ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
Доведение до абсурда
При этом приеме сначала как бы соглашаются с мыслью собеседника, затем краткой оговоркой изменяют смысл произнесенной фразы, превращая ее в нечто совершенно алогичное, часто комическое.
«Трудные, очень трудные ребята, — рассказывала друзьям о своей работе учительница вечерней школы. — Уже на первом уроке не хотят слушать, разговаривают, перебивают не только друг друга, но и объясняющего им учебный материал преподавателя. А на перемене, случается, и брань услышишь, и драку увидишь. Ничего святого нет в таких молодых рабочих».
«Вы мне напомнили об американском изобретателе, представившем техническому совету компании «Дженерал Моторс» проект нового облегченного мотора с алюминиевыми, вместо стальных, поршнями, — перебил преподавателя молодой инженер. — Один из экспертов сделал изобретателю замечание: «Поршень из алюминия работать не будет. Он сделан без учета технических требований, вопреки законам механики. Ведь в цилиндре двигателя слишком большие нагрузки и трение».
— Уверены ли Вы в этом? — спросил изобретатель.
— Конечно, ведь я работал на заводе инженером.
— У меня нет сомнения, что Вы работали на заводе инженером, но я уверен, что вы не работали поршневым двигателе, — парировал изобретатель.
— Какие у Вас основания утверждать, что у Ваших учеников нет ничего святого? Вы сами были трудной ученицей? Вы учились в вечерней школе? Откуда Вы доподлинно знаете, чем живет, чем дышит молодой рабочий? Что у него за душой?
Очевидно, победу в споре одержал не педагог.
Неловко повернувшись, подчиненный сбросил со стола начальника отдела вазу, которая упала на пол и разлетелась на множество осколков. Начальник, увидев испуганное лицо виновника случившегося, улыбнулся и сказал: «Дело сделано, и ничего не изменишь. И это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому кому следует». Улыбнулся и подчиненный: «Не сердитесь, Петр Петрович, я достану вазу не хуже разбитой.»
Опытные руководители знают: никакой выговор, никакое самое серьезное наказание не способны вызвать у подчиненных такое чувство раскаяния, как это может сделать шутка.
Пожилой рабочий ударил ученика и застыл, занеся руку для очередного удара, когда увидел подходящего начальника смены. «Извините», — выдавил он сквозь зубы.
«Ваше извинение напоминает мне английский рассказ. Суть его проста: «Извините сударыня, если я причиняю Вам некоторые неудобства», — сказал грабитель, загоняя пожилую леди в растопленный камин».
Одна из разновидностей этого приема: собирают основные аргументы оппонента и из какого-то тезиса делают выводы, показывающие абсурдность его концепции. Так делал Сократ. Он как будто бы соглашался с выводами оппонента и с его согласия делал выводы, которые оказывались внутренне противоречивыми, не согласующимися ни с логикой, ни со здравым смыслом. Затем Сократ благодарил собеседника, восхищался его мудростью и показывал еще раз, как похвалы расходятся с истинной ценностью тезисов оппонента и насколько сами тезисы ошибочны. И все это делалось очень невинно, как будто философ сам не понимал, насколько уничтожающая его критика.
Этот же способ нередко избирал Б. Шоу. Примером может послужить его эссе «Женственная женщина». Здесь он высмеивает бытующее представление о том, что единственные сферы приложения женских сил — кухня, и детская. Он пишет:
«Разумеется, большинство женщин любит детей, причем предпочитает своих детей чужих. Это же справедливо в отношении большинства мужчин, хотя те не рассматривают детскую как сферу своей деятельности. Мысль можно пояснить с помощью протеста: большинства женщин, у которых есть собака, любит свою собаку и предпочитает ее чужой собаке, и тем не менее никто не предлагает, чтобы женщины посвятили свою жизнь воспитанию щенят. Если мы убеждены, что кухня и детская — единственная сфера деятельности женщины, то мы думаем точно так же, как английские дети, которые полагают, что клетка — единственная сфера попугая, поскольку попугая вне клетки они не представляют».
Человек нарушил традицию и не пригласил близкого друга на День рождения. — В чем дело, — спросил тот при встрече. — Извини, но когда ты ушел от нас прошлый раз жена не досчиталась трех золотых ложечек. — Неужели ты думаешь, что я мог их украсть? — Конечно, нет. Да мы их и нашли. — Так в чем же дело? — Ты знаешь, неприятный осадок все-таки остался.
А сколько объявлений написано знатоками этого приема. Например: «Городу Н. Требуется смотритель кладбища. Жительством обеспечивается по месту работы». «В субботу в клубе состоится лекция для женщин о том, как сохранить свое здоровье. После лекции кинофильм «Живой труп».
А сколько таких огрехов в школьных сочинениях. Например: «Когда Павел вошел в комнату, Жухрай мыл шею до пояса». «Давыдова несколько раз ударили по голове, но амбар остался цел».
Но повседневная жизнь дает примеры такого абсурдного поведения людей, таких случаев, которые, пожалуй, ни один юморист не придумает.
В США в книгу Гинесса стали заносить случаи необычной, выходящей за разумные рамки гибели людей. Так, шестеро крестьян пытались спасти цыпленка, который упал в колодец и все шестеро утонули. Цыпленок остался жив. Следом идет рассказ о хозяине дома, который решил починить прохудившуюся крышу. Чтобы избежать несчастья, он привязал страховочный трос к бамперу автомобиля жены, перекинул его через конек крыши и начал работать. Не подозревая о роли автомобиля в этой ситуации, жена села за руль и резко нажала на стартер. Полтора месяца несчастный провалялся в больнице. А когда вернулся домой супруга решила устроить праздник и пригласила гостей. Перед их приходом она заправляла бензином зажигалки в туалете, остатки бензина вылила в унитаз, а воду не спустила. Муж зашел в туалет с зажженной сигаретой. Спустил штаны сел на унитаз и бросил туда окурок. Праздничное веселье уступило место печальным поминкам.
Один из разделов этого приема непроизвольно возникающие абсурдные положения, которые можно использовать, рассказывая о них представителям различных профессий с целью предупреждения возможных неприятных ситуаций аналогичных тем, о которых рассказывают. Так, артисту, прибегающему к началу спектакля и не готовящему заранее необходимый инвентарь, можно рассказать к чему приводит такое отношение к работе на примере, имевшем место в Большом театре.
— Сидите, сидите, не вставайте, — сказал старенький профессор, заходя в женский туалет.