ТРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
/
Деревянный брусок, помещенный на наклонной плоскости, не скатывается с нее. Брусок удерживает трение.
Дело в том, что не существует абсолютно гладких поверхностей; все они имеют углубления и выступы большего или меньшего размера. При движении одной поверхности по другой их выступы цепляются и ударяются друг о друга, создавая силу, замедляющую движение. Эта сила, направленная против движения и противодействующая движению, называется силой трения и измеряется в кГ или н. Она зависит как от силы давления одной поверхности на другую, так и от качества трущихся поверхностей.
F=k-P,
где Р — сила давления между трущимися поверхностями в кГ или н;
k — коэффициент трения, характеризующий качество трущихся поверхностей.
Трение, возникающее при скольжении одной поверхности по другой, называется трением скольжения (например, трение полозьев саней о лед).
Если одна поверхность катится по другой (например, колесо вагона по рельсам), то при этом появляется трение каче - н и я.
Опыт показывает, что сила трения качения в десятки раз меньше силы трения скольжения. Поэтому в технике широко применяются так называемые шариковые и роликовые подшипники.
Таким образом, движение одной поверхности по другой всегда сопровождается трением.
Но оказывается, если тело находится в покое на горизонтальной плоскости (стол стоит на полу), то между этим телом и плоскостью также есть трение. Этот вид трения носит название трения покоя. Сила трения покоя появляется при любых попытках вывести тело из состояния покоя. За величину этой силы принимается та наименьшая сила, при которой тело начинает двигаться.
Трение иногда полезно, иногда вредно. Не будь трения, автомобиль не мог бы начать движение и остановиться, поэтому, для того чтобы создать трение при слишком скользкой дороге, его колеса обертывают цепью. Без трения люди не могли бы ходить по земле. Предметы не держались бы в наших руках.
С другой стороны, известно немало случаев, когда трение нежелательно.
Во всех машинах и установках имеются трущиеся части. При работе машины они нагреваются от трения, и если не принимать никаких мер для уменьшения трения, то температура может оказаться настолько высокой, что трущиеся части расплавятся. Во избежание этого трущиеся части смазывают. Смазка заполняет все неровности трущихся поверхностей, эти поверхности как бы перестают касаться друг друга. Смазка уменьшает трение в 8—10 раз.
Кроме того, для уменьшения трения подшипники скольжения можно заменять шариковыми или роликовыми подшипниками. При этом трение уменьшается в 20—30 раз.