Известь
Мысль об использовании в бальзамировании извести была впервые высказана д-ром А. Б. Грэнвиллем[1521], который предполагал, что ее применяли для удаления эпидермы. Петигрю считал19, что это делалось для усиления действия пальмового вина, упоминаемого Геродотом и Диодором, на нижележащие слои кожи. Однако Геродот и Диодор говорили, что пальмовое вино употреблялось для обмывания внутренностей, а не наружной поверхности тела. Единственным свидетельством, приведенным в подтверждение теории применения извести, является то, что Грэнвилль обнаружил на какой-то лишенной эпидермы мумии «следы извести». Однако поскольку карбонат кальция (углекислая известь) всегда содержится в виде небольшой примеси в египетской соде, то весьма возможно, что сода и является источником обнаруженной в этом случае «извести».
Д-р Пауль Гаас, обнаружив в одной мумии эпохи XII династии небольшое количество карбоната кальция (8,6 % из общего количества найденной при анализе извести), решил, что «было бы логично предположить, что известь, в настоящее время присутствующая в виде
Карбоната, первоначально была прибавлена в виде негашеной извести»[1522]. Д-р Маргарет
21
Муррей, суммируя данные Гааса, приходит к тому же заключению. Следует, однако, заметить, что скальная гробница, где была погребена эта мумия, находится в районе залегания известняка [421] и высечена в известняке. Нужно полагать, что гробы (их было два, один внутри другого) были первоначально вскрыты на месте находки. Поэтому не исключена возможность загрязнения мумии известняковой пылью во время погребения или во время вскрытия гробов. Правда, вероятнее предполагать, что такого рода загрязнение произошло во время бальзамирования, до того как тело было запеленато, и, наконец, еще более вероятно, что карбонат кальция присутствовал в примененной для бальзамирования соде. В другой мумии из той же гробницы оказалось только 1,6 % карбоната кальция. Логически это можно объяснить только двумя причинами: либо одна из двух мумий была больше загрязнена известковой пылью, либо одна партия соды содержала большую примесь карбоната кальция. Это тем более вероятно, что оба эти погребения разделены по времени промежутком в несколько лет. В противном случае нам придется предположить применение двух различных способов бальзамирования: один с известью и другой без извести, — а это совершенно невероятно.
Д-р Ф. Вуд Джонс, по-видимому, считает употребление извести при бальзамировании
22
Возможным, судя по тому, что он пишет об «эпидерме, намеренно или случайно удаленной путем воздействия известью».
На самом же деле мы не имеем ни малейших конкретных данных о применении извести в бальзамировании, и, насколько нам известно, она вообще не употреблялась в Древнем Египте до птолемеевского периода[1523].
Соль
Соль в Древнем Египте употреблялась с очень раннего времени для засола рыбы. Поскольку ее в Египте очень много и она очень эффективна как обезвоживающее средство, теоретически можно предположить, что она применялась в бальзамировании; однако мы не имеем никаких свидетельств подобного применения соли (если не считать присутствия ее как случайной примеси в соде) вплоть до времен раннего христианства. Но и в этот [422] период ею пользовались лишь в очень ограниченных масштабах. Сравнительно небольшое количество соли часто клали не непосредственно на тело, а поверх одежды или пелен или между слоями опеленывающих мумию тканей, где ее высушивающее действие было ничтожно. Такое употребление соли, вероятнее всего, не преследовало никаких практических целей, а было частью традиции или ритуала. Однако, несмотря на все данные, свидетельствующие об обратном, до сих пор еще нередко раздаются голоса, настаивающие на том, что при бальзамировании употреблялась соль. Так, например, Шмидт весьма решительно утверждает[1524], что для бальзамирования применялась не сода, а соль. Эллиот Смит пишет[1525]: «Не может быть никакого сомнения в том, что тело и внутренности прежде всего обрабатывались... путем погружения... в ванну из хлористого натрия». Тот же Эллиот Смит и Уоррен Даусон говорят[1526]: «Можно не сомневаться, что почти во все периоды основным предохранительным веществом, применявшимся в Древнем Египте для бальзамирования покойников, была обыкновенная поваренная соль (с некоторыми естественными примесями)». Даусон пишет[1527]: «В самых общих чертах можно сказать, что трупы погружали в ванну с раствором не соды, а поваренной соли (содержащей различные примеси)». Какие различные естественные примеси содержала поваренная соль, авторы не говорят, но если одной из них была сода, то называть ее обычной поваренной солью неправильно, так как это может лишь ввести в заблуждение.
