Орнаментация
Помимо украшения керамики при помощи таких средств, как светлый глиняный ангоб, красная облицовка, зачернение дымом (либо всего сосуда, либо только верхней части) и лощение, древнеегипетскую посуду иногда украшали нарезным или красочным орнаментом или росписью с изображением фигур и сцен. Рассмотрим эти способы орнаментации. [577]
Нарезной орнамент. Примеры нарезного орнамента мы находим на коричневых и черных горшках тасийской культуры, на черной египетской и нубийской керамике додинастического периода и на коричневой и черной нубийской посуде группы «С». На всех этих сосудах до обжига вырезывался геометрический орнамент и углубленные линии заполнялись белой краской. Куибел, говоря о египетской керамике[2035], пишет, что это, «вероятно, был гипс», хотя и не приводит никаких доказательств в пользу этого предположения. Еще одним примером нарезного орнамента является «волнообразный» узор на лучших образцах бадарийской керамики.
Роспись (орнамент, фигуры, сцены). Петри делит крашеную древнеегипетскую керамику на две группы: керамика «с белым крестолинейным орнаментом» и «расписная» керамика[2036].
В первую входят изделия, покрытые тонким слоем темной красновато-коричневой (почти шоколадной) облицовки из окиси железа. После покрытия облицовкой сосуды лощили и расписывали до обжига геометрическими орнаментами или изображениями людей, животных и растений. Роспись наносилась белой или желтовато-белой краской. Петри называет эти изделия «лощеной красной керамикой с белым крестолинейным орнаментом»[2037] и говорит56, что она «расписана белым глиняным ангобом по фону полированной красной керамики». В другом месте, однако, он утверждает[2038], что «эта белая краска была нанесена поверх ярко-красного[2039] облицовочного слоя гематита». Франкфорт пишет[2040], что эти сосуды [578] сделаны из железистой глины и покрыты прямолинейным орнаментом, нанесенным белой меловатой краской по облицовочному слою красного гематита. Чайлд считает[2041], что «это преимущественно красная лощеная керамика, украшенная узорами, нанесенными матовой белой краской». Эта керамика «с белым крестолинейным орнаментом» существовала сравнительно недолго и исчезла, уступив место «расписной» керамике, на которой мы сейчас и остановимся. Ритчи, исследовавший образцы из Арманта, подтверждает слова Петри о том, что роль белой краски играла белая глина[2042]. В связи с этим можно упомянуть, что при раскопках додинастического могильника в Махасна в одном месте было найдено большое количество белой глины[2043].
«Расписная» керамика относится также к додинастическому периоду, но она появилась позднее керамики с «белым крестолинейным орнаментом». Она бывает иногда неопределенного бурого, а иногда бледно-красного цвета. Что касается росписи, которая наносилась до обжига и представляла собою преимущественно изображения судов и болотных птиц и изредка людей и животных, то краской для нее служила темная красновато-коричневая окись железа, часто с легким фиолетовым оттенком. Иногда горшок бывает покрыт бурыми и розоватыми пятнами. Изделия бурого цвета ценились, по-видимому, так высоко, что иногда этот цвет придавался керамике искусственно, путем нанесения до росписи на бледно-красный горшок тонкого слоя бурого ангоба. Бледнокрасные горшки изготовлялись, вероятно, из того же материала, что и бурые, но обжигались при более низкой температуре, поскольку сосуды, которые я подвергал сильному обжигу в муфельной печи при температуре около 1000°С, приобретали зеленовато-серую окраску.
Описывая «расписную» керамику, Пит говорит[2044], что это «нелощеные сосуды, иногда ангобированные, а иногда [579] нет», сделанные из «розоватой или желтоватой глины». Франкфорт пишет[2045], что «краска (за исключением некоторых случаев) нанесена прямо на розовато-желтоватую поверхность сосуда без всякого промежуточного слоя ангоба». По словам Чайлда[2046], эта керамика включает «сосуды из светло-желтой глины с коричневатокрасной росписью». Петри же считает, что «роспись на поздних сосудах доисторического периода наносилась тусклой красной краской по светло-желтому фону»[2047].
Я исследовал в Каирском музее шестьдесят девять образцов этой «расписной» керамики додинастического периода: тридцать пять из них (51 %) были бурого цвета, двадцать два (32 %) — розовато-бурого, четыре (6 %) — частично бурого, частично розового, три (4 %) — бледно-красного цвета с бурым ангобом и пять (7 %) — чистого бледно-красного цвета, который едва ли был первоначальным цветом, а скорее появился в результате намеренного удаления при мытье бурого слоя. По словам Брайтона[2048], «вся поверхность большинства додинастических расписных горшков была покрыта тонким беловатым слоем для того, чтобы краска лучше выделялась на светлой поверхности, чем она выделялась бы на простом красном фоне. Эта облицовка, легко растворимая в воде, в большинстве случаев сошла, особенно на тех горшках, которые приходилось мыть или замачивать в воде для удаления соли». Краска во всех случаях темного красноватокоричневого цвета.
