Производство стекла
Как уже указывалось, основными материалами для изготовления стекла до позднего времени служили кварцевый песок, карбонат кальция, природная сода или растительная зола и небольшое количество окрашивающего вещества. Можно почти не сомневаться, что карбонат кальция первоначально не добавлялся и его присутствие было неизвестно. Его употребление не было преднамеренным, он попадал как примесь в песке, поскольку практика показала, что для получения желательных результатов следует пользоваться песком из определенных мест, то есть кварцевым песком, содержащим естественную примесь карбоната кальция. Такого песка в Египте довольно много.
Все составные части помещались в глиняные тигли и сильно нагревались в специальной печи до их полного сплавления и соединения и до тех пор, пока основная масса образующегося в результате этого стекла не становилась однородной и светлой. Искусный, опытный мастер мог определить этот момент на глаз, в некоторых случаях
Небольшое количество сплавившейся массы брали щипчиками для пробы[3585]. По окончании плавки стекло разливали в формы или отливали небольшими порциями и скатывали в тонкие круглые прутья, которые затем раскатывали в полоски и разрезали на маленькие кусочки для инкрустаций. Часто стеклянной массе давали остыть в тигле, который затем обламывался, так же как верхний пенистый слой (образовавшийся в результате улетучивания углекислого газа и кристаллизационной воды) и грязный нижний слой (от осевших на дно примесей); после этого стекло переплавляли и по мере надобности пускали в дело. Петри нашел в Эль-Амарне маленькие тигли, имевшие от 5 до 7,5 см в глубину и в диаметре65, но, судя [305] по величине сохранившихся до нас стеклянных сосудов, иногда должны были применяться тигли гораздо больших размеров. В Нью-Йорке хранится глыба стекла[3586] такой величины, что тигель для ее выплавки должен был иметь вместимость не меньше 5000 куб. см. На большей части так называемых стекольных заводов в Каире, очень маленьких и очень примитивных, в которых не варят новое стекло, а лишь переплавляют старые бутылки, вновь используя полученный таким образом материал, вообще нет отдельных тиглей, а котлы, в которых плавится стекло, с самого начала вмонтированы в печь, составляя с нею одно целое, причем на каждую печь приходится по три котла, за каждым из которых наблюдает один из трех рабочих. Не лишено вероятности, что эта практика сохранилась с древних времен. Если так, то отдельные тигли, в тех случаях когда ими пользовались, очевидно, всегда были небольшими, так как употреблялись только для особых целей.
До позднего периода бусы изготовлялись вручную, поштучно: тонкую стеклянную нить обвивали вокруг медной проволоки, обламывая нить после каждой готовой бусины[3587]. В коптский период применялся другой способ: вытягивали стеклянную трубку нужного диаметра и затем разрезали ее на отдельные бусины67.
Вазы формовались на шишке из песчанистой глины, обернутой и завязанной в кусок ткани и насаженной на медный или деревянный прут, игравший роль рукоятки. Формовочную шишку окунали в расплавленное стекло и быстро повертывали несколько раз для более равномерного распределения стеклянной массы. Однако этот прием несовершенен, так как стенки готовых сосудов никогда не бывают равномерной толщины. Очевидно, шишку с обволакивающей ее вязкой стекольной массой вращали недолго, судя по тому, что пузырьки воздуха в стекле обычно имеют сферическую форму, а не удлиненную, которую они получили бы, если бы шишку вращали много раз. Если нужно было получить орнамент, вазу, пока стекло было еще мягким, обвивали снаружи [306] тонкими прутками цветного стекла причем при выполнении весьма распространенного волнистого рисунка пруток накладывали не прямо, а волнообразно или зигзагом. После этого вазу прокатывали, вероятно, на каменной плите, чтобы выровнять ее поверхность. Бортик, ручки и поддон в случае надобности приделывались отдельно, после чего прут вытаскивали и шишку удаляли.
Маленькие фигурки и такие предметы, как более крупные и сложные детали
-68,69 тт
Инкрустаций, могли изготовляться только отливкой. Дутое стекло стало известно только с римского периода, по словам Гардена — приблизительно с начала нашей эры69,70.
Стеклянную мозаику часто называют эмалью, пастой или стеклянной пастой. Конечно, это не эмаль, которая, хотя и является стекловидным материалом, применяется в толченом виде и вплавляется в назначенное ей место на жару, тогда как древнеегипетское стекло для мозаики всегда резали или формовали и закрепляли на месте при помощи какого - нибудь связующего вещества. Термины «паста» и «стеклянная паста» неудовлетворительны
Потому, что они бессмысленны; они употребляются нередко весьма свободно, иногда даже умышленно, во избежание излишней ответственности. К тому же термин «паста» в применении к стеклу имеет весьма определенное техническое значение и обозначает стекло с высоким коэффициентом преломления и особым блеском. Паста изготовляется для имитации некоторых современных драгоценных камней, в особенности бриллиантов, и этот термин неправильно применять к тому мягкому без блеска и искристости стеклу, которое выделывали древние египтяне для имитации драгоценных или полудрагоценных камней. Нам кажется поэтому, что термины «паста» и «стеклянная паста» должны быть забракованы и что материал, о котором идет речь, должен называться тем, чем он является на самом деле, то есть стеклом. [307]