Можжевеловые ягоды
Ягоды можжевельника, обычно Juniperus phoenicea, но иногда и J. drupacea, часто встречаются в древнеегипетских могилах. Древнейшей такой находкой является ягода, сохранившаяся с додинастического периода, ботанический вид которой не определен[1692]. Скиапарелли нашел можжевеловые ягоды в одной гробнице XVIII династии[1693]. Я определил, что ягоды, найденные в большом количестве в гробнице Тутанхамона, были можжевеловыми. Они наполняли четыре корзины, причем в двух были более крупные, а в двух — более мелкие ягоды. Кунт обнаружил можжевеловые ягоды в коллекции
222 223
Пассалаква, Лоре упоминает о таких же ягодах из двух гробниц в Фивах ; Ньюберри обнаружил «несколько веток... на которых еще держались ягоды», в мумиях крокодилов,
224
Найденных Петри в Хавара ; Эллиот Смит и Вуд Джонс в своем описании найденных в Нубии покойников христианской эпохи упоминают «маленькие круглые ягоды»[1694]. Я тогда же видел эти ягоды и считаю их можжевеловыми. В своем сообщении относительно некоторых найденных в этих же раскопках веществ я писал[1695]: «В Нубии, в одном могильнике, датируемом приблизительно V веком н. э., покойники... были засыпаны большим количеством соли, смешанной в некоторых случаях с уже упоминавшимися маленькими [476] круглыми плодами или ягодами». Эти слова относятся к переданному мне Смитом другому образцу предохраняющего от разложения вещества от одной коптской «мумии» V века н. э. из Наг-эль-Дейра. Оно «состояло из смеси поваренной соли
227
С маленькими круглыми плодами или ягодами величиной с горошину» . В своем описании
Коптского монастыря св. Епифания в Фивах Уинлок говорит[1696]: «После этого покойника клали на первый погребальный покров и между его ногами, и по всему телу, а также с внутренней и наружной сторон непосредственно прилегающих к телу пелен пригоршнями сыпали каменную соль и можжевеловые ягоды», и далее: «ягод Juniperus phoenicea хватало для применения их в большом количестве как средства для бальзамирования».
В Каирском музее хранятся можжевеловые семена и ягоды эпохи XX династии из обнаруженного в Дейр-эль-Бахри «тайника» с царскими мумиями, а также можжевеловые ягоды времен XXVI династии из Курны.
Ясно, что можжевеловые ягоды клали на тело или на основании каких-то приписываемых им воображаемых противогнилостных свойств, или из каких-то ритуальных соображений. Но если бы им приписывали бальзамирующие свойства, их не ставили бы, как мы это иногда видим, в корзинах и сосудах в гробницы, поэтому вероятнее предполагать, что они всегда имели символическое значение. Я считаю, что эти ягоды непосредственно связаны с кедровым деревом, употреблявшимся для изготовления гробов и ковчегов, и с «кедровым маслом», применявшимся для умащения тел усопших; и то и другое играло важную роль при погребении царей и знатных лиц. Дело в том, что, как я указывал в одной
Моей статье[1697], «кедровое масло», по-видимому, добывалось вовсе не из кедра,
А представляло собою летучее можжевеловое масло, извлекавшееся из ягод путем замачивания их в каком-нибудь обычном эфирном масле; вероятно, и самая древесина кедра заменялась иногда можжевеловым деревом и древесиной других хвойных пород. [477]
Хотя можжевельник и распространен по всему остальному Средиземноморью, он не растет в Египте. Однако большое количество можжевеловых ягод, встречающихся в египетских гробницах, привело к возникновению теории, что когда-то это дерево в изобилии росло в Египте, хотя никаких подтверждающих это данных не имеется. Если придерживаться этого взгляда, то следует считать, что можжевельник был особенно распространен в раннехристианскую эпоху в Верхнем Египте (поскольку ягоды его больше всего употреблялись в Верхнем Египте и в очень позднее время), а это уже совсем невероятно. Значительно вернее предполагать, что и можжевеловые ягоды и можжевеловое дерево ввозились из Западной Азии. Как я слышал, еще в 1943 году на склонах Джебель - Телле (к северу от Некля) на Синае росло около сотни небольших можжевеловых деревьев, неизвестно какой разновидности, высотой до восьми метров.