ТЕХНОЛОГИЯ ШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Общие сведения
Перед изучением технологии производства шин необходимо иметь четкое представление о том, из каких элементов она состоит, какую функцию несут эти детали.
На рисунке 1 представлена схема радиальной шины, иллюстрирующая ее конструкцию.
Протектор — наружная резиновая часть покрышки, контактирующая с дорогой и имеющая определенный рисунок (беговая дорожка). Рисунок протектора проектируется с учетом назначения шины с целью уменьшения износа и обеспечения хорошего сцепления с дорогой. В иллюстрации 2 показан рисунок протектора сельскохозяйственной шины в виде косых полосок для повышенной проходимости на грунтовых дорогах. Помимо беговой дорожки в состав протектора входят также подканавочный слой и плечевые зоны.
Брекер - располагается над каркасом, защищая его от воздействия ударных нагрузок. У современных радиальных шин брекер изготавливается чаще всего из обрезиненного металлокорда, что придает ему жесткость и нерастяжимость. Угол наклона нитей в брекере не менее 65°.
Каркас шины - является силовой основой покрышки, воспринимает нагрузку от веса автомобиля. Каркас покрышек может изготавливаться из обрезиненных кордов различного типа - полиамидных (анидные, капроновые и арамидные), полиэфирных, металлических, вискозных и других [2,8]. Тип и количество слоев корда в каркасе зависят от конструкции и назначения покрышки. В радиальных шинах нити в каркасе расположены под углом 0-5°.
Боковины - тонкие резиновые слои, защищающие каркас от воздействия окружающей среды.
Борт - необходим для жесткой посадки шины на ободе колеса. Основным элементом борта являются бортовые крылья, которых в одном борту может быть несколько, в зависимости от назначения покрышки. Бортовые крылья в свою очередь
I
Состоят из:
- бортового кольца - обрезиненная металлическая проволока, придающая жесткость борту;
Наполнительного шнура - изготавливается из резиновой смеси, обеспечивает монолитность борта;
- оберточной и крыльевой лент. Эти элементы используются не во всех, а лишь в некоторых типоразмерах автомобильных покрышек.
Бортовая лента - обрезиненный корд или чефер, накладывается на наружную поверхность борта для его защиты.
Герметизирующий слой - тонкая резиновая лента на внутренней поверхности покрышки. Выполняет функцию камеры у бескамерных шин [2].
Все вышеуказанные элементы покрышки изготавливаются в виде полуфабрикатов на соответствующем оборудовании, которые затем соединяются в единую конструкцию
- шину на сборочных станках. Изготовление резиновых смесей, полуфабрикатов и покрышки представляет собой совокупность механических и химических операций: смешения, каландрования, профилирования, прикатки, дублирования, вулканизации каучуков и других.
Процесс получения готовой шины состоит из следующих стадий:
1. подготовка каучуков и других ингредиентов резиновых смесей;
2. изготовление резиновых смесей;
3. изготовление полуфабрикатов (обрезинивание и раскрой кордов, изготовление бортовых крыльев, профилирование протектора, боковин, гермослоя и т. д.);
4. сборка покрышки (сборочный участок);
5. окраска внутренней поверхности сырой автопокрышки;
6. вулканизация (участок вулканизации);
7. заключительные операции (обрезка выпрессовок, инспекция качества).
Подробная принципиальная схема технологического процесса производства
Радиальных покрышек представлена на рисунке 3.
Брекер Металлокордный |
Ламели |
Протектор |
Боковина |
Защитный лой |
Каркас Текстильный |
Бортовая лента текстильный корд |
Наполнительный Шнур |
Бортовое кольцо (сталь) |
Гермослой |
Рис.1. Схема шины |
Рис.2. Рисунок протектора сельскохозяйственной шины |
Иллюстрации
Раскроенные текстильные слои |
Рис. З. Принципиальная технологическая схема производства радиальных покрышек