ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
Смешение стилей
Юмористическую ситуацию может создать употребление в одном рассказе или предложении слов, относящихся к разным стилям речи, например, просторечной и книжной, военной и гражданской; простонародной, сказочной и спортивной.
Когда участковый милиционер резко выступил против великовозрастного хулигана, дворового лидера, кумира части ребят, у того нашлись адвокаты: Он смел, уважаем во дворе.
— Да, Вы правы, после короткого раздумья ответил «сотрудник». — Он несомненно пользуется заслуженной популярностью в кругах, близких к вытрезвителю, — закончил он под смех окружающих.
Лектор, рассказывающий о психологии менеджмента, вызвал веселое оживление аудитории, назвав несколько категорий руководителей, имеющих ложный авторитет и называемых рабочими крикунами (считающими, что чем больше они создадут шума, тем больше будет порядка и выше дисциплина); мстителями (требующими беспрекословного повиновения, так как иначе у них будут неприятности от начальства); трясунами (всего боящимися, при проверяющем закуривающими сигарету не с того конца); профессорами (все время гордо рассказывающими о новых методах работы и неустанно заменяющими одни методы другими, не добиваясь успеха).
В приеме, использованном лектором, налицо смешение педагогической терминологии, используемой для создания образов высокоавторитетных руководителей, о которых он рассказывал с простонародными «крикун», «трясун» и др.
Когда надо посмеяться над ошибками речи подчиненных, можно привести пример, для чего использовать разновидности смешения стилей — отсутствие последовательной связи между предложением в целом и его частями, неверное употребление слов, погрешности в конструкции фразы. Эти ошибки, к сожалению, характерны для многих армейских младших командиров. Прапорщик строит роту. Новобранец-студент опаздывает на построение. Запомните раз и навсегда, я опозданцев в подразделении не потерплю. — Товарищ прапорщик, нет такого слова в русском языке. Хорошо, студент, не потерплю опоздунов и прекратите пререкания. Пьяный выходит из пивной и говорит товарищу: — Ты посмотри, звездов-то сколько. — Не звездов, а звездей. Смотрят растерянно друг на друга. Идет прохожий. — Слушай, друг, как правильно сказать звездов или звездей? — Да вы что, мужики я и словей-то таких незнаю. А сколько погрешностей в речи спортивных комментаторов. — Не могут наладить игру в пас друг с другом / как будто можно наладить игру в пас с соперником/.
Случается подобное и на театральной сцене. В Большом театре сразу после Нового года ставили «Евгения Онегина». Татьяна стоит в кулисе перед выходом на бал и вдруг обнаруживает, что на ней нет необходимого по сценарию малинового берета. Костюмерша кричит их цеха: — Нет малинового. Татьяна: — Неси любой. Ей приносят зеленый. Она напяливает его и выскакивает на сцену Онегин ошарашен, но петь надо. «Кто там в зеленовом /вместо в малиновом/ берете с послом испанским говорит?» — обращается он к Гремину. Тот, ошалев от «зеленового» берета, вместо реплики «жена моя» поет «сестра моя». Онегин, совершенно растерявшись довершает случившееся: «Так ты сестрат — не знал я ране».
Такой рассказ вызывает смех, а не возмущение. Позволяет безболезненно воздействовать на ошибки в речи подчиненных.
Очень зло и остроумно высмеивает М. Задорнов низкую культуру, неумение, а скорее нежелание отдельных граждан говорить литературно грамотно: «Мы не позволим кому ни попадя безобразничать родную речь. У нас своя голова за плечами. Невозможно больше смотреть сколько у нас товарищев не умеют правильно потреблять нуженых падежов, не тама ударяют по словам. Например, наш главный инженер говорит «ширше», а надо говорить «ширее». Даже сам директор сказал: «С четырьмями космонавтами на борту. Это же уму непостижимо». В наши дни говорить «с четырьмями». Когда уже давно с «пятермами».
А все от бескультурьев. Надо работать над собой. Я вот уже вчера по телевизору был смотреть оперу римского композитора Корсакова. А сейчас собираюсь антиалкогольную трилогию читать. Называется «Хождение под мухой». Первая часть ничего, отбивает охоту опохмеляться. «Хмурое утро» называется. Лев Петрович Толстой написал. Этих Толстых много было. Словом окультуриваться надо.