Обработка меди
Чтобы придать форму кускам сырцовой меди, полученным в результате дробления выплавленной массы (всегда небольшой), и сделать их пригодными для употребления, необходимо было подвергнуть их ковке. Люди рано обнаружили, что медь — довольно мягкий и ковкий металл и что при обработке молотом она уплотняется и освобождается от некоторых наиболее грубых примесей. В более позднюю эпоху сырую медь, по-видимому, переплавляли для улучшения ее качества. Брайтон нашел в округе Кау-Бадари тигель, вероятно для переплавки или отливки меди, который, по его описанию[1168], «сделан из грубой серой глины или золы; внутренняя поверхность его местами сплавилась в стекло, и на ней сохранились следы медного шлака. С внешней стороны тигель покрыт чем-то вроде штукатурки. В стенке тигля на половине высоты имеется отверстие, но носика нет. Высота тигля около 12 см». Петри также нашел тигли, применявшиеся для плавки меди, но он не дает их подробного описания[1169]. Поскольку в раннюю эпоху не было таких приспособлений, как специальные щипцы для держания горячего металла, ковка вначале [336] поневоле была холодной, о чем свидетельствует микроскопический анализ древних медных изделий.
Позднее было обнаружено, что медь значительно легче и скорее формовать путем плавки и отливки ее в формы. Формы были открытыми. Петри утверждает[1170], что их «вырезали из толстого куска керамики и обмазывали внутри ровным слоем тонко отмученной глины с золой». Мне это кажется излишне сложным; гораздо проще было бы выдавить форму ранее сделанного предмета в сырой глине, а затем высушить ее и обжечь, в результате чего получилась бы керамическая форма. Употреблялись также и каменные
Формы, примером которых, по-видимому, может служить форма, найденная в Синае
128
Де Морганом. Насколько мне известно, древнейшим примером литья является топор среднего додинастического периода, найденный Брайтоном. Исследовавший его Г. Карпентер пишет, что «он был отлит в грубой форме, а затем либо подвергнут холодной ковке и закален, либо откован в горячем состоянии»[1171].
Трубки для дутья употреблялись уже при V династии, поскольку они изображены в одной из гробниц этой эпохи[1172], меха же появились только в период XVIII династии[1173].
При изготовлении кинжала, ножа или долота режущий край, естественно, приходилось отковывать для отточки и придания ему нужной формы. Ковка увеличивала твердость металла, и это не могло долго оставаться незамеченным. Но при слишком продолжительной ковке медь становится хрупкой. Это также было [337] скоро замечено, и против этого были приняты меры. Средством понижения хрупкости меди служит нагревание ее до температуры от 500 до 700° по Цельсию. Процесс этот называется отжигом, или отпуском, и цель его — сделать медь не твердой, как иногда ошибочно утверждают, а мягкой. Единственным средством придания меди твердости была ковка, и так называемый «утраченный секрет», о котором так часто говорят, является мифом. Деш на опыте доказал, что медь с исходной твердостью 87 (по шкале Бринелля) можно одной лишь ковкой довести до твердости 135[1174]. Твердость испытанной тем же способом современной стали колеблется
133
От 100 до 800 . Процесс ковки вызывает изменения кристаллического состояния, при
Которых медь тверже, чем в обычном состоянии. Через некоторое время это ненормальное состояние проходит и медь возвращается к своему обычному мягкому состоянию[1175].
