Красный фаянс (вариант С)
В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую или почти белую основу. Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времен
38
III династии из Саккара, находящиеся в настоящее время в Каирском музее, а также два образца эпохи XVIII династии из Эль-Амарны. Обычно же красный фаянс представляет собою отдельную разновидность, в которой красной бывает сердцевина, глазурь же может быть иногда красной, а иногда почти бесцветной.
«Красный цвет, — говорит Петри, — от кирпично-красного до каштанового, характерен для эпохи Эхнатона и никогда, или почти никогда, не встречается в эпоху Рамессидов и в более поздние времена»[960]. С тех пор как Петри написал эти строки, было найдено много новых образцов красного фаянса. Кроме уже упомянутых нами плиток, мы встречаем упоминание о таких же красных плитках эпохи III династии из Саккара[961]; Брайтон нашел несколько красных фаянсовых шаровидных бусин (II промежуточный период)[962]; большое количество красного фаянса относится к XVIII, XIX и ХХ династиям. Красный фаянс XVIII династии представлен в виде бус, подвесок к ожерельям и элементов мозаики. Такие подвески и мозаика были очень распространены в Эль-Амарне; подобные же подвески были найдены в гробнице Тутанхамона. От XIX династии (царствование Рамзеса II) и XX династии (царствование Рамзеса III) сохранились изделия из красного фаянса, зарытые под фундаментами зданий; в эти эпохи красный фаянс шел на изготовление бус; из него сделана также мозаика во дворце Рамессидов в Кантире; в эпоху XX династии мы находим мозаику из красного фаянса в плакетах во дворце Рамзеса III в Мединет-Абу. Те из упомянутых предметов, которые находятся в Каирском музее, были исследованы. [263]
При осмотре нескольких образцов раннединастического фаянса, находящихся в Каирском музее, на первый взгляд кажется, что они имеют красную сердцевину и покрыты синей или зеленой глазурью, но при более тщательном обследовании становится ясно, что, хотя поверхность сердцевины в старом изломе и кажется красной или красноватой, окраска эта только поверхностная, вызванная, очевидно, поверхностным окислением присутствующих в веществе соединений железа; глубже — коричневый цвет сердцевины, возможно, вследствие применения в данном случае коричневого песка. Относительно состава красной сердцевины Петри пишет: «...для получения красного цвета к веществу
42
Основы примешивали гематит и все это вместе покрывалось сверху прозрачной глазурью» . Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толченого красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа. Сравнение с образцами красного кварцевого песка, истолченного так же мелко, как вещество сердцевины красного фаянса, и подвергнутого наряду с последним химическому и микроскопическому анализам, показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолченным красным песком (то есть красным кварцевым порошком), а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа.
Красный фаянс не имеет ничего общего с красной глазурованной керамикой арабского периода.