ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЮМОРА И САТИРЫ
Итак, если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а Вы смотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек. Ф. М.Достоевский.
Первобытный человек был членом общества, в котором жил. В одиночку справиться с жизненными трудностями, с добыванием пищи, с защитой от диких животных, от катаклизмов природы он не мог. Живя среди людей, человек должен был соблюдать определенные нормы общежития. И одним из основных методов, позволяющих этого добиться было осмеяние. Шутка и насмешка оказывали на наших предков неменьшее влияние, чем в наши дни конституция и закон.
Надо полагать, что в дальнейшем при наличии атомных и водородных бомб, напалма, атомных подводных лодок и авианосцев, мощнейших средств доставки различных видов вооружения люди будут много осторожнее, чем сейчас идти на глобальные конфликты. В далеком светлом будущем, когда исчезнут армия, милиция, сами государства, все большую роль в воспитании людей, в организации их быта, жизни, труда опять будут играть юмор и сатира.
Публичная насмешка над неуважением к соплеменникам, над различными проступками, над половой распущенностью и сейчас у первобытных народов, населяющих острова юго-восточной Азии, у некоторых племен индейцев Северной Америки, у других народов, отставших в своем развитии от достижений цивилизации оказывает такое воздействие на туземцев, что объект насмешки нередко кончает жизнь самоубийством. В племени Ашанти (Западная Африка) самоубийство рассматривается как тяжкий грех. Однако в двух случаях оно разрешено. Общественное мнение оправдывает самоубийство, причиной которого является боязнь попасть в плен во время войны и стремление избежать осмеяние у.
У ряда народов, оставшихся на первобытной стадии существования, сохранился любопытный обычай. Во время специального мероприятия, праздником его трудно назвать, можно высмеивать кого угодно, включая вождя и жреца племени. Поддерживают этот обычай сами первые люди племени. Они очень разумно, психологически обосновано, считают, что с одной стороны, словесные ристалища предотвращают драки, кровопролитие, с другой стороны, стихийно освобождают от зависти, ненависти, антипатии к сильным мира сего. А последствие, кроме всего прочего, узнают, кто негативно к ним относится и делают соответствующие выводы. Некоторым современным руководителям неплохо было бы поучиться такому поведению у наших далеких предков. Это бы было очень полезным. Ведь стыд, как результат публичного осмеяния вызывает желание изменить свое поведение, избавиться от недостатков, завоевать искреннее уважение.
На рубеже нашей эры римлянин Овидий много говорил об огромной роли юмора вообще, а для женщин, особенно хорошеньких, в частности. «Трудно верить, между тем женщины берут уроки даже смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа — чуть-чуть приоткрывать низ верхних зубов. Смех должен быть, если можно так выразиться, легким и чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь,
___ Т Г и и
Трясутся, можно думать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова»
А некоторые мысли Овидия могли бы взять и в наши дни некоторые представительницы прекрасного пола. Например: «Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хотя бы без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на нескольких птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ — быть может из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвятить заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить» 2/.
1/ Овидий Назон. Из кн. Великие мысли великих людей. Т.1 —М., 1998.— С.350.
2/ там же.
Очень большое внимание юмору уделил в своих трудах Цицерон. Юмор, как он справедливо отмечал, рождается из многих знаний и стараний. Подлинный юмор всегда проникнут тонким изяществом и благовоспитанностью. Цицерон тонко подметил, что пресыщение юмором не может доставить удовольствия. Оно раздражает нас завитушками и прикрасами, вызывает чрезмерное возбуждение, которое неестественно и бездумно.
Цицерон очень верно замечает, что возбуждать смех особенно важно оратору и не только потому, что сама веселость, вызванная оратором среди слушателей, делает их доброжелательными к нему, не только потому, что все удивляются остроте заключенной часто в одном слове, особенно, когда оно сказано при возражении или нападении. Но это необходимо и потому, что, возбуждая смех оратор или разбивает, или запутывает, или унижает, или устрашает, или усмиряет противника. Но особенно важно остроумие для оратора потому, что оно смягчает и ослабляет суровость и строгость, и оратор шуткой и смехом часто разрушает тягостные обвинения, которые нелегко разрушаются доказательствами.