Египетская сода всегда содержит соль, и часто в значительном количестве. В одном исследованном мною образце соды из Эль-Каба было 57 % соли; однако это является исключением, и взятый мною образец не имел никакого отношения к бальзамированию. Такие результаты [423] не типичны для основной массы соды из Эль-Каба; другой образец соды из того же месторождения содержал только 12 % соли. Еще менее типично это для соды из Вади-Натрун, где по четырнадцати исследованным мною образцам максимальное содержание соли было равно 27 %[1528], а минимальное — 2 %. Утверждать, что употреблявшееся для бальзамирования вещество было лишь номинально содой, а на самом деле представляло собою соль, было бы крайне ошибочным. Если присутствие в египетской соде таких примесей, как поваренная соль или сернокислый натрий, лишает ее права называться содой, тогда в Египте вообще нет соды, и нелепо говорить о каких-либо месторождениях соды в Вади-Натрун или других местах.
Приведем все известные нам фактические данные, касающиеся употребления соли при запеленании мумий, в той степени, в какой они отражены в специальной литературе. Д-р Пауль Гаас обнаружил в одной мумии XII династии 1,89 % хлора[1529], что соответствует 4,8 % поваренной соли, тогда как в другой мумии из той же гробницы и почти того же времени оказалось только 0,22 % хлора, иными словами 0,6 % соли. Разницу в содержании соли в этих двух мумиях можно логически объяснить либо употреблением соды различного качества (в одном из этих случаев имеются явные свидетельства применения соды), то есть с большим и с меньшим содержанием соли (оба погребения разделены по времени промежутком в несколько лет), либо предположив, что в одном случае вода для омовения тела была более соленой, чем в другом.
Несколько крошечных кристаллов соли было найдено на кожном покрове плеч мумии Тутанхамона (XVIII династия) и в виде очень небольшого скопления на внутренней поверхности изголовья золотого гроба[1530]. Общее количество соли было так незначительно, что это не могло быть результатом специального применения соли, и маловероятно даже, что это было результатом применения соды с содержанием соли. Гораздо вернее [424] предполагать, что она осталась от воды, которой было омыто тело до пеленания. Хотя наилучшей для этой цели считалась нильская вода, взятая у острова Элефантины, трудно предположить, что во всех случаях применялась именно эта вода, и в данном случае воду могли взять из Нила прямо на месте или из священного водоема[1531], из священного храмового озера или колодца. Вода из трех последних источников могла содержать довольно большой процент соли.
По утверждению Эллиота Смита[1532], мумия Мернепта (XIX династия) была покрыта «толстым слоем соли». Я обследовал эту мумию, находящуюся в Каирском музее, и сделал следующие наблюдения. Кожа, большей частью светло-коричневого цвета, испещрена пятнами и крапинками. Каждое пятно в свою очередь состоит из отдельных белых пятен, в некоторых случаях значительной величины. Крапинки представляют собою многочисленные бугорки того же цвета, что и кожа, покрывающие, как сыпь, грудь и живот, но встречающиеся также и на лбу. Ни белые пятна, ни крапинки не являются солью. Соль, однако, присутствует, но в очень небольшом количестве. Большая часть ее не видна невооруженным глазом, хотя имеется несколько очень маленьких скоплений мельчайших соляных кристаллов, таких мелких, что их почти нельзя рассмотреть без лупы. Общее количество соли так мало, что она вполне может быть результатом применения соды, содержащей соль, или соленой воды для омовения тела, и, по-видимому, присутствие ее и объясняется одной из этих причин.
