых терминов, основывались отнюдь не на психических расстройствах, аномалиях или гипертрофированных побуждениях. Напротив, полагал Юнг, различия в поведении, столь очевидные для наблюдателя, являются результатом предпочтений, связанных с основными функциями личности человека, которые он выполняет на протяжении своей жизни. Эти предпочтения развиваются на самой заре жизни и формируют основу человеческой личности. Именно они, по убеждению Юнга, определяют наши симпатии и антипатии в общении, а также задачи и события всей нашей жизни. (Книга Юнга «Психологические типы», вышедшая в 1923 году, блестяще отражает его классификацию типов. Однако непосвященному читателю эта книга едва ли будет близка, если только он не является серьезным любителем психологии.)
К счастью для этой книги Юнга, две женщины (ни одна из которых не была психологом) очень заинтересовались классификацией доступного для наблюдения человеческого поведения. Одна из них, Кэтрин Бриггс, еще на рубеже двадцатого века независимо от Юнга приступила к классифицированию людей по стилю их жизни. Проще говоря, она пришла к заключению о том, что разные люди подходят к жизни по-разному. Когда в 1923 году работа Юнга была издана на английском языке, Бриггс отложила собственные исследования в сторону и стала всесторонне изучать теорию Карла Юнга. Вместе со своей дочерью, исключительно одаренной Изабель Бриггс-Майерс, она в 1930-х годах исследовала и развивала способы измерения индивидуальных различий. Работу этих женщин подстегнула Вторая мировая война, заставившая многих людей выполнять работу, не соответствующую их способностям; они приступили к созданию психологического инструмента, который в академически строгих и достоверных терминах объяснял бы индивидуальные различия на основе теории Юнга об индивидуальных предпочтениях. Так на свет появился Индикатор типов Майерс-Бриггс. В его основу была положена следующая идея: эту систему типов можно применять для выявления индивидуальных различий, а затем использовать их конструктивно и с пользой для людей. В 1980-х годах теория Юнга обрела всевозрастающую популярность преимущественно благодаря эпохальным достижениям Бриггс и Майерс.
Сегодня Индикатор типов Майерс-Бриггс относится к числу самых распространенных средств практической психологии. По данным организации, владеющей правами на его издание, в 1990 году его использовали более двух миллионов человек. Этот психологический тест был переведен на японский, испанский, французский, немецкий и многие другие языки.