Против грубости в речи руководителя резко выступал римский историк I в. н. э. П. Тацит. Он справедливо утверждал, что не должно быть в речи руководителя ни одного слова, зараженного как бы ржавчиною, ни одного смысла, устроенного тяжело и не плавно по примеру наших летописцев, да избегает руководитель отвратительных и низких шуток, да вводит в шутливый разговор свое разнообразие, и да не оканчивает всех смыслов одним и тем же образом.
Уже в первобытном обществе смех использовался как действенное развлекательное и терапевтическое средство. А в наши дни смех взят на вооружение многими терапевтами. Например, знаменитым Милтоном Эриксоном, который действенным инструментом лечения больных считает метафоры, пародии, веселые игры с языковой тканью, анекдоты. Многочисленные последователи Эриксона при лечении своих пациентов используют веселые терапевтические истории, разработанные Эриксоном, учитывая при этом индивидуальность больных.
Даже мрачное средневековье не смогло, хотя делались массовые попытки церковников, уничтожить юмор, высмеивающий руководителей и духовенство, изжить сатиру. Достаточно вспомнить С. Сервантеса, сумевшего написать выдающееся сатирическое произведение эпохи Возрождения в тюрьме. Однако серьезные исследования комического начались значительно раньше. Еще Цицерон, в написанном им руководстве для ораторов, разделил остроумие на два вида: 1. Смешное, проистекающее из самого содержания предмета и 2. Смешное, как результат двусмысленности. Это может быть неожиданное умозаключение, оригинальное истолкование фактов, позиций, собственных имен; аллегории, метафоры и т. п.
Позднее Ж.—Ж..Руссо, М. Монтень и другие известные философы отделили смешное от остроумного. Они остро высмеивали человеческие пороки: глупость, трусость, ханжество, прелюбодеяние. Из их работ вытекают глубокие мысли о корнях и роли в жизни человека юмора и сатиры. Серьезнейшие выводы этих авторов о смехе, оптимизме, бодрости духа человека и сегодня актуальны, остроумны и нередко заставляют задуматься. Например, фразы: «Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости» (Руссо), «Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-нибудь был дурак» (Руссо), «Страх, то придает крылья ногам, то приковывает их к земле» (М. Монтень), «Трусость — мать жестокости» (М. Монтень).
Эти фразы — показатель высокого умственного развития человека, результат активного мыслительного процесса.
Любопытны философские взгляды на комическое И. Канта. «Смех есть аффект
1/ тт
От внезапного превращения напряженного ожидания в ничто» . Но с этой формулой философа согласиться нельзя. Далеко не всегда напряженное ожидание при юморе превращается в «ничто», да нередко и самого напряжения при юморе не наблюдается.
Продолжая работу Канта Г. Спенсер считал, что смех возникает, когда сознание неожиданно переключается «от великого к малому». Частично с позицией Спенсера можно согласиться. Действительно смех позволяет избавиться от избытка нервной энергии. Но эта концепция слишком обща. Она далеко не исчерпывает значение юмора в жизни человека. Тем не менее работы Канта и Спенсера явились мощным толчком для дальнейших исследований комического. И прежде всего они оказали серьезное влияние на исследования немецкого же психолога Т. Липпса. Он не согласен, что сущность комического в переходе от великого к малому. С точки зрения Липпса смех возникает, когда в результате подмены одной ценности другой необычной появляется удивление и возникает интерес. Соответствующее данным обстоятельствам и потому интересующее нас, по Липпсу, подменяется чем-то не соответствующим данным обстоятельствам и потому удивляющим, а то и ошеломляющим нас 2/. Теория Липпса также одностороння. Она не замечает, в частности, комического в человеке. Ведь как часто наш знакомый комик вызывает гомерический хохот, хотя не говорит ничего неожиданного, не соответствующего данным обстоятельствам.
