ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ
УХОД ЗА СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ
Из всего многообразия типов свинцовых аккумуляторов различного назначения здесь рассматриваются лишь автомобильные аккумуляторы, эксплуатация которых происходит в сравнительно сложных условиях.
Плотность раствора серной кислоты, заливаемого в автомобильные аккумуляторы, зависит от климатического пояса и времени года. Плотность электролита, заливаемого в стартериые батареи с сепараторами из мипора или мипласта, приведена в табл. 18. Температура электролита, заливаемого в элементы аккумуляторных батарей, не должна превышать 25° С.
Таблица 18
Плотность электролита (при 15° С), заливаемого в стартерньїе аккумуляторы, г/см3, в зависимости от климатического пояса и времени года
|
Зарядный ток, А, стартерных автомобильных аккумуляторов
|
Стеклянной трубочкой диаметром 3—5 мм с соответствующими делениями проверяют уровень электролита в батареях. Затем электролит доливают с таким расчетом, чтобы его уровень был на 10— 15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Через 4—6 ч после заливки электролита батарею ставят на заряд. Сила тока первого и последующих (тренировочных) зарядов для каждого типа батарей указана в табл. 19.
Температура электролита перед зарядом не должна превышать 30° С. Заряд продолжается до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех элементах, а напряжение и плотность электролита не станут постоянными, сохраняя одни и те же значения на протяжении 3 ч, что служит признаком конца заряда. В процессе заряда надо следить за тем, чтобы температура электролита не поднималась выше 45° С. Продолжительность первого заряда может колебаться в пределах 25—50 ч, что зависит от продолжительности хранения батареи до пуска ее в эксплуатацию. К концу первого заряда доводят плотность электролита до нормальной величины. Для этого с помощью резиновой груши отбирают некоторое количество электролита, заменяя его дистиллированной водой. После первой зарядки батареи могут быть сданы в эксплуатацию.
Новые, не бывшие в употреблении аккумуляторные батареи, надлежит хранить в сухих помещениях с температурой воздуха выше 0°С. Батареи должны быть защищены от прямого попадания солнечных лучей, а пробки батареи плотно ввинчены, причем герметизирующие детали (уплотнительные диски и трубочки) в вентиляционных отверстиях крышки должны находиться на месте.
Батареи, частично бывшие в эксплуатации, а также полученные с заводов вместе с новыми автомобилями, при передаче на хранение следует полностью зарядить, проверить уровень электролита в них, довести его плотность до рекомендуемых значений и ввернуть в крышки пробки. Указанным батареям в процессе хранения один раз в три месяца надо давать контрольно-тренировочный цикл по режиму: заряд током нормального заряда, доводка уровня электролита до нормы и разряд током по 10-часовому режиму до напряжения 1,7 В на одном из элементов. Температура электролита в начале разряда должна быть 30±2°С; полученную емкость приводят к температуре 30° С и если она оказывается меньше 90% но-
Основные неисправности свинцовых аккумуляторов
|
Повышенный разряд |
Само- |
Быстрая потеря емкости после полного заряда
Быстрое уменьшение плотности электролита и напряжения при бездействии батареи
Резкая потеря емкости после нескольких часов илн суток отдыха
Попадание в элемент токопроводя - щего предмета
Утечка тока по загрязненной поверхности батареи или через пролитый на нее электролит
Загрязнение электролита примесями
Удалить из элементов посторонние предметы
Вылить электролит, промыть элементы дистиллированной водой и наполнить свежим электролитом
Протереть поверхность батареи чистой ветошью, смоченной в растворе соды или в нашатырном спирте. Батарее сообщается 2—3 тренировочных цикла
Нзиос |
Изменеиие полярности батареи или отдельных элементов
Повышенный пластин
Обрыв электрической цепи батаоеи общего напряжения Резкое уменьшение СМКОСИ1
При разряде батареи плотность электролита быстро поднимается до нормальной величины, а при разряде пластины отдают малую емкость
Уменьшение батареи |
Отсутствие напряжения иа зажимах батареи и отдельных элементах при наличии напряжения иа всех других элементах
Неправильное подключение батареи в зарядную цепь
Разряд слабых элементов до нуля, вследствие чего разрядный ток батареи для таких элементов становится зарядным и в иих происходит перемена полярности
Систематический заряд батареи большими токами при повышенной температуре (выше 45° С)
Расплавление бориа иа отдельных элементах из-за короткого замыкания во внешней цепи или разряда батареи током, превышающим максимально допустимый
Исправить подключение батарей на заряд, изъять слабые элементы
Изъять из батареи поврежденные элементы и заменить их исправными
То же
Минальной, то батарею с дальнейшего длительного хранения необходимо снять. Аккумуляторы, имеющие пониженную емкость и низкое напряжение, подлежат снятию с эксплуатации и осмотру в ремонтно-зарядной станции с целью выяснения возможности устранения указанных недостатков.