Египтяне очень рано достигли высокого мастерства в обработке меди. Пожалуй, самыми замечательными образцами их искусства являются большая статуя Пепи I (VI династия) и найденная вместе с ней небольшая статуя — древнейшие известные нам
135
Египетские статуи из металла, причем одна из них является и самой крупной. Часто утверждают, что эти статуи сделаны из бронзы. Основанием для этого служат опубликованные Масперо результаты анализа[1176], произведенного в Риме профессорам Моссо, согласно которому в состав металла входит 6,6 % олова. Сам Масперо не придает этому никакого значения и называет металл медью. По всей вероятности, здесь произошла какая-то ошибка. Очевидно, Моссо подверг анализу пробу от [338] какого-то другого предмета, а не от этой статуи. Материал был исследован также д-ром Глэдстоном, который пишет, что присутствие олова сомнительно[1177]. Я сам подверг анализу пробу, взятую от большой статуи, и не обнаружил в металле олова. После этого анализ произвел и профессор Деш, по опубликованному подробному отчету которого в пробе оказалось 98,2 % меди. Олова же вообще не было[1178]. До сих пор не удалось точно установить, выкованы эти статуи или изготовлены методом литья. Имеются высказывания в пользу как того, так и другого способа. Мне кажется, что, если бы статуи были отлиты, они должны были бы отливаться в закрытых формах, а это в тот период было неосуществимо ввиду выделения из металла при остывании пузырьков газа, поглощенного из атмосферы во время плавки. Древнейшим в Египте примером отливки меди в закрытых формах являются, по-видимому, четыре медных ящика, найденных Французской археологической экспедицией в Тоде в Верхнем Египте[1179]. Их приблизительные размеры при толщине металла 1 мм равны в двух случаях 30 х 19 х 13 см, а в двух других — 45 х 29 х 19 см. Крышки выдвижные, на дне каждого ящика имеется по две крестовины. Значительная часть поверхности ящиков покрыта ямками, которые я считаю результатом дутья, а не коррозии, хотя поверхность металла корродирована. На очищенном мною большем из двух ящиков, хранящемся в Каирском музее[1180], оказалось небольшое пятно неправильной формы на нижней стороне крышки и очень большое пятно на дне ящика, занимающее почти половину дна. Я считаю, что эти пятна — брак при литье. Хотя содержимое ящиков и было неегипетским, все же в высшей степени вероятно, что сами ящики были сделаны в Египте, поскольку надписи на них выполнены египетскими гиероглифами. [339]
Прекрасными образцами ранних изделий из меди являются таз и кувшин, найденные Рейснером в гробнице царицы Хетепхерес (IV династия)[1181]. Таз и корпус кувшина выкованы, носик же кувшина отлит и вставлен в проделанное для него отверстие. По-видимому, он был закреплен путем холодной ковки, поскольку ни сварка, ни пайка твердым или мягким припоем в то время еще не были известны; они были открыты много позднее. Гарленд и Банистер утверждают, что «нет никаких свидетельств применения сварки, твердого припоя из меди или бронзы или мягкого припоя до позднеримского периода»[1182]. Петри[1183], а также Финк и Капп[1184] упоминают другие подобные же тазы и кувшины из царских гробниц, сделанные при помощи той же техники. Известен один кувшин времен Древнего царства, у которого носик прикреплен медными заклепками[1185].
Мягкий припой не был известен до позднего времени; однако я знаю один случай применения твердого припоя для спаивания меди в гробнице Хетепхерес. Однажды я чистил цилиндрические медные втулки для вертикальных подпорок балдахина, сделанные из свернутых в трубку листов меди с заходящими друг на друга краями. Вдруг я заметил тонкий серебристо-белый слой по обеим сторонам швов и между двумя слоями меди. Анализ показал, что этот слой состоял если не целиком, то в значительной степени из серебра, хотя нельзя совершенно исключить присутствие в нем небольшого количества меди. Совершенно очевидно, что он играл роль припоя. Припой на бронзовой флейте поздней эпохи «почти не уступает по составу лучшим современным припоям»[1186]. Как серебряные, так и медные трубы из гробницы Тутанхамона спаяны, и, по-видимому, серебром. [340]
147 148
Практиковалось также покрытие меди серебром (один пример) и золотом (много примеров).
Известно, что тонкая листовая медь употреблялась еще в эпоху I династии для покрытия деревянных изделий, причем металл прикрепляли медными гвоздиками. Тонкие полоски меди в очень раннее время применялись для скрепления дерева.
Анализ древних изделий из меди[1187] показал, что (как и следовало ожидать) медь никогда не была чистой, а всегда содержала небольшое количество примесей, чаще всего сурьму, мышьяк, висмут, марганец, железо, никель и олово. Общее количество примесей обычно не достигало 1 %, но иногда бывало и больше. Все эти посторонние вещества попадали в медь из руды и, за исключением висмута, являющегося вредной примесью, делали медь более твердой.
Иногда по поводу этих примесей можно услышать, например, такие утверждения: «Для придания меди большей твердости к ней добавляли в небольших количествах различные присадки: висмут, марганец, мышьяк и олово; это достигалось, вероятно, путем смешения руд и дальнейшего восстановления»[1188], или «до этой эпохи медь употреблялась лишь с небольшими количествами примесей, придававших ей большую твердость»[1189].
Эти утверждения приписывают намеренным действиям то, что на самом деле было результатом естественных условий. Они не только противоречат вероятности, но и не подтверждаются никакими конкретными данными. Из всех металлов в Египте умышленно прибавляли к меди только олово, в результате чего получалась бронза. Позднее для облегчения литья в бронзу стали прибавлять свинец.