ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ
РЕЖИМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
При формировании некоторые тяговые щелочные аккумуляторы получают один заряд и разряд (цикл), другие — не менее двух - трех циклов. Аккумуляторы заливают электролитом (табл. 47), выдерживают в течение 1 ч для пропитки, после чего доводят уровень электролита до нормы и включают на формирование. Формирование проводится в соответствии с режимами, указанными в табл. 48—50.
Таблица 47
Состав электролита для формирования щелочных аккумуляторов
|
Формирование железоникелевых фонарных (ФЖН) и шахтных (ШЖН) аккумуляторов
|
* Напряжение в конце разряда не менее 1,1 В. |
Таблица 431 Формирование железоникелевых аккумуляторов
Примечания: 1. Разрешается проводить заряд аккумуляторов ЖН током, повышенным до 40% относительно указанного в таблице без снижения зарядной емкости. 2. Напряжение в конце разряда для аккумуляторов ЖН не менее 1,1 В, а для аккумуляторов ТЖН — 1,0 В. |
Процесс формирования ведется на стеллажах, оборудованных различными устройствами, облегчающими транспортные и заливочные работы. На некоторых заводах будет осуществлена также автоматизация процесса формирования. Блок автоматизации осуществляет поддержание заданной величины тока в течение всего процесса формирования; изменение тока в случае необходимости согласно заданному режиму; ведение процесса во времени; отключение группы как по окончании процесса формирования, так и при коротких замыканиях на группе с одновременной подачей звукового и светового сигналов.
Формирование кадмиево-никелевых аккумуляторов
|
Примечание. Напряжение в конце разряда должно быть ие менее 1,1 В для 2НКН-24 — 1,0 В. |
После формирования поверхность аккумуляторов отмывается струей воды от щелочи, далее их сушат на воздухе, окрашивают •битумным лаком, затем укрепляют на крышке (к кронштейну) клапанную пробку, после чего на аккумуляторы надевают резиновый чехол.
Если аккумуляторы собраны в оксидированных сосудах, то их покрывают смазкой следующего состава: масло консервационное НГ-203А-Б (смазка «Нефтегаз 203А-Б») ГОСТ 12328—66 75% и бензина 25%. Время истечения ее по вискозиметру ВЗ-4 12—13 с; это время зависит от вязкости смазки.
Аккумулятор погружают в ванну с этим составом, вынимают из нее и дают стечь лишней смазке, затем сушат 1 ч.
Можно щелочные тяговые аккумуляторы не подвергать формировке. Формирование и приведение их в рабочее состояние производят силами потребителя.
Во избежание возможной коррозии внутренних деталей нефор - мированного аккумулятора во время его хранения на складе до момента приведения в действие, предприятие заполняет аккумуляторы перед их отправкой потребителю твердой щелочью. Окрашенный аккумулятор укладывают на приспособлении на широкую сторону вниз крышкой и с помощью дозатора в него засыпают навеску щелочи. Затем устанавливают аккумулятор вверх крышкой и укрепляют на ней клапанную пробку.
Навеска твердой щелочи для аккумулятора ТЖН-250 140±20 г, для ТЖН-400 230±20 г.
При формировании производится отбраковка дефектных аккумуляторов: короткозамкнутых, имеющих недостаточную емкость (малое время разряда) или течь сосудов.
Отбраковка аккумуляторов, не подвергаемых формировке (с твердой щелочью), по внутренним дефектам производят измере - ниєм напряжения на их борнах. Прибор для измерения построен на основе пробника аккумуляторного типа М 269 с микроамперметром, в который встроен источник питания I—1,5 В.