Кассия и корица
По причинам, которые вскоре станут ясными читателю, мы рассматриваем кассию и корицу совместно.
Одной из трудностей изучения вопроса о древних материалах является то, что нередко одно и то же [471] название присваивается в разные периоды разным веществам. Примером этого служат кассия и корица. То, что в древности называлось кассией, иногда оказывается современной корицей.
Кассия и корица очень похожи друг на друга. Обе они представляют собой сушеную кору определенных разновидностей лавра, растущих в Индии, на Цейлоне и в Китае. Кассия добывается из коры — Cinnamomum cassia, а корица — Cinnamomum zeylanicum. Однако кассия грубее корицы и обладает более острым, терпким, но менее тонким вкусом. В древности в кассию и корицу входили не только кора, но также верхушки цветов, ветки и древесина. Листья назывались malabathrum[1670].
Самые ранние известные нам упоминания о кассии в древнеегипетских надписях встречаются в папирусе Гарриса эпохи XX династии, в котором фигурируют кора и древесина кассии[1671]. Первые упоминания о корице относятся к XVIII[1672] и XIX[1673] династиям. В надписях говорится, что корицу получали из Пунта и, хотя она не является природным продуктом Пунта, она могла поступать через него в Египет транзитом. Корица и древесина коричного дерева часто упоминаются в папирусе Гарриса[1674].
И кассия и корица были хорошо известны грекам и римлянам. Их описывают Геродот[1675], Феофраст[1676], Диоскурид[1677], Плиний[1678] и другие античные авторы. Плиний утверждает, что корица «произрастает в стране эфиопов», что, однако, неверно.
В древнеегипетских надписях не говорится о применении кассии и корицы, но вполне естественно предполагать, что их употребляли как приправы и ароматические вещества и, возможно, как благовонные курения. Как мы уже видели, Геродот упоминает кассию, а Диодор — корицу (причем возможно, что оба имеют в виду одно [472] и то же вещество) как материал, применявшийся в бальзамировании.
Нам известны два случая упоминания находки кассии или корицы в связи с мумиями. Так, Осборн рассказывает об одной мумии (вероятно, XX династии), что «все части ее тела были покрыты толстым слоем пряностей... Этот наружный покров толщиной не менее 2,5 см, прослеживаемый во всех местах между кожей и пеленами, все еще сохраняет слабый запах корицы или кассии... но при смешивании этих веществ со спиртом или с водой или при нагревании запах мирры вытесняет все другие запахи»[1679]. Петигрю цитирует Осборна[1680] и добавляет относительно одной исследованной им мумии: «Внутренняя полость тела была заполнена мелкоистолченной древесиной кедра, кассией и т. д. и каким-то землистым веществом»[1681]. Ни то, ни другое определение не может считаться удовлетворительным или окончательным.