До времени появления «расписной» керамики единственной глиной, применявшейся в Египте для изготовления гончарных изделий, была глина, нанесенная и отложенная водами Нила либо в Дельте, либо по берегам реки. Глины разных местностей различались между собой главным образом степенью тонкости частиц и содержанием песка; в некоторых местах в Верхнем Египте встречалась глина с большой примесью крошечных чешуек слюды. Однако глина, применявшаяся для изготовления бурой керамики, была не речного происхождения, а [580] продуктом пустыни. Она представляет собой тесную смесь мелкоструктурной глины с мельчайшими частицами карбоната кальция, вымытыми из окаймляющих долину Нила известняковых холмов и отложившимися близ устьев или в устьях небольших долин, впадающих в главную долину. Два наиболее известных месторождения таких глин находятся в Кена и Балласе (Верхний Египет), где разработка глины ведется с древних времен. Другие, не менее важные залегания встречаются в Среднем Египте, например в Сохаге[2049]. На языке геологии это вещество называется известковой глиной, или мергелем. Глина из долины Нила после обжига всегда приобретает коричневый или красный цвет, тогда как мергелевая глина становится при слабом обжиге бледно-красной или розоватой, а при сильном — бурой, желтоватой или зеленовато-серой. Чем выше температура, тем более зеленым выходит из обжига изделие. Этим объясняется не только разнообразие в расцветке керамики, но и тот факт, что иногда горшок, который обожгли с расчетом сделать его бурым, выходит из обжига частично или целиком розовым: температура могла быть недостаточно высокой или неравномерной. Высокая температура, необходимая для получения керамики бурого цвета, может придать фиолетовый оттенок красной окиси железа, применяемой в качестве краски для росписи сосудов, поскольку некоторые сорта красных окисей железа становятся под воздействием сильного жара фиолетовыми[2050]. Вот что пишет Маккей относительно этого фиолетового цвета[2051]: «На многих керамических изделиях додинастического периода в Египте мы находим краску теплого фиолетово-черного оттенка. Основой этой окраски является марганец, который хорошо выдерживает жар печи во время обжига посуды». Однако краска на «расписных» сосудах додинастического периода никогда не бывает совсем черной, и поэтому основой ее не может быть черная окись марганца, к тому же черная окись марганца не приобретает под воздействием сильного жара фиолетового оттенка. Правда, фиолетовая окраска глазури [581] и стекла часто является следствием применения окиси марганца, образующей фиолетовые соединения с другими присутствующими ингредиентами; когда же окисью марганца просто расписывают глиняную поверхность сосуда и после росписи сосуд обжигают, таких соединений не образуется. Зато некоторые окиси железа приобретают при обжиге фиолетовый оттенок; таким образом, фиолетовый цвет является указателем того, что краска состоит из окиси железа, а не из окиси марганца. Приведенный мною анализ проб фиолетового вещества с додинастической «расписной» керамики подтвердил правильность этого вывода. Во всех случаях я обнаружил окись железа и не нашел никаких соединений марганца. Поскольку роспись наносилась до обжига, не может быть и речи об употреблении какой бы то ни было черной краски углеродистого происхождения, так как углерод выгорел бы во время обжига. Насколько мне известно, черная краска, так давно и широко применявшаяся в росписи гробниц, вообще не применялась в керамическом производстве до XVIII династии, когда ее стали наносить на изделие после обжига.
Рассмотрим коротко гончарные изделия эпохи XVIII династии. Мы уже говорили о природе и окраске некоторых глиняных кувшинов для вина конца XVIII династии, найденных в гробнице Тутанхамона. Я обследовал ряд гончарных изделий этого же времени из Эль-Амарны и Гизэ; это была бурая керамика, расписанная после обжига светло-синей, красной и черной красками. Синей краской служила обычная синяя египетская фритта, красной — красная охра, а черной — углерод. В одном случае, однако, черная краска на буром керамическом изделии оказалась окисью марганца, а в другом случае, на красном керамическом сосуде с желтовато-белым ангобом, — черной окисью железа с очень небольшой примесью окиси марганца. Обе эти окиси часто встречаются в природе совместно, и возможно, что мастера в одном случае ошибочно приняли смесь этих веществ за чистую окись марганца. Несколько образцов крашеной керамики XVIII династии покрыто лаком[2052]. [582]