Обжиг
Сосуд, наконец, обжигают, чтобы удалить воду, химически связанную с основным веществом, — процесс, [559] необходимый для превращения непрочной рыхлой
Размягчающейся от воды глины в твердую крепкую камнеобразную массу, не подверженную воздействию воды. Эта реакция происходит при нагревании до температуры от 500 до 600°С;
По мере того как температура поднимается (выше 500°С, глина быстро отдает связанную
18
Воду, составляющую 13-14 % всего вещества .
Что касается способа обжига, то можно почти не сомневаться, что на ранней стадии производства высушенные горшки обжигались прямо на земле в куче топлива, вероятно покрытого навозом для сохранения тепла, как это делают в наши дни суданские гончары и примитивные народы в других местах земного шара, Топливо состояло главным образом из соломы, мякины, навоза, тростника, камыша и сушеной болотной травы. Позднее эту кучу, возможно, стали окружать невысокой стенкой из глины, а поверхностный слой навоза уступил место глине, что, наконец, привело к созданию простейшей гончарной печи с перегородкой между горшками и топливом. Гончарная печь, изображенная в одной гробнице V династии в Саккара[2010], свидетельствует о том, что, очевидно, в ту эпоху такие печи уже прочно вошли в практику. Гончарные печи изображены также в гробницах
XII династии в Бени-Хасане[2011] и в одной гробнице XVIII династии в Фивах[2012].
Цвет
Важным свойством керамики является ее цвет, к рассмотрению которого мы и перейдем.
Цвет керамики, помимо ангоба, жидкой красочной облицовки или росписи, зависит от нескольких факторов, но прежде всего от сорта глины и характера обжига. Даже простое перечисление различных цветов и оттенков керамики довольно затруднительно, отчасти [560] ввиду их большого разнообразия, а отчасти потому, что некоторые цвета обычно определяются такими терминами, как «желтоватый» или «бурый», которые сами по себе весьма неточны, а потому постоянно употребляются в различных значениях. Цвета простой некрашеной и нерасписной керамики следующие: коричневый, черный, красный, частично черный и частично красный и серый. Рассмотрим эти цвета и попробуем определить, как они получались.
Коричневый цвет гончарных изделий обычно является цветом самой глины, который не изменился или лишь слегка изменился (помимо некоторого посветления при сушке) в результате несовершенного обжига. На такой керамике часто можно видеть черные пятна неопределенной формы, которые являются следами дыма и свидетельствуют об обжиге в слабом коптящем пламени. Этот цвет, хотя обычно свойственный самой примитивной керамике, встречается почти во все периоды. К этому типу принадлежит египетская неолитическая керамика и часть тасийской керамики.