1/ Кант И. Соч. Т. У. — М., 1966. — С.352.
2/ Lipps T. Komik, Hamburg und Zeipzig. 1898.
Основой всех форм комического датский психолог Г. Гефдинг считал контраст. Он писал, что смешное предполагает будто мы на минуту позволяем себя одурачить, озадачить, поставить в тупик или поддаемся ожиданию, а все вдруг заканчивается ничем. Теория Гефдинга также обща. Она не дает анализа структуры комического. Она анализирует только сознание объекта комического 1/.
Несколько необычной была позиция французских психологов, которые считали, что истинный смех — прерогатива клоуна или артиста, т. е. комическое — это сознательное, заранее подготовленное слово или действие. Комическое, в отличие от смешного вызывает не естественное, а искусственное поведение человека. Справедливо возражает против этой точки зрения В. Г. Белинский: «Нет, господа! Элементы комического скрываются в действительности так, как она есть, а не в карикатурах, не в преувеличениях» 2/.
Большое внимание комическому уделяли русские революционные демократы. Они считали юмор не самоцелью, а средством воздействия на личность, не имеющее ничего общего с развязным зубоскальством. Применяя юмор, необходимо соблюдать такт, большой, подлинно художественный вкус. «Когда смех, игривость и юмор служат средством, — очень метко заметил Д. И. Писарев, — тогда все обстоит благополучно. Когда они становятся целью — тогда начинается умственное распутство. Для художника, для ученого, для публициста, для фельетониста, для кого угодно, для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего» 3/.
1/ Гефдинг Г. Очерки психологии. —М., 1892.
2/ цит. По Борев Ю. Б. Комическое. —М., 1970.—С.12.
3/Писарев Д. И. Соч. в 4-х т. Т.3—С.133.
О социальной направленности комического неоднократно писал и говорил А. В. Луначарский 4/. И хотя комическими могут быть и явления, не имеющие общественной значимости, в главном Луначарский прав — комическое ценно, когда оно избавляет общество от недостатков, способствует счастью и прогрессу, цивилизации. Основа, исходная точка в определении комического, по Луначарскому, — отклонение от нормы. Но отклонение от нормы не всегда дает комический эффект. Последний имеет место тогда, когда недоумение, страх, досада, отвращение, негодование задерживается, а потом неожиданно разрешается.
4/ Луначарский А. В. Будем смеяться. Театр и революция. —М., 1924.
Столкновением с неожиданным сочетанием внешних раздражителей организм начинает подготовку к интенсивной работе и мобилизует энергию. Когда же выясняется, что причина, вызвавшая волнение незначительна и неопасна, накопленная энергия высвобождается, что вызывает смех и доставляет людям удовольствие. Однако надо заметить, что не всегда в процессе познания комическое будет отличаться от повседневной жизни, от того, что мы поняли, к чему привыкли.
Особенно эффективно актуальнейшая проблема смеха разрабатывается в последние годы. Типична для Западной психологии модель М. Ротбарт, связывающая возникающий смех с безопасностью смеющегося объекта 1/. По этой модели смех экспрессивное следствие возбуждения происходящего от неожиданной, интенсивной стимуляции. Если юмористическое воздействие расценивается как неопасное, улыбка и смех возникают непроизвольно, то смех, по справедливому утверждению Ротбарт, активизирует человека, интенсифицирует его деятельность.
Убедительная серия исследований юмора была проведена Левайном и его сотрудниками. Этот автор выделил три теоретические модели исследования юмора: перцептивно-когнитивную, психоаналитическую и напряжения 2/. В развитии познания была установлена большая, ничем не заменяемая роль перцептивно-когнитивной функции радости и смеха. Интересно и имеет большую практическую значимость открытие этого автора о том, что восприятие юмора кардинально меняется с возрастом. Зрелого человека рассмешить много труднее. Он более критично относится к услышанному, менее эмоционален.