33
Относительно одной мумии XVII династии Эллиот Смит пишет : «Я передал профессору В. А. Шмидту кусочек кожи... но он не нашел в ней избыточного содержания соли; хлористого натрия в ней содержалось фактически не больше, чем в обычных тканях человеческого тела». Кожа была «мягкой, влажной, эластичной».
Небольшое количество соли было обнаружено в исследованной мною смоле с мумии Несихонсу[1533] (XXI [425] династия), но и она могла также остаться от воды, использованной для омовения тела.
Соль была также обнаружена мною в одной коптской мумии из Наг-эль-Дейра (V век н. э.)[1534] на покойниках раннехристианского периода из местности, близ Ассуана, пелены которых (несколько образцов пелен я также исследовал) были, по словам Рейснера,
36
«тяжелыми и липкими от соли» , и в некоторых тканях тела мумий, исследованных Шмидтом. Шмидт утверждает[1535], что заведомо набальзамированные ткани были большей частью пропитаны солью и что во многих случаях внутренности мумий были сплошь покрыты кристаллами соли, причем больше всего соли оказалось в коптских мумиях (в одном случае в мышцах руки было 8,5 % соли). Раффер, комментируя это сообщение, пишет[1536]: «Наблюдения Шмидта пока не подтверждаются, и они кажутся тем более странными потому, что на так называемых коптских мумиях не видно следов надрезов; соль находилась первоначально на наружном кожном покрове, и непонятно, как при этих обстоятельствах такое большое количество соли, о котором говорит Шмидт, могло проникнуть в мышцы. Я осмотрел поверхность внутренних полостей, мышцы, печень и другие органы коптских мумий. Они действительно были покрыты кристаллами, но это были кристаллы жирных кислот, а не соли[1537]. Между пеленами, которые я не раз обследовал, имеются кусочки обыкновенной поваренной соли; в одном случае в передней части брюшной полости лежал кусок хлористого натрия величиной с кулак; но я сомневаюсь в употреблении большого количества соли, так как в пеленах не наблюдается инфильтрат видимых кристаллов соли и анализы не обнаружили повышенного содержания соли в коже или в мышцах». Многие покойники раннехристианской эпохи, на которых была найдена соль, хотя их и называют мумиями (причем даже археологи), на самом деле не были [426] бальзамированы и поэтому могут быть исключены из нашего обзора, как, например, упомянутый покойник коптского периода из Наг-эль-Дейра, который, хотя и называется мумией в сопроводительном описании к полученной для анализа пробе, тем не менее, по всей вероятности, не был бальзамирован.
Уинлок нашел в Фивах, а я в свою очередь исследовал, кисть бальзамировщика[1538] неизвестной, но поздней эпохи, сделанную из привязанного к палке куска полотна. Анализ показал следы соли и отсутствие соды. Однако следы соли, поскольку речь идет о Египте, еще далеко не показательны, так как соль могла быть от воды, в которой мочили кисть, или от земли, на которой она лежала.
Я исследовал также найденный Лэнсингом в Лиште деревянный предмет эпохи XII династии, который мог служить орудием для бальзамирования[1539]. На нем были следы соли и масляные пятна, но соды не было. Так же как в предыдущем случае, следы соли на этом предмете отнюдь не являются свидетельством употребления для бальзамирования соли.
Даресси нашел в одном саркофаге в Эль-Берше знак «анх» эпохи XII династии[1540]. Он сделан из тонких растительных волокон и покрыт толстым слоем крупных соляных кристаллов, свидетельствующих о том, что он был некогда погружен в концентрированный раствор соли, которая после этого медленно испарялась, так как только таким путем могли образоваться крупные кристаллы. Но откуда взялась эта соль, мы не знаем, и нет никаких оснований полагать, что она имеет какое-нибудь отношение к бальзамированию.
Соль, помимо некоторого количества, встречающегося в качестве примеси к соде, ни разу не была обнаружена среди отбросов бальзамирования (которых найдено немало) или вообще (исключая знак «анх») в каком-нибудь ином виде, наводящем на мысль о применении ее в бальзамировании. Все немногие случаи находки соли, сохранившейся до нас со времен Древнего Египта, были уже перечислены в другой главе[1541]. [427]