Формование
Далее следует рассмотреть вопрос о том, как же такому непластичному материалу, как толченый кварц, придавали определенную форму. Предположение Бертона[944] о том, что фаянсовые изделия вырезывались из песчаника, неприемлемо по многим причинам. Вот основные из этих причин: во-первых, зернообразные частицы применявшегося вещества не имеют естественно округлой формы, характерной для песчаника; они острые и угловатые, что свидетельствует об искусственном дроблении материала; во-вторых, в природе не существует такого чисто белого песчаника, и, наконец, вещество, из которого состоит сердцевина фаянса, настолько рыхло, что оно совершенно непригодно в качестве материала для резьбы. Вопрос был частично разрешен в результате находки очень большого количества краснокерамиковых форм, хотя все они относятся ко времени не раньше XVIII династии. Петри привез из Эль-Амарны около пяти тысяч таких форм, предварительно отбросив большое количество наиболее грубых экземпляров[945]. Уинлок упоминает «сотни форм для бус, подвесок и колец» из мастерских на территории дворца Аменхотепа III[946]. Махмуд Хамза собрал в Кантире «около десяти тысяч форм» эпохи ХЕХ-ХХ династий, «на большей
23
Части которых остались следы краски и пасты, применявшихся в процессе производства» . «Сотни форм для изготовления скарабеев, экспортировавшихся в Грецию, были найдены в Навкратисе»[947] «Такие же формы были обнаружены во многих других местах —
В Мемфисе, Фивах, Гуробе и т. д.»[948]. Описывая эти формы, Петри говорит[949]: «В некоторых из них сохранились остатки кремнистой пасты, которой они были [258] заполнены, когда их выбросили». Большая часть этих форм предназначалась для мелких изделий — украшений, подвесок и скарабеев, но имеются также и более крупные формы для изготовления ушебти и других фигур. Все найденные формы были открытыми или односторонними, то есть они предназначались только для одной (лицевой) стороны изделия. Петри пишет[950], что «пасте придавали в форме приблизительный объем и очертания будущего изделия, а когда заготовка высыхала, отдельные детали доделывались при помощи какого-то заостренного инструмента» и что «крупные предметы изготовлялись по частям; перед глазурованием части собирались и оклеивались при помощи той же пасты». В отношении фаянса из Кантира Хейс говорит, что «статуи и все более крупные изразцы вылепливались от руки, а не формовались... Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на который слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса, глазурь же (...) наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии»[951]. У некоторых форм края в верхней части пересекаются узким желобком, в который вкладывался кусок толстой медной проволоки. После этого форму заполняли пластичной пастой из толченого кварца, которая накладывалась и поверх проволоки. После обжига проволоку выдергивали; в изделии оставалось сквозное отверстие, которым можно было пользоваться для подвешивания.
Хамза нашел в Кантире кусок такой сильно корродированной проволоки, которая
29
В настоящее время находится в Каирском музее. Эта проволока имеет 8,1 см в длину, диаметр же в нынешнем корродированном состоянии колеблется от 1 до 2 мм. Очевидно, именно эти желобки были приняты Петри за «протоки для выхода излишков материала»[952]. Однако фаянсовые изделия не всегда изготовлялись в формах. По словам Рейснера[953], тонкие чаши, более крупные кувшины и некоторые [259] кувшины, найденные в египетской колонии Среднего царства в Керма (Судан), сделаны на гончарном круге; большая часть мелких кувшинов сделана на болванках; несколько грубых кувшинов носят следы выдалбливания, как будто они были первоначально вылеплены сплошными, а потом выдолблены внутри, пока материал был еще во влажном состоянии. Он говорит также, что фигуры и амулеты вылеплены от руки и отделаны при помощи резца или какого-то заостренного орудия и что ни один из этих предметов не был изготовлен в форме. Я позволю себе высказать предположение, что чаши и вазы, в особенности сосуды в форме чайников, служившие для возлияний, могли быть сделаны только на гончарном круге, а не путем формовки, хотя в формах могли быть изготовлены носики и крышки.