Острым оружием назвал смех польский автор Б. Дземидок 3/. Его работа имеет большую практическую значимость. Он классифицировал теории комического. Тщательно разработал теории деградации, контраста, отклонения от нормы и др. Этот труд позволяет успешно овладевать юмором и облегчает использование его в практических ситуациях. Дземидок детально разработал формы и приемы комического, очень верно назвал комическое «источником психической гигиены». И в то же время отдал должное сатире, считая ее «воинствующим искусством».
1/ Rothbart M. Langhter in goung children. — Psychological Bylletin. 1973. 2/ Lewine J. Reshonses to humor. — Scientific American, 1956. 3/ Дземидок Б. О комическом. —М., 1974.
Дальнейшая разработка теории комического принадлежит Г. Поспелову, который в основе юмора видит мотив видимостей. «Когда люди, обладающие
Властью, значительностью, претендующие на уважение, внутренне оказываются несостоятельными, пустыми, бессодержательными, они вызывают насмешку 1/. Ну как не вспомнить здесь несколько строф, посвященных нашему незабвенному лидеру, руководителю в недавнем прошлом партии и государства: Брови пышные, густые Речи длинные, пустые Он и маршал и Герой И писатель молодой
Угадай-ка, кто такой? А за правильный ответ Ты получишь. Десять лет.
2/
Расширяет формулировку комического В. В. Ермилов. Он объясняет юмор противоречием между претензией на значительность и мелочью, ничтожностью. Но смешным может быть и обратное, когда под обыденной, незначительной оболочкой кроется что-то содержательное и ценное. В комедии Л. Морстина «Защита Ксантиппы» таким является образ Сократа. Здесь за внешностью маленького, толстенького, лопоухого, курносого, плохо одетого старика скрывается великая, мудрая личность с благородным характером.
Высоко подняли роль комического советские писатели И. Ильф и Е. Петров, Ф. Искандер, Р. Гамзатов и многие другие.
Искандер серьезный, вдумчивый писатель, обладающий искроментным юмором. Он, в частности, справедливо утверждает, что мы много лет жили по законам выдуманной психологии человека. Там, где утверждается, что истинность и нравственность носят классовый характер, разрушается всякое представление об истинности и нравственности.
1/ Поспелов Г. Н. Теория литературы. —М., 1940.
2/ Ермилов В. В. О некоторых сторонах сатирической поэтики Гоголя. Вопросы литературы. 1959, № .
Бичуя национализм, для которого все свое хорошо, а все чужое плохо, Искандер рассказывает о беседе двух рыбаков-ненцев. Один из них, попыхивая трубкой говорит: «Я слыхал, что есть такой народ — ненцы. Они никогда не пробовали свежей тюленины. — Бедные ненцы, — говорит второй, — одновременно желея ненцев и чувствуя свое гастрономическое превосходство над ними.
Язвительно высмеивая националиста, писатель говорит, что это прирожденный человеконенавистник и честолюбец, который отдав ненависти все свои силы и душевную энергию, мечтает о славе, как о справедливом вознаграждении.
Без улыбки невозможно читать остросатирические книги Искандера. Например: «Созвездие козлотура». Высмеивая глупость подхалимов-газетчиков, местных руководителей автор издевается над распространенными в советское время «компаниями», используя для этого блещущий остроумием безупречный литературный язык. Смеясь над «подставками» он пишет: «Песню исполнял хор самодеятельности табачной фабрики, состоящий из слегка загримированных работников местной филармонии». Высмеивая шаблонную, часто лишенную смысла официальную пропаганду, писатель говорил, что ему надоели «задумки» вместо замыслов, «живинки» вместо живости, «веселинки» вместо веселья и даже «глубинки» вместо глубины.