Причиной этих недостатков могут являться: коррозия решеток положительного электрода, оплывание положительной активной массы, необратимая сульфатация и короткие замыкания. Закономерности большинства этих явлений рассматривались выше. Акку-
Рис. 34. Удаление межэлементных соединений стяжкой (а) и сверлением (б) |
Ю
Муляторы, вышедшие из строя из-за коррозии решеток или оплывания активной массы, не могут быть возвращены в эксплуатацию, так как эти неисправности не поддаются устранению. Избавиться можно лишь от неполадок, вызванных необратимой сульфатацией пластин и образованием в аккумуляторе коротких замыканий. Основные неиспразности свинцовых аккумуляторов приведены в табл. 20.
Короткие замыкания устраняются заменой поврежденных сепараторов, удалением свинцовой губки на краях пластин, очисткой сосуда от шлама, выравниванием пластины и сепаратора, удалением посторонних предметов. Осуществление этих операций требует вскрытия аккумулятора.
Разборку аккумуляторов выполняют следующим образом. Стяжкой или сверлением удаляют межэлементные соединения (рис. 34). Нагретой стамеской прорезают на глубину 12—15 мм заливочную мастику между крышкой и стенками сосуда (эту операцию необходимо проводить не мешкая, так как заливочная мастика
Быстро застывает). Плоскогубцами захватывают каждый полюсный вывод, и элемент вытягивают вверх из батарейного бака (рис. 35). На выходе из сосуда элемент задерживают на несколько минут, чтобы дать возможность стечь электролиту. Во избежание окисления отрицательных электродов блок не должен находиться вне сосуда больше чем 15 мин. Рекомендуется время от времени обрызгивать отрицательные электроды водой до тех пор, пока блок не будет помещен снова в бак. Вынутый блок тщательно осматривают, удаляют образовавшуюся иа кромках электродов губку, выявляют и устраняют короткие замыкания, а дефектные сепараторы заменяют новыми.
Для удаления сепараторов, подлежащих повторному использованию, применяют специальный экстрактор. Сепараторы же, не предназначенные для повторного использования, можно вынимать при помощи стамески.
После удаления сепараторов блоки положительных и отрицательных пластин отделяют друг от друга и замачивают в воде в течение 20 мин. После этого их вынимают из воды и помещают на полки для хранения. Электролит из сосуда выливают, а сосуд промывают сначала водопроводной, а затем дистиллированной водой.
Сборку аккумуляторов начинают с установки новых сепараторов. После установки всех сепараторов элемент помещают в сосуд, на полюсные выводы ставят уплотняющие прокладки из мягкой резины, затем вставляют крышку. Пространство между крышкой и сосудом заливают предварительно разогретой заливочной мастикой и спустя некоторое время горячей стамеской удаляют весь излишек мастики, выравнивая ее до получения гладкой поверхности. Затем устанавливают межэлементные соединения. Последние должны свободно надеваться на полюсные выводы. Пайку полюсных выводов и межэлемеитных соединений производят ацетилено-кислородным пламенем или электропаяльником. В собранные таким образом элементы наливают необходимое количество электролита, после чего батарею приводят в действие и испытывают.
Наиболее часто встречающимися дефектами кроме указанных в табл. 20 являются коррозия решеток, а также коробление пластин. Усиленная коррозия — результат систематических перезарядов, сокращающих срок службы пластин положительного электрода. Коробление пластин происходит как вследствие коррозийной
деформации, так и из-за воздействия систематических недозарядов, ведущих к накоплению сульфата свинца в активной массе и к снижению концентрации электролита.
КАДМИЕВО-НИКЕЛЕВЫЕ И ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВЫЕ ЩЕЛОЧНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