ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
Не конфликтуйте с остряками
Избегайте тех, кто старается подорвать Вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает Вам чувство, что Вы можете стать великим. Марк Твен.
Человек, который с детских лет часто слышит шутку, вырастает, как правило, терпимым к окружающим. Он не рассматривает поведение близких, которое расходится с его взглядами на жизнь, как нечто ужасное. Не относится к своей личной неудаче как к непоправимой катастрофе. Такому человеку легче живется, с ним приятно общаться. Это отличная жизненная позиция, если, конечно, человек не теряет принципиальности, не становится терпимым ко злу. К сожалению, нередко мы сталкиваемся с иным поведением окружающих. Начальник, родитель неизменно требуют беспрекословного подчинения, строго наказывают за непослушание, считают, что из собственного ребенка не получится человека с большой буквы, высококвалифицированного специалиста, а подчиненный бездельник, лоботряс и его необходимо держать в ежовых рукавицах.
Чтобы сравнить веселок, шутливое и бескомпромиссное строгое, жесткое воздействие, выявить эффективность первого и второго, мы провели несложны эксперимент. На занятиях с начальниками цехов в Институте повышения квалификации работников экономики в промышленности демонстрировали строгость, делали замечания не имеющим необходимые письменные принадлежности, опаздывающим на занятия, разговаривающим. И все это в довольно резкой форме. Кроме этого несколько раз делались упреки аудитории в незнании психологии, в неумении работать с людьми. В конце двухчасового занятия, применив тестирование, проверили, что осталось в памяти у слушателей.
Следующие два часа провели иначе: с улыбкой, шутками, благодарность за серьезное отношение к занятиям, с веселыми иллюстрациями. Последующая проверка показала, что на втором этапе материал был усвоен значительно на 41%. Предварительный опрос позволил раздельный опрос позволил разделить слушателей на более и менее эрудированных. Особенно много потеряли при излишне строгом проведении занятий первые, более сильные. Материал первого этапа эксперимента по сравнению со вторым — был усвоен хуже на 27%. Сложилось впечатление, что «слабые» так мало усвоили, что там и терять-то было почти нечего. При строгом, жестком проведении занятий они потеряли около 14%.
Доктор Г. Шварц, из Йельского университета США, установил, что расстроенные и опечаленные люди, выполняя физические упражнения, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и нервной системы и формируют у себя хорошее настроение в значительно меньшей степени, чем активные, бодрые, радостные, улыбающиеся и смеющиеся. Однако и те, и другие нуждаются в стимуляции шуткой, одобрением, улыбкой, поощрением.
И тех и других необходимо оценивать выше, чем они того заслуживают. Прав был Г. Гейне, который говорил, что если мы оцениваем человека так, как он того заслуживает, со всеми его недостатками, мы никогда не сделаем его лучше. Если же мы оцениваем личность как идеальную, мы поднимаем ее на ту высоту, на которой бы хотели ее видеть.
Здоровый смех повышает активность рабочего и служащего, излишняя суровость и строгость сковывают ее. Проведенный эксперимент позволил наиболее доступно показать это участникам семинара. Специалисты психологи предлагают относиться к собственной работе с некоторой иронией. Никто не любит работать с мрачным и злым начальником. Шутка помогает смягчить самые напряженные ситуации. Однако никогда не следует забывать, что юмор — оружие обоюдоострое. Шуткой можно обидеть человека. Применять ее нужно осторожно. Но не менее важно правильно реагировать на остроту в свой адрес, не обижаться на шутку, ни в коем случае не применять административные меры к шутнику, а умело реагировать на остроту, используя пассивные и активные способы реакции на насмешку в свой адрес. Как шутливо говорил известный остроумец мастер Дубов: «Не обижайся на шутку, лучше возьми шутника на заметку».