Читая Искандера понимаешь, что действительно от смешного до серьезного один шаг. Писатель не обходит очень серьезные проблемы. Он не боится сказать, что достопамятные сталинские времена многие жили по принципу «тебя взяли», а я пойду пить чай. И чай становился вроде слаще. От того, что взяли другого. Словно сахар арестованного досыпали в твой стакан. И далее Искандер пишет о том, что народ не мог говорить открыто, но часто считал себя умнее начальства и в результате интеллигенция научила простых людей рассказывать политические анекдоты, а простые люди научили интеллигенцию пить не закусывая.
А как искрятся добрым, но разящим оппонентов юмором проза («Мой Дагестан») и стихи Расула Гамзатова. Подшучивая над чересчур опасливыми и придирчивыми редакторами, он пишет жене:
В журнале о тебе стихи не приняли опять.
Сказал редактор, что народ не станет их читать,
Но между прочим тех стихов не возвратили мне.
Сказал редактор, что возьмет их почитать жене.
***
Но пусть стихи плохие самые
Вся жизнь моя в стихах моих.
Зачем же вы, редактора мои,
Пытаетесь улучшить их?
С моими отпрысками справиться
Чужим отцам не по плечу,
Скажите, что вам в них не нравится,
Им сам я уши накручу.
В ряде интересных и глубоких работ проблемой смешного и веселого занимался Д. С. Лихачев. Например, в книге «Письма о добром и прекрасном» (М., 1989 г.) Лихачев призывает читателей всегда быть веселыми, но не смешными. Не быть смешным — это и умение себя вести и, главное, признак ума. Тот, кто все время острит, не только утомляет окружающих, он становится шутом, теряет уважение и авторитет. В разговоре с другими, призывает Лихачев, надо уметь слушать, уметь помолчать, уметь иногда к месту пошутить. Юмор не должен быть навязчивым. Бойтесь быть смешным, старайтесь быть скромным и тихим, приветливым и веселым — это искусство, которое помогает жить в обществе и нормально функционирует самому обществу.
Об интересном исследовании комического рассказывают авторы книги «Смех как зрелище» Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Одно только перечисление глав этой книги говорит о том, какое место занимают юмор и сатира в жизни людей. Это фундаментальная глава «Смех как мировоззрение». Это такие главы как «Смех как зрелище», «Святочный и масленичный смех» и другие.
Внимательное изучение книги позволяет понять, при каких обстоятельствах люди начинают смеяться. Почему вызывает громкий смех анекдот? Когда вначале идет бесхитростный рассказ о чем-то простом и ясном и обыденность сюжета не оставляет сомнений в исходе, в разрешении ситуации, но как раз в этот момент следует неожиданная, иногда ошеломляющая развязка, удивляющая слушателей, возникает смех.
Попробуйте не изменив ни одного слова в сюжете, изменить последовательность изложения материала, изложив суть случившегося в начале и смеха не будет. Англичане рассказывают, что известный пианист поехал в гастрольный тур по Ближнему Востоку, но быстро вернулся на Родину. — В чем дело? — засыпали его вопросами друзья. — Меня дважды обстреляли арабы. — Что ты говоришь? — сказал один из товарищей. — А я и не предполагал, что арабы так хорошо разбираются в музыке. Замечание вызвало громкий смех присутствующих. Но если бы кто-то сказал, что хорошо разбирающиеся в музыке арабы обстреляли незадачливого музыканта, не оценив его исполнительского мастерства, комического в этой фразе не было бы. Естественно, не возник бы и смех.
Трудно переоценить социальную значимость армейского юмора, высмеивающего, не желающих работать над собой, расширять свой кругозор прапорщиков, а иногда и офицеров. Сейчас, когда большинство солдат имеют среднее образование, когда страна готовится к переходу на кадровую армию, низкая культура командира особенно недопустима. Вот приказы, разъяснения, замечания, с которыми иногда сталкивается в армии солдат.
— Делим 80 на 4, получаем примерно 20, а нам точнее и не надо.
— Курсант, не делайте умное лицо. Вы же будущий офицер.
— Напоминаю, что отбой в 23.00, поэтому все ложатся в койки вместе с командирами отделений.
— Командирам отделений проверить карабины выборочно у каждого.
