ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
Межнациональные команды успешнее в бизнесе
Люди воспринимают и интерпретируют мир через точки отсчета, заданные культурой. Представители других стран видят события иными, замечают неожиданные вещи, и это компенсирует "слепые пятна" в бизнес-команде. При совместной работе такая группа гораздо продуктивнее, чем коллектив единомышленников. Часто недооценивается тот свежий взгляд, которому учат сотрудники с другим менталитетом.
Кэтрин Филлипс провела исследование, в котором нескольким командам из четырех человек поручили раскрыть убийство. 50% групп состояло только из друзей, другие 50% - из трех друзей и одного нового участника. Однородные группы продемонстрировали 54% правильных ответов, смешанные - 75%. В неоднородных группах дискуссии были жесткими, сталкивались противоположные точки зрения, обсуждались многочисленные расхождения, потому что осознавалась сложность проблемы. Это приводило к правильному решению, но не давало уверенности в нем.
В однородных группах обсуждение было приятным, направленным на поиск совпадения во мнениях. Из-за ощущения согласия участники были уверены в правильном ответе. Их "слепые пятна" не подвергались сомнению. Не было возможности обнаружить ошибки в рассуждениях из-за отсутствия других точек зрения. Это приводило к самоуверенным суждениям с серьезными заблуждениями.
Ричард Нисбетт и Такахико Масуда, социальные психологи из Мичиганского университета, провели интересное исследование. Для эксперимента отобрали две группы – японцев и американцев. Испытуемым показывали обитателей подводного мира, после чего попросили описать, что они увидели. Результаты стали неожиданными. Американцы говорили только о рыбах, подробно описывали каждую запомнившуюся деталь. Как истинные представители общества индивидуалистов граждане США замечали только живых существ. Японцы же не говорили о рыбах, а говорили о воде, растениях и камнях. Восточное общество коллективно, в нем пристально отслеживают среду и взаимосвязи.
Далее участникам показали другое видео с рыбами, часть из которых уже появлялась на экране. Когда менялся фон, а живность оставалась прежней, японцы не могли ничего сказать про рыб, их внимание отвлекал фон. Американцы же следили за морскими жителями и не замечали изменения фона.
Эксперимент опроверг концепцию об одинаковом способе восприятия мира всеми людьми. Каждая культура фиксируется на важной информации, но имеет и "слепые пятна". Поэтому ее картина мира является неполной. Когда японцев и американцев объединяли в одну команду, они могли вспомнить и морских обитателей, и подводные «интерьеры» и уточнить свои представления о реальности.
Однородные группы хуже работают, действуют предсказуемо, поскольку в окружении людей, которые подтверждают наше восприятие мира, легко укрепить ошибочные убеждения.
Для решения сложных ситуаций команда должна состоять из людей с разными взглядами. Это позволит прийти к новому пониманию, использовать знания из различных областей. Различия по полу, возрасту, социальному классу, религии повышают гибкость группы. В таком коллективе лучше понимают других людей, имеют меньше "слепых пятен".