ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ
ГЕРМЕТИЗАЦИЯ УПАКОВКИ И ХРАНЕНИЕ БАТАРЕЙ
После оплавления мастики остается только вложить в горловину крышки элементов резиновые герметизирующие диски, завинтить пробки, упаковать батарею в бумагу и отправить ее на склад. Однако прежде производят проверку сборки батарей на герметичность и короткое замыкание. Герметизация элементов батареи необходима для того, чтобы в сухозаряженных батареях воздух не проникал внутрь ячеек и не окислял активную массу отрицательных электродов.
Герметизация крышки мастикой также необходима для обеспечения непроливаемости электролита во время эксплуатации батарей.
Испытание батарей на герметичность производят под давлением или вакуумом при разности давлений по отношению к окружающей атмосфере в 150 мм рт. ст.
На рис. 143 показана схема установки для контроля батарей на герметичность с применением вакуума.
Рис. 143. Схема установки для проверки собранных батарей на герметичность: 1 — вакуумметр, 2 — кран, 3 — пробка, 4 — батарея |
Установка присоединена к вакуумному насосу. После крана 2 одна ветвь гибкой трубки направляется к батарее 4 и заканчивается резиновой пробкой 3, другая ветвь — к вакуумметру 1. Пробкой плотно закрывается отверстие в крышке каждого элемента батареи. После закрытия элемента пробкой кран открывают и в
элементе создается вакуум, близкий к 610 мм по показанию вакуумметра. В момент достижения этого вакуума кран закрывают и вакуумный насос отключается. Если герметичность укупорки элемента хорошая, то показание вакуумметра не должно изменяться в течение 3—5 с.
Проверка батарей на короткое замыкание производится следующим образом. Через испытуемый элемент и последовательно подключенный вольтметр на 20 В с внутренним сопротивлением около 3000 Ом пропускается ток от 36-вольтовой батареи.
При коротком замыкании происходит мгновенное полное отклонение стрелки вольтметра. Небольшие отклонения стрелки указывают на повышенную влажность сепарации, проводящей электрический ток. Обычно по ТУ требуется полное отсутствие отклонения стрелки, однако практически отклонения всегда имеют место, так как в сепараторах допускается содержание влаги до 2%.
В последнее время стали допускать отклонения стрелки на 8— 10 В, что соответствует примерно сопротивлению 8—10 кОм.
После контроля качества сборки в отверстие крышки вставляют резиновые герметизирующие диски и плотно ввинчивают вентиляционные пробки.
Конструкция пробок предусматривает, с одной стороны, выход из аккумулятора газов, возникающих при заряде и подзаряде, с другой — максимально возможное улавливание брызг и мельчайших капель серной кислоты, захватываемых газами.
Поскольку пробка имеет вентиляционное отверстие, герметичность укупорки обеспечивается круглыми укупорочными дисками, вкладываемыми под пробки.
При подготовке батареи к эксплуатации герметизирующие диски заменяют герметизирующими шайбами.
В настоящее время применяют полиэтиленовые пробки с заплав - ленным бугорком вентиляционным отверстием. Эластичность полиэтилена позволяет обходиться без укупорочных резиновых шайб и колец. Вводя в действие батареи, бугорок срезают.
Готовые батареи завертывают в 2—3 слоя оберточной бумагой и затем отправляют на электрокарах или на воздушных цепных транспортных конвейерах (рис. 144) непосредственно к автомобильному или железнодорожному транспорту либо на склад. На монорельсе, протянутом по нужному направлению, на роликах-каретках 2 со скоростью 1—2 м/мин катятся подвешенные полочки или корзины 3. Полочки подвешены по всей длине пути на равном расстоянии в 1—2 м друг от друга. Все каретки связаны между собой цепями 1. Движение цепи осуществляется специальными ведущими колесами через редуктор электродвигателя. Движение транспортера непрерывное или прерывисто-периодическое. На склад направляют готовые батареи, со склада транспортер доставляет в сборочный цех моноблоки.
Таким образом, у сборочного конвейера не образуется промежуточных складов моноблоков и готовых батарей. Батареи складывают друг на друга в боковом положении штабелями.
Производительность сборочных конвейеров зависит от типа собираемых батарей и обычно колеблется от 500 до 2500 шт. за шестичасовую смену.
Водород, необходимый для операции пайки и сварки деталей из сплава свинца с сурьмой при сборке аккумуляторных батарей и формировочных баков, получается электролитическим разложением (электролизом) воды. Для этого применяют специальные электролитические ванны.
Водород и кислород отводят от анодных и катодных участков, собирают в общие системы трубопроводов и очищают от примесей щелочи. Водород направляют в цехи по назначению, кислород обычно выпускают в атмосферу.
Электролизер состоит из 100 ячеек, рассчитан на постоянный ток с максимальной силой 610 А и рабочим напряжением 230 В. Электролитом является 20%-ный раствор едкого натра. Рабочая температура ваины 30° С. Расход электроэнергии на 1 м3 водорода составляет 5—6 кВт-ч. Производительность электролизера около 24 м3/ч.
Основным элементом контроля работы электролизера является поддержание в системе газопровода определенного давления соответственным регулированием силы тока, проходящего через электролизер, и равномерным питанием электролизера водой.
Содержание кислорода в водороде допускается не более 2% по объему. Большее содержание кислорода является взрывоопасным — образуется так называемая гремучая смесь.
Рис. 144. Транспортировка воздушным цепным конвейером собранных батарей на склад |