— Захожу в роту, открываю тумбочку. Там две бабы голые висят. Одну отодрал, другую не сумел.
— Товарищ солдат, если Вы хотите что-то сказать, то лучше помолчите.
— Сапоги надо чистить с вечера, с утра надевать на свежую голову.
— Рулевое управление служит для поворота направо, налево и в другие стороны.
— Солдаты после полевого выхода устали, поэтому дадим людям отдохнуть, подъем сделаем не в 6.00, как обычно, а в 6.15.
Серьезным исследователем социальной роли комического в наши дня является Ю. Б. Борев. Прежде всего он разграничивает смешное и комическое 1/ и справедливо утверждает что смешное значительно шире комического. Одно из инфекционно-эпидемических заболеваний африканских аборигенов сопровождается долгим, изнурительным смехом. Любое радостное событие, интенсивно воздействующее на все чувства человека, может вызвать смех. Безвкусное кривляние клоуна на эстраде или цирковом манеже вызывает гомерический хохот зрителей, хотя ничего комического в его действиях нет. Комическое же требует быть шутливым, остроумным, находчивым. Примером могут быть выступления Ч. Чаплина, Карандаша, Ю. Никулина. Их интермедии несли общественную нагрузку, высмеивали глупость, тупость, подлость; служили воспитанию человека. Они комичны и вызывали смех.
1/ Борев Ю. Б. Комическое. —М., 1978.
Когда у человека соскочили штаны, или он, споткнувшись, упал в лужу — это может вызвать смех, хотя ничего комического здесь нет. А вот, когда воспитательница детского сада объясняет девочкам как надо носить юбку и в этот момент юбка у нее падает или спортсмен высокомерно объясняет новичкам как следует преодолевать легкоатлетический барьер, а сам спотыкается о первый же барьер и падает — это комично и вызывает здоровый смех. Таким образом, комическое — это то же смешное, но имеющее широкую общественную значимость. Комическое — это социально окрашенный, имеющий конкретную цель смех.
Ю. Б.Борев квалифицированно классифицирует комическое. Это может быть критика современности, эмоционально насыщенная критика, критическое противопоставление идеала реальности, утверждение радости бытия, средство раскрытия противоречий, неожиданность, оригинальность и др. Борев рассматривает юмор и сатиру как разные виды литературы. Он справедливо считает юмор неотъемлемым составляющим управленческих и педагогических способностей. Юмор сочетает насмешку и сочувствие. Он серьезно и доброжелательно относится к предмету смеха. Сатира же высмеивает уничтожает порочные явления, борется с недостатками личности и общества. Стремится изжить все то, что мешает расти и развиваться людям и государству. И в то же время Борев справедливо называет сатиру демократическим плодом развития государства, цивилизации.
Борев удачно разрабатывает приемы юмора. В частности, сатирическое преувеличение и заострение, пародирование, окарикатуривание, гротеск, остроту, каламбур, иносказание. И это представляется нам особенно ценным, доказывает, что остроумию можно учиться. Ведь раз есть приемы, значит ими можно овладевать.
Много внимания уделил юмору и сатире ныне покойный харьковский психолог А. Н. Лук у. Он считал, что стать остроумным нельзя, но научиться ежедневно использовать юмор в работе может каждый. Это сложно, но игра стоит свеч, труд по овладению юмором будет несомненно оправдан добрыми радостными взаимоотношениями с коллегами, подчиненными.
Лук очень удачно классифицировал юмор, разработав 12 приемов остроумия. Особенно удачно, с нашей точки зрения. Лук раскрыл суть приемов парадокса, ложного усиления, сравнения по отдаленному или случайному признаку. Труды А. Н. Лука явились базой нашего исследования.
В последнее время участились резкие высказывания в адрес политических оппонентов. Обвинения, с одной стороны нейтрализуют политическую харизму обскуранта или просто неприятного человека, «любимца» народа, с другой стороны, поднимают собственный имидж.
1/ Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. —М., 1968.